Статья:

Происхождение философии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Хаипова А.Е., Гурьянов А.С. Происхождение философии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33238 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Происхождение философии

Хаипова Анастасия Евгеньевна
студент Казанского государственного энергетического университета, РФ, г. Казань
Гурьянов Алексей Сергеевич
канд. филос. наук, доцент, Казанского государственного энергетического университета, РФ, г. Казань

 

Прежде чем говорить об истоках и происхождении философии, нужно понять, что такое философия, так как вопрос о природе какого-либо явления во многом и очень часто упирается в вопрос о сущности.

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародилась философия примерно в 6-7 веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Главной задачей философов был поиск ответов на вопросы и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей, особенно сильно это проявляется в переходные периоды со сложным переплетением различных социальных, политических, культурных проблем - ведь именно в этот период проверятся делом и преобразуется само мировоззрение. Сейчас в современном мире не менее остро стоят задачи философского осмысления всего происходящего. Я думаю, это связано с развитием общества, ведь чем больше создает человек вокруг себя, тем больше у него возникает вопросов о происходящем, тем больше вопросов он задает себе, на которые он ищет ответы. Для того чтобы выяснить, как возникла философия, важно понять, на смену чему она пришла. К размышлениям над философией, занятиям философией люди приходят разными путями, но есть же и путь, по которому когда-то все человечество пришло к философии. Чтобы понять это, нужно представить себе этот путь, обратиться к истокам философского мышления. Предпосылкой философии с мировоззренческой стороны была мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира, они занимали особое место в жизни людей. Иногда представления о мифе тесно связывались с обрядами, служили предметом веры и сохраняли традиции. Миф - это ранняя форма духовной культуры человечества, мировосприятие. Миф объединяет в себе начала религиозных верований, различные виды искусства, философии, только позднее эти элементы стали самостоятельными. С помощью мифа осуществляется «связь времен» - прошлого, настоящего и будущего, осуществлялось духовное единение поколений. Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) в буквальном смысле означает «любовь к мудрости». Считается, что впервые слово «философ» употребил древнегреческий математик Пифагор по отношению к людям, которые стремились к высокой мудрости и достойному образу жизни. Вообще же само истолкование «философия» связано с именем древнегреческого мыслителя Платона. В повествованиях Платона «софия» - это мысли божества, слиться с софией способно лишь божество. Вставших на путь «любви к мудрости» стали называть философами, а область их занятий - философией. В отличие от мифа и религии, философия принесла новый тип миропонимания, основой которого стали разум и дискурсивность. То есть доказательность, критичность, системность и последовательность постепенно вытесняли фантастичность, синкретичность, наивность мифологического мышления. Философскую мысль воодушевляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гекарлит). Ценность мудрости являлась в том, что она позволяет принимать взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Многие считали, что мудрость способна уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром. В древнегреческой философии было сформировано понимание того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Но главной догадкой философской мысли было то, что мудрость – не что-то готовое, что можно открыть, утвердить и использовать, а то, что мудрость - это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных бескорыстных усилий человека. Можно сказать, что это своего рода путь, по которому каждый из нас должен пройти сам. В разные времена у разных народов возникал вопрос, что такое философия, и на этот вопрос находили несколько различных ответов. С развитием общества менялся предмет философии, круг ее проблем. Соответственно менялись и «образы» философии, ее связи с наукой, духовной культурой в переломные периоды. Но при всех изменениях и вариациях сохранялась связь уходящих в прошлое и новых форм мышления, согласованность того способа миропонимания, которая характеризует философскую мысль в отличие от других раздумий. Один из немецких философов справедливо отметил : как бы ни различались между собой философские системы, они сходятся в том, что все они- философские системы. Так о чем же тогда размышляли и продолжают размышляют философы? На протяжении веков их привлекала природа, доказательства этому философские труды, например, Д.Дидро «Мысли об истолковании природы»; П.Гольбах «Система природы» и другие. Первые греческие философы сделали предметом изучения именно природу, в чьих трудах философия предстала прежде всего в образе натурфилософии. Греческих философов прежде всего занимал вопрос о происхождении и строение мира –Земли, Солнца и звезд, то есть космологические и космогонические вопросы. Центром философии было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. Считалось, что понимание явления по существу и означало сведение его к единой первооснове, но взгляды философов по этому поводу расходились. Основной задачей являлось связывание фрагментов человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоосновы пересекалась с другой наиболее важной проблемой – единого и много. Позже в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей и все что с ней связывало. Это также отразилось в трудах философов, например: Платон «Государство», Ш.Монтескье «О духе законов» и другие. Философов волновали не только эти вопросы, но и вопросы о самом человеке, его ум, язык, познание, религия и другие проявления человеческой культуры. Древнегреческий философ Сократ совершил поворот от космоса к человеку и сделал проблему человека фокусом философии. Проблематика Сократа заняла важное место в философии. Итак, природа, общественный мир и сам человек в их сложном взаимодействии, стали предметом философских размышлений.

