Происхождение философии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Происхождение философии
Прежде чем говорить об истоках и происхождении философии, нужно понять, что такое философия, так как вопрос о природе какого-либо явления во многом и очень часто упирается в вопрос о сущности.
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародилась философия примерно в 6-7 веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Главной задачей философов был поиск ответов на вопросы и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей, особенно сильно это проявляется в переходные периоды со сложным переплетением различных социальных, политических, культурных проблем - ведь именно в этот период проверятся делом и преобразуется само мировоззрение. Сейчас в современном мире не менее остро стоят задачи философского осмысления всего происходящего. Я думаю, это связано с развитием общества, ведь чем больше создает человек вокруг себя, тем больше у него возникает вопросов о происходящем, тем больше вопросов он задает себе, на которые он ищет ответы. Для того чтобы выяснить, как возникла философия, важно понять, на смену чему она пришла. К размышлениям над философией, занятиям философией люди приходят разными путями, но есть же и путь, по которому когда-то все человечество пришло к философии. Чтобы понять это, нужно представить себе этот путь, обратиться к истокам философского мышления. Предпосылкой философии с мировоззренческой стороны была мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира, они занимали особое место в жизни людей. Иногда представления о мифе тесно связывались с обрядами, служили предметом веры и сохраняли традиции. Миф - это ранняя форма духовной культуры человечества, мировосприятие. Миф объединяет в себе начала религиозных верований, различные виды искусства, философии, только позднее эти элементы стали самостоятельными. С помощью мифа осуществляется «связь времен» - прошлого, настоящего и будущего, осуществлялось духовное единение поколений. Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) в буквальном смысле означает «любовь к мудрости». Считается, что впервые слово «философ» употребил древнегреческий математик Пифагор по отношению к людям, которые стремились к высокой мудрости и достойному образу жизни. Вообще же само истолкование «философия» связано с именем древнегреческого мыслителя Платона. В повествованиях Платона «софия» - это мысли божества, слиться с софией способно лишь божество. Вставших на путь «любви к мудрости» стали называть философами, а область их занятий - философией. В отличие от мифа и религии, философия принесла новый тип миропонимания, основой которого стали разум и дискурсивность. То есть доказательность, критичность, системность и последовательность постепенно вытесняли фантастичность, синкретичность, наивность мифологического мышления. Философскую мысль воодушевляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гекарлит). Ценность мудрости являлась в том, что она позволяет принимать взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Многие считали, что мудрость способна уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром. В древнегреческой философии было сформировано понимание того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Но главной догадкой философской мысли было то, что мудрость – не что-то готовое, что можно открыть, утвердить и использовать, а то, что мудрость - это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных бескорыстных усилий человека. Можно сказать, что это своего рода путь, по которому каждый из нас должен пройти сам. В разные времена у разных народов возникал вопрос, что такое философия, и на этот вопрос находили несколько различных ответов. С развитием общества менялся предмет философии, круг ее проблем. Соответственно менялись и «образы» философии, ее связи с наукой, духовной культурой в переломные периоды. Но при всех изменениях и вариациях сохранялась связь уходящих в прошлое и новых форм мышления, согласованность того способа миропонимания, которая характеризует философскую мысль в отличие от других раздумий. Один из немецких философов справедливо отметил : как бы ни различались между собой философские системы, они сходятся в том, что все они- философские системы. Так о чем же тогда размышляли и продолжают размышляют философы? На протяжении веков их привлекала природа, доказательства этому философские труды, например, Д.Дидро «Мысли об истолковании природы»; П.Гольбах «Система природы» и другие. Первые греческие философы сделали предметом изучения именно природу, в чьих трудах философия предстала прежде всего в образе натурфилософии. Греческих философов прежде всего занимал вопрос о происхождении и строение мира –Земли, Солнца и звезд, то есть космологические и космогонические вопросы. Центром философии было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. Считалось, что понимание явления по существу и означало сведение его к единой первооснове, но взгляды философов по этому поводу расходились. Основной задачей являлось связывание фрагментов человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоосновы пересекалась с другой наиболее важной проблемой – единого и много. Позже в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей и все что с ней связывало. Это также отразилось в трудах философов, например: Платон «Государство», Ш.Монтескье «О духе законов» и другие. Философов волновали не только эти вопросы, но и вопросы о самом человеке, его ум, язык, познание, религия и другие проявления человеческой культуры. Древнегреческий философ Сократ совершил поворот от космоса к человеку и сделал проблему человека фокусом философии. Проблематика Сократа заняла важное место в философии. Итак, природа, общественный мир и сам человек в их сложном взаимодействии, стали предметом философских размышлений.
