Статья:

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСТАНОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Аветисян Л.А. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСТАНОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 2(269). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/269/143449 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСТАНОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ

Аветисян Лариса Александровна
магистрант, Тамбовский государственный университет, РФ, г. Тамбов

 

SPECIFICS OF TEACHING STUDENTS PRODUCTION ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF AN ART COLLEGE

 

Larisa Avetisyan

Master’s student, TSU named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov

 

Среднее профессиональное образование в Российской Федерации, как и во всем мире занимает одну из востребованных ниш образовательном пространстве. Образование данного уровня считается необходимым для получения качественной профессиональной подготовки будущих кадров.

Колледжи в Российской системе образования - это среднеспециальные учебные заведения, которые реализуют основные профессиональные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы углубленной подготовки, на которых профилируется образовательное учреждение.

В контексте данной образовательной системы постановочная деятельность студентов, отражается в учебной дисциплине: «Композиция и постановка танца», которая включена в первый и основной модуль учебного плана образовательного учреждения СПО по профилю «Народное художественное творчество», а это значит, что курс данного учебного предмета занимает место углубленного обучения и осваивается на протяжении всех учебных семестров.

Преподаватель по дисциплине «Композиция и постановка танца» проводит теоретические лекции, которые знакомят студентов с основами балетмейстерского искусства. На протяжении всего периода обучения он обращается к теоретической литературе деятелей искусства, активно работавших над данным направлением. Проблеме специфики обучения постановочной деятельности, созданию хореографического произведения посвящено множество теоретических трудов, среди них: Ж.Ж. Новер «Письма о танце и балете» ; И.Г. Есаулов «Хореодраматургия. Искусство балетмейстера»; В Захаров «Искусство балетмейстера»; Р.С. Зарипов « Драматургия и композиция танца. Взгляд из зрительного зала» , Л.В. Бухвостова и С.А. Щекотихина «Мастерство хореографа» и др.

Опираясь на данные источники рассмотрим специфику обучения студентов постановочной деятельности на уроке «Композиция и постановка танца» в колледже искусств. Рассматривая постановочную работу через призму теоретического труда Ж.Ж. Новерра «Письма о танце», можно выделить следующие особенности специфики работы над постановочной работой.

Согласно опыту великого балетмейстера реформатора 18 века, труд которого по сей день является актуальным и основополагающим в области хореографического искусства, процесс создания постановки подчиняется следующей последовательности:

- создание нарастающего сюжета (тема из истории, мифологии или сочиненная постановщиком);

- создание хореографической лексики;

- разработка жестов, движения и мимики( с помощью которых можно было бы передать страсти и чувства, подсказываемые сюжетом );

- разработка музыкального оформления ( подбор музыкально произведения).

Обращаясь к специфике обучения студентов постановочной деятельности, хочется отметить, что преподаватель в СПО, должен предоставить студентам возможность создания композиции и по описанной Ж.Ж. Новерром последовательности, и по второму варианту разработки. Конечно же, о композиторском написании отдельного произведения на хореографическую композицию, не идет речи. Актуальным будет поиск нужного музыкального материала на сюжет или создание сюжета отталкиваясь от музыкальной композиции найденной заранее.

Для выявления предмета работы преподавателя, осуществляющего наставничество над постановочной деятельностью студентов колледжа, мы рассмотрели важные методические аспекты постановочной деятельности балетмейстера по мнению Ж.Ж. Новерра .

1.Злоупотребление слишком частого и назойливого повторения приема симметрии, отождествляет балетмейстера, как неумелого. (Цитата из книги, письмо первое:«Балетмейстер, не обладающий ни выдумкой, ни вкусом поставит этот отрывок рутинно и тем самым лишит его всякого эффекта, ибо не проникнется духом. Нимф и фавнов он выстроит в несколько параллельных линий, придирчиво требуя от танцовщиц, чтобы они приняли совершенно одинаковые позы, а танцовщиков заставит поднять руки на одну и ту же высоту».)

2. В постановке должны быть отчетливые линии, крупные сцены, энергические персонажи, смело распределенные группы, противоположения и контрасты столь же разительные, сколь и искусно скомпонованные.

3. Балетмейстер должен иметь представление о всей постановке в целом, а не рассматривать по отдельным частям.

4. Должен уметь распределять партии солистов и насыщать лексикой и сюжетом участников композиции второго, третьего и других планов композиции.

5. Избегать лишних образов и сольных неоправданных партий в композиции.

6. Выстраивать композицию в едином фокусе.

7. Балетмейстер должен стараться, чтобы у каждого из танцующих актеров была своя роль, своя выразительность, свой характер.

8.Должен иметь профессиональный вкус и не растрачивать себя на произведения низкого уровня или жанра.

9.Уметь искусно скрывать изъяны исполнительского мастерства и транслировать в выгодном свете.

10. Продумывать костюмы и декорации до малейших деталей.

Анализируя фундаментальный труд Ж. Ж. Новерра, мы выделили некоторое множество направлений работы преподавателя - наставника в обучении постановочной деятельности студентов колледжа искусств.

Каждое из выявленных направлений несет в себе фундаментальны, филигранный труд педагога, который красной нитью пролегает через весь период обучения постановочной деятельности. Научиться всему что описано в таблице за один деть невозможно, так как эти направления изучаются в процессе систематичной практической работы студентов и преподавателя на уроке « Композиция и постановка танца».

