ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(270)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(270)
ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Инфляция в экономической науке отводится одно из центральных мест. Это связано с тем, что показателям инфляции и ее социально-экономическим итогам отводится важная роль в экономической безопасности государства. Инфляция оказывает негативное воздействие на производство, денежное обращение, финансы, кредит и приводит к дестабилизации хозяйственно-рыночных механизмов. Инфляция порождает опасность наступления социально-политической нестабильности. Инфляционные процессы подрывают стимулы роста экономики и ее эффективности.
На сегодняшний день проблема инфляции является особенно актуальной. Инфляция выступает в качестве одной из центральных сложностей экономического роста. В той или иной мере инфляция существует во всех странах. Инфляция в России имеет хронический, всеохватывающий, повсеместный характер. В РФ инфляция наблюдается во всех своих проявлениях: гиперинфляция, ползучая, галопирующая. Основное отличие между видами инфляции в темпах (индексах) увеличения цен.
Недостаточная степень изученности в научной литературе, происходящих изменений в антиинфляционной политику государства, в том числе в итоге финансового кризиса, отсутствие комплексного подхода к специфическим условиям функционирования антиинфляционной политики, развития и совершенствования данного вида политики, наличие обширного круга дискуссионных вопросов и определили выбор данной темы.
Антиинфляционная политика – это совокупность государственных мер борьбы с быстрым ростом уровня инфляции в стране через механизм преобразования денежного обращения. Центральные инструменты антиинфляционной политики: кредитная и денежная политика, посредством которых правительство РФ воздействует на денежную массу.
Цель антиинфляционной политики в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в отечественных условиях имеют более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы.
Поскольку рыночные отношения в России только формируются необходимо определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства. направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования. [13]
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности. Формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
Значимым фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Следует проводить регуляцию цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Важно вмешательство государства в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Важно направлением в антиинфляционной политике - это развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. РФ нуждается в программе возвращения российских капиталов и привлечении иностранных капиталов для инвестиций. [10]
Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики.
Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
Рисунок 3. Подходы к подавления инфляции
Антимонопольная политика рассчитана на предотвращение монополизации рынка, что может вести к росту цен на товары и услуги. Однако это не единственный способ борьбы с инфляцией. Для подавления инфляции может использоваться денежно-кредитная политика. ЦБ может увеличивать процентные ставки, чтобы снизить объем денежной массы в обращении и замедлить рост цен. Правительство может контролировать расходы и уменьшать дефицит бюджета, чтобы ограничить рост цен. Таким образом, антимонопольная политика является важной составляющей борьбы с инфляцией. Но, для достижения стабильности цен требуется комплексное воздействие на экономические процессы.
Важную роль в проведении антиинфляционной политики играет ЦБ РФ, осуществляющий денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции.
Изменение структуры производственных фондов может оказать некоторое воздействие на инфляцию, но это не является основным инструментом для ее подавления. Структура производственных фондов может влиять на спрос и предложение на рынке, что в свою очередь может повышать или снижать цены на товары и услуги. Например, рост производства товаров массового спроса может привести к увеличению предложения на рынке, что может привести к снижению цен на эти товары и, следовательно, к снижению инфляционного давления. Однако это эффект будет временным и будет ограничен только сферой производства.
Для более эффективного подавления инфляции требуется комплексный подход, включающий использование денежно-кредитной политики, антимонопольной политики, контроля расходов и бюджетных дефицитов, стимулирования конкуренции на рынке и других экономических мер. Таким образом, изменение структуры производственных фондов может оказать ограниченное воздействие на инфляцию, но для ее эффективной борьбы требуется комплексный подход.
Стимуляция кредитно-инвестиционной деятельности банков может быть одним из инструментов борьбы с инфляцией, но это не всегда эффективный метод. Кредитно-инвестиционная деятельность банков может способствовать росту производства и экономики в целом, что может вести к снижению уровня инфляции. Банки могут выдавать кредиты предприятиям, которые будут инвестировать в развитие производства товаров и услуг, увеличивать объемы производства и повышать качество товаров. Это может увеличить объем предложения на рынке и снизить цены на товары в целом, что способствует борьбе с инфляцией. Если стимуляция кредитно-инвестиционной деятельности сопровождается сильным ростом объема денежной массы это может привести к росту инфляционных давлений и излишней ликвидности, что вызовет дальнейший рост цен.
Таким образом, стимуляция кредитно-инвестиционной деятельности банков может быть полезным инструментом для борьбы с инфляцией, но его эффективность зависит от множества факторов, включая уровень предложения и спроса на рынке, уровень конкуренции, денежно-кредитную политику Центрального банка и др.
Внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено оптимизации налоговой системы:
1) сокращению количества взимаемых налогов;
2) отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. Важно регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
3) пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, стимулирующих рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
4) изменению методики налогообложения;
5) ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
6) регуляцию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.
Таким образом, успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства. Нужен комплексный подход и использование нескольких инструментов для более эффективной борьбы с инфляцией. [13]
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что инфляция – чрезвычайно актуальная проблема современной экономики, которая требует особого внимания и может повлечь за собой серьезные последствия. Поэтому так важно осуществлять контроль роста инфляции и стабилизировать в случае увеличения ее уровня.
Нужно дальнейшее ведение государственной антиинфляционной политики, в которую нужно ввести мероприятия, которые могут позволить найти решение вышеперечисленным проблемам российской экономики. Денежно кредитная политика, осуществляемая ЦБ РФ, будет являться только частью этой политики, а общество сбросит с ЦБ ответственность за задачи, которые не могут решаться обособленным монетарным регулированием.
Антиинфляционная политика осуществляется с помощью политики доходов, либо через дефляцию. Регулирование спроса на деньги происходит с помощью налогов, кредитов, денежной массы. Государство может сокращать расходы, повышать ключевую ставку, усиливать или ослаблять налоговое бремя. Дефляция сдерживает экономический рост. Контроль цен и заработной платы проводится в рамках политики доходов. Происходит полное или частичное замораживание их динамики. Чаще всего, политика доходов ведет к социальной напряженности.
К основным мерам денежно-кредитной политики относятся снижение ключевых процентных ставок, дополнительный выкуп облигаций, смягчение резервных требований, а также предоставление дополнительной краткосрочной ликвидности через сделки РЕПО. В России на фоне ухудшения экономической ситуации принято решение перейти к более сдержанной денежно-кредитной политике и снижать ключевую ставку.
Существенная роль в проведении антиинфляционной политики отведена ЦБ России, который должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления. Сокращение объема наличных денег сокращает темпы инфляции.
Подводя итог, нужно отметить, что у каждой конкретной инфляции свои причины возникновения. Поэтому проводя антиинфляционную политику нужно учитывать все факторы, повлиявшие на появление инфляции и бороться конкретно с первопричинами, а не только перенимать опыт других стран. Также антиинфляционная политика должна быть единой и неразрывно идти с общей политикой государства.