Статья:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Коваленко В.В. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 2(269). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/269/143432 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Коваленко Владислав Владимирович
студент, Дальневосточный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Хабаровск
Винник Надежда Витальевна
научный руководитель, Дальневосточный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Хабаровск

 

Конституционный Суд - высший орган конституционного контроля в Российской Федерации

КС РФ осуществляет проверку законов, подписанных Президентом РФ, перед их опубликованием, проверку законов и других НПА субъектов РФ на их соответствии Конституции РФ.

Полномочия КС РФ могут быть изменены путем внесения изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». КС решает только вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и просмотра фактических обстоятельств во всех случаях, входящих в компетенцию других судов или органов. Опираясь на свою компетенцию КС РФ принимает Регламент.

Суд состоит из судей в количестве 19 человек, которые назначены Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой на должность пожизненно. Судьи должны обладать высшим юридическим образованием и иметь стаж работы в этой сфере не менее 15 лет. Судьей может быть назначен гражданин РФ с отличной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в сфере юриспруденции не менее 15 лет, обладающий высокой квалификацией в области права, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет.

Полномочия судей Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст судей Конституционного суда составляет 70 лет. Судьи КС считаются вступившими в должность с момента принесения присяги. Их полномочия истекают в конце месяца, в котором они достигают 70-летнего возраста. Судья, достигший возраста, по достижении которого он может исполнять обязанности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до вынесения окончательного решения по делу, возбужденному с его участием, или до назначения нового судьи.

Судьи Конституционного Суда неприкосновенны. Гарантия неприкосновенности судей Конституционного Суда устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации».

Судьи Конституционного суда не несут ответственности за мнения, высказанные при рассмотрении дела в Конституционном суде, в том числе после прекращения их компетенции.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод, проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, толкует Конституцию Российской Федерации, разъясняет ее положения и дает толкование законов.

Помимо этого, Конституционный Суд рассматривает дела о проверке конституционности международных договоров, заключаемых Российской Федерацией. Он также участвует в разработке заключений по проектам законов и других нормативных актов, касающихся конституционного правопорядка.

        

Рисунок 1. Схема

 

Виды органов конституционного контроля субъектов РФ

До 1 января 2023 существовало несколько видов органов конституционного контроля в субъектах РФ. Органы конституционного контроля субъектов РФ являлись важной составляющей системы обеспечения соблюдения Конституции на региональном уровне.

Рассмотрим основные виды:

  1. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Они являются высшими судебными органами в регионах, занимаются рассмотрением дел, связанных с проверкой конституционности нормативных актов, принятых на уровне региона.
  2. Комиссии по конституционному контролю – органы, созданные в некоторых субъектах РФ, которые занимаются анализом соответствия законов и иных нормативных актов Конституции.
  3. Органы представительной власти субъектов РФ – депутатские органы, например, законодательные собрания регионов тоже могут выполнять функции конституционного контроля, осуществляя проверку законов, принятых на региональном уровне, на соответствие Конституции.
  4. Уполномоченные (овуды) по правам человека. В ряде субъектов РФ существуют органы уполномоченный по правам человека, которые могут осуществлять контроль над соблюдением конституционных прав и свобод граждан на территории региона.

Роль и функции органов конституционного контроля субъектов РФ заключалась в обеспечении соблюдения конституционных норм на региональном уровне, защите прав и свобод граждан, контроле за деятельностью органов власти субъектов РФ, чтобы избежать противоречия Конституции РФ.

Создание конституционных (уставных) судов субъектов России было связано с процессом становления российской правовой системы. Первыми уставными судами были созданы в 1994 году в ряде российских регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, и др.

В течение последующих лет уставные суды были созданы во всех субъектах Российской Федерации. Они получили полномочия по рассмотрению жалоб и обращений граждан, касающихся нарушений их конституционных прав. Уставные суды также осуществляли контроль за соответствием законов и иных правовых актов конституции субъектов Российской Федерации.

Однако, согласно Федеральному Конституционному Закон № 7 от 08.12.2020 года «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы». Согласно данному закону, Конституционные (уставные) Суды субъектов РФ должны быть ликвидированы не позднее 1 января 2023 года, но уже после вступления в силу закона судам запрещается принимать новые дела к своему производству и принимать в свой состав новых судей. Вместо Конституционных (уставных) Судов каждый регион может создать при своем парламенте Конституционный или Уставной Совет.

Основными причинами упразднения являются:

  1. Централизация власти. В рамках проводимой реформы публичной власти произошла консолидация полномочий в руках федерального правительства. В результате ряда изменений в Конституции Российской Федерации была урезана автономия субъектов, а значительная часть полномочий была передана на федеральный уровень.
  2. Сокращение бюрократической нагрузки. Упразднение конституционных (уставных) судов преследовало цель оптимизации структуры государственного аппарата и сокращения бюрократической нагрузки. Руководствуясь этой целью, решение было принято о передаче полномочий конституционных (уставных) судов другим органам власти.
  3. Унификация правовых стандартов. Указанные изменения в Конституции Российской Федерации также связаны с унификацией правовых стандартов. С целью обеспечения согласованности законодательства по всей территории России было принято решение о передаче полномочий уставных судов на федеральный уровень.

Таким образом, Конституционные (уставные) суды прекратили свое существование, а их полномочия перешли на федеральный уровень другим органам.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"