Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СУБЪЕКТЕ РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Масляков Д.В. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СУБЪЕКТЕ РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 2(269). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/269/143640 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СУБЪЕКТЕ РФ

Масляков Дмитрий Владимирович
магистрант Сибирский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В настоящей публикации осуществлен анализ процесса организации межмуниципального взаимодействия в субъекте Российской Федерации. Проанализированы цель и потребность в организации межмуниципальной кооперации муниципальных образований. Обозначены нормативно-правовые акты, содержащие ключевые характеристики рассматриваемого понятия. Перечислены цели организации межмуниципального сотрудничества в субъекте Российской Федерации. Рассмотрены ключевые проблемы организации данного вида взаимодействия. По результатам анализа темы исследования предложены возможные пути решения проблемных вопросов.

 

Ключевые слова: межмуниципальное сотрудничество, субъект России, муниципальное образование, интеграция, кооперация, органы местного самоуправления.

 

На сегодняшний день социальное и экономическое развитие субъектов Российской Федерации невозможно представить себе без реализации механизмов межмуниципального сотрудничества. Последнее является важнейшей и малоизученной функцией органов местного управления. Назначение межмуниципального сотрудничества состоит в том, чтобы достигнуть развития муниципалитета в различных его аспектах посредством межтерриториальной интеграции в субъекте Российской Федерации.

Подобная потребность в объединении возникает в момент, когда муниципальное образование:

  1. стремится упрочить и распространить имеющиеся преимущества;
  2. стремится повысить качество предоставляемых населению услуг муниципального характера;
  3. стремится решить вопросы недостатков кадров в муниципальном образовании;
  4. претерпевает дефицит ресурсов для эффективного развития.

Возможность организации межмуниципального сотрудничества в субъекте России предусмотрена Европейской хартией местного самоуправления 1985 года [1]. Ввиду того, что данный нормативно-правовой акт был ратифицирован Российской Федерацией, его положения были адаптированы к отечественному законодательству. В частности, закреплено право органов местного самоуправления на ассоциацию, рассматриваемую как возможность для сотрудничества в целях реализации общих задач и совместных интересов [2]. Речь в данном случае идёт о законе, принятом в 2003 году, именуемом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Вопросы межмуниципального сотрудничества отражены в статьях 66 – 69 упомянутого правового акта. Однако, что примечательно, легальное определение понятия межмуниципального сотрудничества в законе отсутствует.

Несмотря на вышеобозначенное, анализируемый закон содержит основные цели организации межмуниципального сотрудничества в субъекте Российской Федерации. Ими являются следующие:

  1. объединение и защита единых интересов муниципальных образований;
  2. содействие продуктивному развитию местного самоуправления;
  3. взаимодействие между органами местного самоуправления и муниципальными образованиями;
  4. создание условий экономического развития для увеличения уровня жизни населения муниципального образования.

Относительно организации межмуниципального сотрудничества стоит отметить, что организация представляет собой определённый процесс, характеризующийся конкретными шагами/действиями, имеющий определенную цель, начало и необходимый результат. В частности, необходимо выделить три возможные формы организации межмуниципального сотрудничества в субъекте:

  1. договорное (представляет собой организацию на основе заключаемого в рамках взаимодействия между муниципальными образованиями договора о сотрудничестве и иных гражданско-правовых соглашений, которые содержат и включают в себя приобретение товаров, реализацию услуг или работ, направленных на развитие муниципального образования);
  2. ассоциативное (например, организация объединений муниципальных образований, советов муниципальных образований);
  3. хозяйственное (организую межмуниципальных общества хозяйственного характера или других юридических лиц).

При этом необходимо отметить, что в настоящее время организация межмуниципального сотрудничества сдерживается рядом проблемных факторов [3]. Одним из них, например, является противоречивый характер федерального законодательства, которое регламентирует формы, порядок сотрудничества и коммуникации между муниципальными образованиями. Помимо этого, некоторые виды организации интеграции муниципальных образований не получили должного закрепления на законодательном уровне. Некоторые из них и вовсе остались без правового регулирования.

Следующей проблемой организации межмуниципального взаимодействия является то, что муниципальные образования не имеют полномочия осуществлять свою деятельность в качестве хозяйствующих субъектов. Ввиду указанного, предполагается, что наиболее подходящим вариантом для них будет создание межмуниципальных хозяйственных обществ в виде общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества. Однако при этом вызывает определённые сомнения вопрос статуса перечисленных выше обществ, а также порядок их создания, состав и численность.

Другим проблемным вопросом является тот, что в статьях таких нормативно-правовых актов, как Гражданский кодекс, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» не содержат ограничений и обязательств относительно состава обозначенных выше обществ. Однако основной проблемой является незакрепление понятия муниципального хозяйственного общества и неустановление его статуса [4].

Следует также учитывать, что нормы закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» не соответствуют законодательству, регулирующему акционерные общества. В последнем установлено, что акционерные общества, учрежденные муниципалитетами, могут быть только открытыми.

Помимо прочего, имеет место пробел, касающийся определения субъектов, которые имеют полномочие на участие в межмуниципальных хозяйственных обществах. В частности, возникает вопрос относительно того, могут ли быть таковыми физические и юридические лица, а не только муниципальные образования. Закон, регулирующий деятельность ОМСУ не имеет запрета относительно наличия в составе общества иных лиц [2].

Таким образом, осуществив анализ организации межмуниципального сотрудничества в субъекте и имеющихся на сегодняшний день проблем, стоит отметить, что для дальнейшего эффективного развития исследуемой темы представляется необходимым разработать отдельный специальный нормативно-правовой акт, который бы регулировал межмуниципальное сотрудничество. Представляется, что подобный специальный закон должен содержать цели, задачи и формы организации межмуниципального взаимодействия, а также порядок его реализации и возможную оценку результатов подобной деятельности.

Устранение имеющихся проблем, перечисленных выше, и приведение их в соответствие с нормами гражданского законодательства, будет способствовать успешному функционированию и развитию организации межмуниципальной кооперации в субъекте Российской Федерации. Обозначенное имеет особую важность не только для развития самого муниципалитета, но и для всей региональной политики в целом.

 

Список литературы:
1. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.12.2023).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.12.2023).
3. Ворошилов Н.В. М Межмуниципальное сотрудничество в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. №6. С. 141-159.
4. Руденко С.С. Межмуниципальное сотрудничество: виды и формы // Теория и практика общественного развития. 2019. №4. С. 1-4.