Статья:

Марксизм о средствах производства в эпоху капитализма и посткапитализма

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Купцов И.О., Гурьянов А.С. Марксизм о средствах производства в эпоху капитализма и посткапитализма // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33326 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Марксизм о средствах производства в эпоху капитализма и посткапитализма

Купцов Илья Олегович
студент Казанского Государственного Энергетического Университета РФ, г. Казань
Гурьянов Алексей Сергеевич
канд. филос. наук, доцент, Казанского Государственного Энергетического Университета РФ, г. Казань

 

В чьих руках должна находится собственность на средства производства? В каком положении находится собственность в России в данный момент? На протяжении всего человеческого развития общество, его формации постоянно менялись. Человечество начало свой путь с традиционной экономики, постепенно перейдя к рыночной. Для того чтобы дать оценку положению собственности в России как системы отношений на данный момент, давайте обратимся к опыту СССР. Одной из первых стран в современную эпоху, где была сформирована командно-административная экономика, была Советская Россия. Поскольку в формировании новой страны участвовали люди с левыми взглядами, то естественно предположить, что и экономическая система была централизованной. Попробуем разобрать то, как выглядела данная экономика.

Для начала стоит отметить, что как таковой настоящий «коммунизм», как нам пророчили Маркс и Энгельс, не были построен. Причин тому много. В СССР несмотря на растущее благосостояние населения производство товаров и услуг всё равно требовало принуждения к труду. Более того, не были ликвидированы деньги, выполняющие роль эквивалента труда, и государство как политическая форма организации общества. Поэтому будем рассматривать социалистическую систему народного хозяйства.

Какая же её принципиальная особенность? Ключевым и самым главным отличительным фактором социалистической системы является то, что орудия и средства производства находятся в общественной собственности. Что это значит? Конечный продукт труда и средства производства распределяются между всеми участниками производ­ственного процесса и принадлежат также им. Это и есть основное, фундаментальное отличие социалистического способа построения экономики. Отсюда, мы можем получить достаточное количество информации для размышления. Что мы имеем? В итоге средства производства перестали быть капиталом, то есть средством эксплуатации. Теперь люди в лице пролетариата могут сами распоряжаться данными им средствами и вкладывать прибыль, полученную с производства товаров и услуг.

Кстати, давайте попробуем проследить роль прибыли в капитализме и социализме. При капитализме прибыль является доходом собственника и основным источником его заработка. Прибыль – это прибавочная стоимость товара. То есть, то, что мы получаем после производства. Капиталист забирает себе прибавочную стоимость, тем самым отбирает у рабочего класса возможность распорядиться прибылью в интересах пролетариата. Целью капиталистической экономики является постоянное создание прибавочной стоимости для получения прибыли. Отсюда вытекает следующее заключение. Буржуазия никогда не отдаст пролетариату прибавочную стоимость, так как это повлечет его моментальное банкротство. Поэтому капиталист будет до последнего вздоха защищать свой капитал от перехода в руки рабочего класса. С изобличением капитализма можно закончить и перейти к роли прибыли в социалистическом обществе.

Что мы имеем? Когда средства производства и конечный продукт труда, который выражается в виде прибыли, принадлежат пролетариату, общество в его лице получает ряд преимуществ. Давайте попробуем определить их. Во-первых, в социалистической системе средства производства являются общественной собственностью, то есть принадлежат рабочему классу, представленному государством, а также в лице колхозов, совхозов, артелей и различных кооперативных объединений. Во-вторых, социалистическая система уничтожает эксплуатацию человека человеком, так как все производство ведется в целях максимального удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей всего общества. В капиталистической системе производство ведётся с целью получения максимальной прибыли за счёт эксплуатации, порабощения и закабаления пролетариата. В-третьих, социалистическая система развивается постепенно, рост благосостояния и материального состояния трудящихся являются стимулом расширения производства (как экстенсивно, так и интенсивно), гарантией от безработицы населения и различных кризисов, свойственных капитализму (кризис перепроизводства). В капиталистической системе рост производства происходит стихийно, что влечёт за собой сокращение покупательской способности и, соответственно, кризис перепроизводства, безработицу, обнищание населения.

Из этих обстоятельств можно сделать краткий вывод о том, что общественная собственность является источником социалистической экономики, которая приводит к увеличению благосостояния всего общества в целом, а не группы капиталистов, в чьих руках сосредоточены средства производства, орудия труда и прибавочная стоимость.

Хотелось немного отойти от темы и указать на роль наций в экономических системах. Для защиты «капитала» буржуазия достаточно часто обращается за помощью к нациям и национальностям. В каком виде это происходит? Когда в капиталистической системе наступает кризис перепроизводства, капиталисты ищут новые рынки сбыта своей продукции. И это работает до определенного момента. Но рано или поздно другие страны сталкиваются с подобной проблемой. Они также начинают искать новые рынки. В итоге происходит конфликт интересов. Если странам, а точнее их «буржуазиям», удается уладить проблему введением санкций и торговых пошлин, то конфликт временно замораживается. Но это не может продолжаться вечно. В итоге, страна А объявляет войну стране Б не для её освобождения и построения там демократического общества. Страна А это делает для уничтожения рынков и продукции страны Б, после чего происходит вливание собственных товаров и услуг на опустошенные остатки торговых отношений второй страны. «Какая же роль наций в этом?», - спросите вы. Ответ достаточно ясен. Нации — это орудие капитала. Массовая пропаганда, формирование образа внешнего врага посредством СМИ в стране А превращают население страны Б в глазах первых ужасными людьми с диктатором во главе. Им нужна свобода, им, угнетенным, и только мы, народ с исторической миссией, можем им помочь. Нации - лишь игрушка, способ навязать апатичному населению свою исключительность оправдывая это разрезом глаз или цветом кожи.

На основе предыдущих умозаключений прейдем к финальному акту, где вкратце рассмотрим положение собственности в России. После распада СССР экономика нового государства стала капиталистической. Средства производства, орудия труда, а также прибавочная стоимость не принадлежат рабочему классу. Они принадлежат новому, образованному в девяностых годах классу, именуемое на современном языке «олигархией». Их количество составляет не более 1% населения РФ, но в их руках сосредоточено не менее 80% всего капитала в стране. Кстати, многие из россиян могут возмутиться и сказать, что классовый подход к построению общества устарел и не актуален для современной России. Но, позвольте, разве вы владеете продуктом труда своего производства, получаете ли вы прибыль с его создания? Нет, конечно. Вы, как и люди более 100 лет назад, не владеете ни тем, ни тем. И поэтому все разговоры об устаревших подходах, о том, что в одну реку дважды не войти, не приводят ни к чему.

В итоге что мы имеем? Какой выход можно найти из данного положения вещей? Несколько философов предложили свой вариант разрешения проблемы. Но этот способ именуется «пролетарская революция». А в нашем стремительно правеющем обществе данный тезис воспринимается в штыки, особенно когда предыдущий опыт выявил достаточно много противоречий и подводных камней. Что же нам делать в данных условиях? Позволю себе процитировать классиков: «Наше учение - не догма, а руководство к действию». От нас требуется не дискутировать на эти темы, а приступить к их разрешению, тем более что план действий у нас имеется и однажды он уже был использован с весьма интересным эффектом.

 

Список литературы:
1. «Политштурм»: [Электронный ресурс]. URL: https://politsturm.com/ (Дата обращения: 20.03.2018).
2. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, 1948.
3. Проект «Исторические материалы»: [Электронный ресурс] URL: http://istmat.info/node/33642#_ftnref6 (Дата обращения: 20.03.2018).