ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF LAWS BY ADMINISTRATIVE JURISDICTION BODIES
Anis Safin
Graduate Student, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny
Аннотация. В рамках данной научной статьи рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства органами административной юрисдикции. Анализируется предмет прокурорского надзора, инструментарий осуществления надзора. Анализируется действующее законодательство, регламентирующее порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции. Рассматриваются основные проблемы осуществления надзора, возникающие на практике. Выдвигаются предложения по совершенствованию надзора и его эффективности в данной сфере.
Abstract. Within the framework of this scientific article, issues of prosecutorial supervision over compliance with legislation provide administrative jurisdiction. The subject of prosecutorial supervision and the tools for carrying out supervision are analyzed. The current legislation regulating the procedure for exercising prosecutorial supervision over the execution of solar energy on the principles of administrative jurisdiction is analyzed. The main problems of monitoring that arise through the example are considered. Proposals are being put forward to improve supervision in this area.
Ключевые слова: законность, правопорядок, прокурорский надзор, органы административной юрисдикции.
Keywords: legality, law and order, prosecutor's supervision, bodies of administrative jurisdiction.
Прокуратура по части 1 статьи 129 Конституции России в определена как единая федеральная централизованная система органов [1].
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 установлено, что предметом надзора, осуществляемого Прокуратурой Российской Федерации, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, а также проверка на соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами [2].
Часто предметом обсуждения является вопрос о том, должны ли в включаться в сферу прокурорского надзора только нормативные акты или же они включают в себя и ненормативные акты.
По моему мнению, что ответ на этот вопрос можно найти в актах органов прокуратуры. Так, в пункте 15 приказа Генеральной прокуратуры России от 2 июня 2010 года № 233 "Об утверждении и введении в действие статистического отчета "О работе прокурора" по форме п и инструкции по его составлению" указывается, что в графе 2 отображаются сведения о выявленных прокурорами в процессе проверок незаконных правовых актах.
К таким актам относятся решения, постановления, содержащие обязательные предписания, с юридическими последствиями.
Такие акты могут быть нормативными актами, распространяющимися на неопределенный круг лиц, или же индивидуальными актами, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности определенных лиц.
Исходя из анализа указанного ведомственного акта, мы приходим к выводу, что надзор за законностью правовых актов индивидуального характера осуществляется наравне с надзором нормативных правовых актов.
Органы административной юрисдикции представляют собой совокупность органов государственной власти (на федеративном и региональном уровнях) и органов местного самоуправления, составляют целостную и иерархическую систему.
Административная юрисдикция опосредует в целом отношения, связанные с осуществлением государственной власти и управления, то есть деятельность органов государственного управления, а также должностных лиц по рассмотрению и разрешению административных дел, установленная нормами права. Административная юрисдикция также предусматривает применение соответствующих юридических санкций в административном порядке.
В качестве предмета надзора за исполнение законов органами административной юрисдикции ключевым будет являться положение п. 2 ст. 21 Федерального закона N 2202-1 о том, что прокуратура при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяет иные государственные органы. Данное нормативно-правовое предписание представляет собой необходимый ограничитель на пути необоснованного расширения сферы надзора органов прокуратуры.
В законодательстве разъясняется, что органы прокуратуры не имеют права инициировать проверку по собственной инициативе. Проверка проводится только на основании полученной от стороннего источника информации о фактах нарушения законов, которые требуют вмешательства прокурора. Более того, такая информация становится основанием для проведения проверки только в том случае, если ее нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения упомянутой проверки.
Надлежащие полномочия прокурора не распространяются на меры, предусматривающие немедленное устранение правонарушений [4].
В целях формирования соответствующих нормативных требований необходимо законодательно закрепить понятие, цели и порядок прокурорской проверки, определив ее значимость в достижении результативности надзорной деятельности [5].
На наш взгляд, данный подход позволит установить единый механизм реализации проверочных мероприятий.
Также в 2020 году из 7 678 тысяч дел об административных правонарушениях, поступивших на рассмотрение в суды, были прекращены 319 тысяч дел или 4,15% от общего числа, в том числе и в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, что свидетельствует о недостаточном уровне контроля законности при возбуждении дел об административных правонарушений со стороны органов прокуратуры, в особенности своевременности совершения процессуальных действий и контроля сроков давности привлечения к административной ответственности. [6]
Итак, в качестве основных направлений совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции, по-нашему мнению, могут быть выделены:
1) Совершенствование нормативного материала на ведомственном уровне, а именно - конкретизация задач надзора;
2) Нормативное установление порядка проведения проверочных мероприятий по инициативе органов прокуратуры;
3) Реорганизация структуры и пересмотр штатной численности территориальных органов прокуратуры с целью объединения ресурсов правоохранительной системы;
4) нормативно-правовое установление принципа выборочности и достаточности проведения указанных проверок с установлением формальных критериев достаточности и необходимости количества объектов проверок, определения уровня риска нарушений исполнения законодательства и нарушений законных прав граждан и организаций органами исполнительной власти;
5) Выделение критериев оценки деятельности органов исполнительной власти с целью предварительного выбора объектов прокурорского надзора при проведении проверочных мероприятий в выборочном порядке.
6) Внедрение ведения учета совершения процессуальных и иных действий в сфере административной юрисдикции поднадзорными органами с применением информационных технологий с обязательным унифицированным информационным обменом с органами прокуратуры.