1. К специфике работы педагога со студентами колледжа искусств можно отмести такое важно направление работы, как воспитание профессионального «вкуса» к произведениям искусства и музыкальному материалу. Для начала раскроем суть понятия «профессиональный вкус». Данное понятие определяется . как вкус высшего порядка, относится к духовной сфере поэтому формирование его может быть реализовано по средством произведений искусств. Данное направление может быть рассмотрено в целом, как относящееся ко всему многообразию дисциплин курса обучения, но мы рассмотрим в контексте урока « Композиция и постановка танца».

Преподаватель по данной дисциплине, может сформировать необходимое представление об высоком искусстве путем:

- демонстрации видео - материала или посещение концертов известных коллективов (выступления ансамблей; балетные спектакли; театральные постановки и др. относящееся в фонду высокого исполнительского мастерства и высоко художественного уровня);

- помощи в подборе музыки к постановкам (предложение музыкального материала или анализ заготовленного студентом материала и совместный диалог о художественной ценности музыкального произведения);

-помощь в подборе идеи для композиции (опираясь на мировые художественные литературные произведения, на признанные произведения изобразительного искусства и др.);

- редакция хореографической постановки и анализ результатов ( относительно художественной значимости и области применения композиции).

2. Следующее направление, которое относится к специфике работы преподавателя обучающего студентов постановочной деятельности, является работа над целостностью произведения (соответствия всех компонентов общей фактуре номера) в том числе подбор костюмов и декораций к нему. Преподаватель должен научить студентов смотреть на свою постановку, как на целостное произведение. В контексте данного направления спецификой работы преподавателя будет являться: помощь в определении: темы, идеи, музыки, анализе предполагаемого лексического материала и его соответствия теме и идее композиции; помощь в подборе и(или) разработке костюмов и декораций, которые могут быть применены в постановочной работе. Важно отметить, что навык анализа собственного произведения, без стороннего вмешательства приходит далеко не к каждому студенту, иногда лишь спустя много лет балетмейстерского опыта, вырабатывается это умение .

3. Работа над композиционным построением хореографического произведения. Спецификой работы над данным направлением будет осуществляться путем:

- разбора разработанного сюжета и помощи в наложении сюжета на законы драматургии с каждым из студентов;

- помощи в создании композиционного плана хореографического произведения;

-при отсутствии важных компонентов в композиционном построении, внесение редакций в композиционный план.

4. Работа над образами и распределением главных и второстепенных партий. Специфика работы над данным направлением будет заключаться в осуществлении преподавателям помощи в:

- анализе будущей композиции, как целостной структуры и определении отдельных и побочных образов;

- анализе образов (определении характера; настроения; эмоционального состояния персонажей);

- разработке поз, жестов и мимики созданного образа;

- отработке студента - постановщика с исполнителями элементов пантомимы.

5.Работа над грамотностью подачи лексического материала, с учетом исполнительских навыков участников композиции. Спецификой данного направления работы, является воспитание у студентов умения отталкиваться в построении лексики относительно исполнительских данных участников постановочной работы. Преподаватель должен научить студента грамотно обыгрывать и убирать невыгодные для постановки лексические элементы, поддержки или иные лексические средства, которые отрицательно выставляют слабые места исполнителей или освещают постановку , как слабое произведение ( это могут быть, например поддержка которую студент хочет использовать, но которая не просматривается на данной исполнительской группе).Так же в специфику данного направления входит проведение анализа грамотности подачи лексического материала на уроке ( правильный счет музыкального произведения; грамотность показа лексики ).

6. И последнее из изложенных направлений - это работа над хореографическими приемами в номере. Студенты, особенно начальных курсов по привычке начинают в своих постановка применять одинаковые хореографические приемы, это связано с маленьким «багажом» в области постановки хореографических композиций. Специфика работы с данным направление будет заключаться в активной деятельности преподавателя, которая предусматривает:

- задания для анализа приемов хореографических произведений (педагог может давать для самостоятельной работы);

- просмотр видеоматериала хореографических приемов на уроке, на примере подготовленных отрывков спектаклей, балетов и др.

- применение изученных приемов на практике;

- задания на составление этюда содержащего максимальное количество данных приемов.

 

Список литературы: 
1. Бирюков М.Ю. Обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса у студентов творческой специальности в процессе профессиональной подготовки / Бирюков М.Ю. [Электронный ресурс] // cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-pedagogicheskih-usloviy-formirovaniya-hudozhestvennogo-vkusa-u-studentov-tvorcheskih-spetsialnostey-v-protsesse-ih/viewer
2. Бухвостова, Л. В., Заикин, Н. И., Щекотихина, С. А. Балетмейстер и коллектив [Текст] / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина — 3 -е изд. — Орел: ООО "Горизонт", 2014 — 250 c.
3. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник / И.Г. Есаулов. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 256 c.
4. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983. - 237с.
5. Зарипов Р.С. Драматургия и композиция танца. Взгляд из зрительного зала. - Новосибирск, 2008 - 344с.
6. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балете / Ж. Ж. Новерр. — Л. ; М. : Искусство, 1965. — 375 с