Существовало несколько видов философии, но наиболее ранняя была в Древней Греции, а на востоке – в Индии, Китае. Развитие философии Запада и Востока имеет ряд общих закономерностей. Во-первых, философская мысль и на Западе, и на Востоке зарождается в сфере мифологии, как первой формы общественного сознания. Свойства мифологии заключается в неспособности человека выделить из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Во-вторых, возникновение и развитие философии связано с классового общества и формированием государства. В-третьих, западная и восточная философия направлена на общечеловеческие ценности. В-четвертых, идеологических характер философского знания. В-пятых, стремление к научному поиску истинного знания. В Западной философии существовала методологическая функция. К примеру, греческие философы учили своих учеников хорошо мыслить, выступать со знанием о предмете, о котором идет речь. Известно, что древнегреческий философ Сократ выпил чашу с цикутой(ядом) за свои убеждения. Он учил своих учеников тому, что государством должны управлять не богатые и знатные люди, а знающие, умелые и лучшие. Но также между философией Запада и философией Востока существует различие. Философия Востока сосредоточила свое внимание на проблеме человека, а философия Запада исследует гносеологические(это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком), методологические(разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов и норм), логические, политические, онтологические(учение о бытии), эстетические, натурфилософские проблемы. Восточная философия исследует проблему человека из соображения жизнедеятельности людей и их образа жизни. Поэтому в ней содержится психическое бытие и этикет. Западная философия исследует проблемы человека не через его психическое бытие, а через его познание и общие принципы бытия. Еще одним из различий Западной философии от Восточной философии является то, что Западная философия склоняется к науке, а Восточная философия тесно взаимодействует с религией.
Возникает вопрос, почему именно в этих странах возникла философия? Ответ на этот вопрос очень прост. Возьмем, для ответа на этот вопрос сравнение двух полисов Древней Греции - Афин и Спарты. В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Такая форма олигархического правления была выбрана спартанскими гражданами, которым было более 30 лет. Участвовать в каком-либо голосовании могли и женщины Спарты. Женщины в Спарте также могли заниматься борьбой, участвовать в разговорах с мужчинами, носить откровенные наряды. В Афинах форма правления была демократия, совет составлял из 500 членов, которые были избраны гражданами. Несмотря на то, что в Афинах существовала демократия, в голосовании женщины не могли участвовать, более того в правах женщины были ограничены. Мужчинам же было присвоено звание «гражданин», им разрешалось заниматься любым видом искусств, наук. В отличие от спартанских мужчин афинские мужчины не были вынуждены вступать в армию. В Спарте все «роли» в государстве были распределены с младенчества, то есть если рождался здоровый, крепкий мальчик, то его судьба была уже предопределенна, его зачисляли в армию в возрасте семи лет. У него не было выбора, чем заниматься в жизни, его роль в государстве была служить в армии. В Афинах же наоборот, если рождался здоровый, крепкий мальчик, то его не определяли в какую-либо деятельность, он мог сам, повзрослев, выбрать себе занятие в жизни. Человек, проживавший в Афинах, мог заниматься любым видом искусств и науки. Подводя итог, можно сделать вывод, что свобода выбора, которая существовала в Афинах, демократия повлияла на происхождение философии, то есть в свободном мире произошло зарождение философии.