Существовало несколько видов философии, но наиболее ранняя была в Древней Греции, а на востоке – в Индии, Китае. Развитие философии Запада и Востока имеет ряд общих закономерностей. Во-первых, философская мысль и на Западе, и на Востоке зарождается в сфере мифологии, как первой формы общественного сознания. Свойства мифологии заключается в неспособности человека выделить из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Во-вторых, возникновение и развитие философии связано с классового общества и формированием государства. В-третьих, западная и восточная философия направлена на общечеловеческие ценности. В-четвертых, идеологических характер философского знания. В-пятых, стремление к научному поиску истинного знания. В Западной философии существовала методологическая функция. К примеру, греческие философы учили своих учеников хорошо мыслить, выступать со знанием о предмете, о котором идет речь. Известно, что древнегреческий философ Сократ выпил чашу с цикутой(ядом) за свои убеждения. Он учил своих учеников тому, что государством должны управлять не богатые и знатные люди, а знающие, умелые и лучшие. Но также между философией Запада и философией Востока существует различие. Философия Востока сосредоточила свое внимание на проблеме человека, а философия Запада исследует гносеологические(это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком), методологические(разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов и норм), логические, политические, онтологические(учение о бытии), эстетические, натурфилософские проблемы. Восточная философия исследует проблему человека из соображения жизнедеятельности людей и их образа жизни. Поэтому в ней содержится психическое бытие и этикет. Западная философия исследует проблемы человека не через его психическое бытие, а через его познание и общие принципы бытия. Еще одним из различий Западной философии от Восточной философии является то, что Западная философия склоняется к науке, а Восточная философия тесно взаимодействует с религией.

 Возникает вопрос, почему именно в этих странах возникла философия? Ответ на этот вопрос очень прост. Возьмем, для ответа на этот вопрос сравнение двух полисов Древней Греции - Афин и Спарты. В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Такая форма олигархического правления была выбрана спартанскими гражданами, которым было более 30 лет. Участвовать в каком-либо голосовании могли и женщины Спарты. Женщины в Спарте также могли заниматься борьбой, участвовать в разговорах с мужчинами, носить откровенные наряды. В Афинах форма правления была демократия, совет составлял из 500 членов, которые были избраны гражданами. Несмотря на то, что в Афинах существовала демократия, в голосовании женщины не могли участвовать, более того в правах женщины были ограничены. Мужчинам же было присвоено звание «гражданин», им разрешалось заниматься любым видом искусств, наук. В отличие от спартанских мужчин афинские мужчины не были вынуждены вступать в армию. В Спарте все «роли» в государстве были распределены с младенчества, то есть если рождался здоровый, крепкий мальчик, то его судьба была уже предопределенна, его зачисляли в армию в возрасте семи лет. У него не было выбора, чем заниматься в жизни, его роль в государстве была служить в армии. В Афинах же наоборот, если рождался здоровый, крепкий мальчик, то его не определяли в какую-либо деятельность, он мог сам, повзрослев, выбрать себе занятие в жизни. Человек, проживавший в Афинах, мог заниматься любым видом искусств и науки. Подводя итог, можно сделать вывод, что свобода выбора, которая существовала в Афинах, демократия повлияла на происхождение философии, то есть в свободном мире произошло зарождение философии.