К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Начавшиеся в нашей стране коренные социально-экономические и политические преобразования наибольшее влияние оказали на систему образования. Формирование рыночного механизма регулирования общественных отношений, привели к необходимости коренной трансформации как самой системы общего образования, так и управления его развитием. С самого начала общественных преобразований в нашей стране начали создаваться законодательно-правовые, экономические, административно-управленческие основы развития образовательной системы в условиях перехода общества на рыночные механизмы функционирования экономики и демократическую организацию политической жизни. С развитием децентрализации государственного управления, которое привело к возрастанию экономической и политической самостоятельности регионов, значительная часть обязательств и полномочий по управлению образованием была передана на места, сформировались региональные образовательные системы, основанные на соответствующем правовом, административном и общественно-политическом обеспечении. В регионах возникли свои отлаженные образовательные структуры, появилось соответствующее законодательство, начали создаваться и реализовываться оригинальные образовательные программы.
Социально-экономическая ситуация в России, появление и развитие современных технологий, бурное развитие телекоммуникаций, создание всемирных информационных баз данных ставит новые задачи, делает жизненно важным поиск новых подходов к качеству подготовки специалистов во всех сферах и областях жизнедеятельности. Уровень развития системы образования в государстве и регионе напрямую связан с развитием экономики, социальной сферой. Современное состояние и сложившееся современная модель экономики, развитие высоких технологий обусловливают изменение рынка труда, структуры занятости населения и росту интеллектуального и духовного потенциала общества. Модернизация сформировавшейся модели управления системой образования в регионе становится одним из основополагающих факторов развития отечественного образования.
На первом этапе ее реализации система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной. На следующим этапе предусматриваются глубокие изменения в структуре и содержании всей системы российского образования. В соответствии с утвержденными правовыми нормами в качестве принципов государственной политики в области образования, называют принцип гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, принцип свободного развития личности, демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Современный этап развития системы образования в России характеризуется динамическими изменениями, происходящими под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы обуславливают изменение структуры государственного и общественного запроса к системе образования: подготовка профессионала с учетом требований конъюнктуры на рынке труда и перспектив научно-технического, экономического и духовного развития страны.
Коренные изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни России, последних лет, обусловили необходимость продолжения модернизации всей социальной сферы, в том числе и в области образования. Модернизация российского образования предполагает, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
В настоящее время управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном и муниципальном. Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования, третий уровень – муниципальный. На федеральном уровне осуществляется координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных образовательных организаций, осуществляется выработка государственной политики в области образования и нормативно-правовое регулирование в установленной социальной сфере. В каждом из субъектов Российской Федерации формируется и функционирует региональный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования и координацию деятельности региональных образовательных организаций. Региональный орган исполнительной власти может иметь различные организационно-правовые формы, такие как министерство, департамент, главное управление, организованные в границах соответствующего региона.
Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На муниципальном уровне, в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения. Каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
В соответствии установленным законодательством, регулирующими социальную сферу, система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Основная цель деятельности органов управления образованием - обеспечение реализации государственной политики в социальной сфере, исполнения государственной программы развития образования, выполнения государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов. Одним из существенных вопросов является распределение полномочий и ответственности между элементами системы управления образованием: федеральным министерством, региональными управлениями и муниципальными управленческими структурами.
Система управления образованием это совокупность человеческих, материальных, технических, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции, осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Образовательная сеть соответствующего уровня — это совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности. Элементом образовательной системы считается образовательное организация, обладающая различными характеристиками (набор образовательных программ, их пропускная способность, качество и др.)
Управление системой образования в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения, а также системности управления образованием и носит государственно-общественный характер.
В настоящее время система образования в РФ представляет собой: во-первых, систему знаний, умений и навыков (образование специалиста, профессиональное образование); во-вторых, социальный институт, в который входят система образования, учебные заведения, организационные структуры; в третьих, процесс получения знаний умений и навыков (формирования личности) и подготовки специалистов, определяемый целью обучения; и, в – четвертых, процесс сохранения и расширенного воспроизводства социального опыта и форм общественной жизнедеятельности (образование общества).
Развитие образовательной системы России во многом определяется тем, в какой степени принимаемые законодательные акты и управленческие решения социально и экономически проработаны, выполняются на местах, непосредственно в регионах и муниципалитетах. Анализируя складывающуюся социально-экономическую ситуацию с позиций развития образовательной системы в целом, можно констатировать, что каждому региону необходимо развивать систему образования с учетом единой государственной политики. При выборе образовательной стратегии и тактики необходимо действовать сообразно своим социально-экономическим, географическим, природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Все это является важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения. Модель управления системой образования всегда соответствует определенному периоду истории своей страны. В то же время мировой опыт показывает, что идеальной системы образования нет ни в одной стране мира. Однако если внимательно изучать образовательные системы разных стран, то в каждой из них можно найти то, что сделает эту социальную сферу более эффективной.