Историко-правовые аспекты развития законодательства в сфере борьбы с экстремизмом
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Историко-правовые аспекты развития законодательства в сфере борьбы с экстремизмом
Historical and legal aspects of the development of legislation in the fight against extremism
Kirill Oganov
master's degree student of the SUAI, Russia, St. Petersburg
Gеldibaev Movlad Khasievich
Dr. Ju. sciences, professor, Professor of the Department of Criminal Law and Customs Investigations of the SUAI, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматривается вопрос историко-правовых аспектов развития законодательства в сфере борьбы с экстремизмом, определение экстремизма, экстремизм как форма политической деятельности, экстремизм в законодательстве Российской Федерации, формы противодействия экстремизму.
Abstract. The article deals with the issue of historical and legal aspects of the development of legislation in the field of combating extremism, the definition of extremism, extremism as a form of political activity, extremism in the legislation of the Russian Federation, a form of counteraction to extremism.
Ключевые слова: экстремизм, радикализм, терроризм, национальная безопасность, угроза, религия.
Keywords: extremism, radicalism, terrorism, national security, danger, religion.
По мнению многих ученых, экстремизм, в качестве социального явления, зародился вместе с появлением первого человеческого социума.
В своих трудах, профессор В.Н. Томалинцев, пишет: «экстремизм - явление, которое свойственно каждой исторической эпохе.
Об этом красноречиво свидетельствуют жизнеописания древнеримских цезарей, история средневековой инквизиции, история становления капиталистических отношений периода первичного накопления» [1].
Е.П. Сергун отмечает, что «экстремизм - неизменный спутник российской истории: и во времена самодержавного деспотизма, и в советский период, и на современном этапе существенное место в политическом процессе занимали и занимают экстремистские партии, движения, настроения и действия» [2].
Действительно, исторический анализ показывает, что ко многим событиям мировой истории может быть применимо понятие экстремизма.
Однако, сам термин появляется достаточно поздно.
Официальное определение, термин, впервые получает в 1838 году в словаре, составленном немецким философом Вильгельмом Трауготтом Кругом. По его мнению: «Экстремистами являются те, которые не хотят признавать середину и находят удовольствие в крайностях. Но обычно их называют ультра» [3].
В отечественном уголовно-правовом законодательстве тема экстремизма долгое время отсутствовала. Ни в Уголовном кодексе РСФСР, введенном 22 ноября 1926 года, ни в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года, не встречается дефиниции «экстремизма», в виду отсутствия законов, посвященных противодействию данному явлению.
В силу исторического опыта участия СССР во Второй мировой войне, у населения длительное время присутствовал крепкий иммунитет к таким наиболее частым проявлениям экстремизма, как фашизм и нацизм.
Прочие же недовольства, со стороны населения, политическим строем, либо экономической сферой жизни общества, как правило провозглашались продуктом антисоветской агитации со стороны Запада.
Существовавший на то время подход позволял жестко контролировать активистов оппозиции и субъектов, подвергающих сомнению существующую в СССР идеологию. Действия указанных лиц подпадали под ряд статей Уголовного кодекса, в частности под статью 70 «Антисоветская агитация и пропаганда».
Безусловно, подход такого рода, грубо нарушал и ограничивал права и свободу убеждений у населения.
Однако, в свою очередь, благоприятное влияние выражалось в предотвращении проявлений экстремизма. Достаточно жесткая правовая и идеологическая оценка, даваемая каждому конфликтному инциденту, а также меры, принимаемые для его пресечения, делали практически невозможным организацию каких-либо масштабных акций протеста или беспорядков.
В рассматриваемый период, правовое понимание термина «экстремизм», в большой степени сводится к его проявлению в религиозной области. В частности, Президентом Российской Федерации, 05 ноября 1998 года, был утвержден «Комплексный план мероприятий, по противодействию исламскому экстремизму», «Перечень первоочередных мероприятий по противодействию исламскому экстремизму и предотвращению распространения радикальных исламских течений на территории Российской Федерации в 1998-2000 гг.», Решение Совета Безопасности РФ «О дополнительных мерах по пресечению антиконституционной деятельности исламских экстремистских организаций в Российской Федерации». Вместе с тем, в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 года, № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» особо подчеркивается, что «Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти, сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие» (пункт 20 раздел II).
При этом, «Экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленных на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране» отнесена в Стратегии к числу одного из основных источников угрозы национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности нашей страны (пункт 37 раздел IV). [5]
Невзирая на бесспорный рост экстремизма, нормативно-правовые акты, которые имели бы возможность стать правовым основанием для понимания экстремизма и борьбы с ним, на федеральном уровне, так и не появились.
Данная ситуация осложняет правовую оценку экстремистских проявлений, уменьшает результативность используемых мер, по охране прав и законных интересов, как человека, так и государства. [6]
В связи с отсутствием соответствующих нормативно-правовых актов на федеральном уровне, некоторые республики Российской Федерации приняли местные законы, регулирующие данный вопрос.
В частности, в Республике Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан., в Кабардино-Балкарской Республике – Закон «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности», в Карачаево-Черкесской Республике – Закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики», а также другие.
К недостаткам вышеперечисленных актов относится отсутствие в них научно обоснованного терминологического ряда, а это, в свою очередь, приводит к нарушению конституционных прав и свобод граждан.
Теория и практика экстремизма неразрывно связаны, они правильно выражены в дефиниции экстремизма, которое дали В.А. Пономаренков и М.А. Яворский: «Экстремизм – это насильственные и (или) противоправные деяния, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к таковым деяниям.» [10]
Рассмотрев исторические аспекты становления понятия экстремизма, а также ознакомившись с мнениями ряда исследователей, по данному вопросу, мы установили, что экстремизм – явление, свойственное всем этапам развития общества.
Тем не менее, сама дефиниция «экстремизм» зарождается достаточно поздно, что, однако не отменяет того, что при анализе ряда исторических событий, с точки зрения существующего законодательства, многие исторические факты можно признать следствием проявления экстремизма.
Настоящую актуальность проблема экстремизма в России приобретает ближе к концу XX века. По большей части, это проявления религиозного экстремизма, что в свою очередь побуждает правительство принимать ответные меры.
Президентом утверждается ряд документов, призванных способствовать противодействию экстремизму, а сам термин приобретает все большую популярность и в средствах массовой информации.