Статья:

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(270)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ушакова О.С. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 3(270). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/270/143842 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Ушакова Олеся Сергеевна
студент, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN MONOLOGUE SPEECH AS A TYPE OF SPEECH ACTIVITY AT THE INITIAL STAGE OF EDUCATION

 

Olessya Ushakova

Student of Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Монологическая речь рассматривается как результат активной речевой деятельности, воспроизводимая одним говорящим, она рассчитана на пассивное восприятие и считается более логично построенной, чем диалогическая речь, воспроизводимая несколькими говорящими. В статье рассматриваются определенные функции, выполняемые монологической речью. Кроме того, обучение монологической речи реализуется двумя путями: «сверху» и «снизу», что также описывается в статье.

Abstract. Monologue is considered as the result of active speech activity, reproduced by one speaker, it is designed for passive perception and is considered more logically constructed than dialogic speech, reproduced by several speakers. The article discusses certain functions performed by monologue speech. In addition, monologue training is implemented in two ways: "from above" and "from below", which is also described in the article.

 

Ключевые слова: коммуникация, иностранный язык, начальный этап обучения, прогнозирование, учебный процесс, монологическая речь, диалогическая речь, контекстность, ситуативность, навыки, умения, говорение, путь снизу, путь сверху.

Keywords: communication, foreign language, initial stage of learning, forecasting, educational process, monologue, dialogic speech, contextuality, situationality, skills, abilities, speaking, the way from below, the way from above.

 

Говорение представляет собой форму устной коммуникации, позволяющий производить обмен информацией между коммуникантами, осуществляемую при помощи средств языка, для установления контакта и взаимопонимания, что способствует оказанию воздействия на собеседника относительно коммуникативного намерения говорящего. Говорение определяется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на память, внимание и речевой слух [1, с. 190].

Речемыслительный процесс начинается на этапе формирования во внутренней речи, то есть на этапе формирования и прогнозировании мысли. Внутренняя речь неустойчива, как правило, она подготавливает самостоятельное высказывание. Внутренняя речь на иностранном языке определяется уровнем владения языком и имеет более развернутую форму на начальном этапе обучения. Как правило, на начальном этапе обучения мысль сначала формируется на родном языке и только потом переводится на иностранный язык (английский). Чем глубже становятся знания, тем меньше необходимость в промежуточном этапе – формировании мысли на родном языке.

Такие понятия как: внутренняя речь, внутреннее программирование и внутреннее прогнозирование являются важными промежуточными стадиями между этапами формирования мысли и воспроизведением этой мысли в речь, так как они являются показателями сложности речемыслительной деятельности. Поэтому организация учебного процесса должна осуществляться с учетом психологических и возрастных особенностей внутренней речи.

Исходя из психологических предпосылок обучения говорению на иностранном языке можно сделать вывод, что успешность говорения зависит от сформированности технических навыков: наличия фонетических и лексико-грамматических умений, редукции внутренней речи, прогнозирования интерференции, переноса навыков и реализации ситуативной обусловленности.

Говорение – устная форма коммуникации, что означает, что она тесно связана с другими видами речевой деятельности (чтением, письмом и аудированием), из чего можно сделать вывод, что ведущей деятельностью при коммуникативно-ориентированном подходе на всех этапах обучения будет выступать говорение [2, с. 213-215].

Говорение может реализоваться в двух формах: монологической и диалогической. В данном исследовании будет рассмотрена монологическая речь, строящаяся на высказывании одного человека, который самостоятельно определяет структуру и языковые средства.

Монологическая речь, как результат активной речевой деятельности, воспроизводимая одним говорящим, рассчитана на пассивное восприятие и считается более логично построенной, чем диалогическая речь, воспроизводимая несколькими говорящими. Устная монологическая речь сохраняет характеристики присущие устной речи: спонтанность, наличие паралингвистических средств и однократность.

Монологическая речь, как и диалогическая речь, подразделяется на контекстную – речь, понятную без учета контекста, и ситуативную – речь, понятную только при учете контекста. В большинстве случаев монологическая речь ситуативна, а диалогическая речь – контекстна.

Контекстность и ситуативность – основные отличительные характеристики диалогической и монологической речи в психологии. Исходя из этого, монологическая речь не ограничивается одной репродукцией, что означает, что монологическая речь характеризуется логической последовательностью, информативностью, завершенностью и ясностью мысли.

С лингвистической точки зрения, основными характеристиками монологической речи являются многосоставность предложений и развернутость высказываний. Кроме того, характерной особенностью монологической речи, с точки зрения лингвистики, являются разно структурность предложений и усложнённый синтаксис. Обучение монологической речи – это ситуативное обучение продуцированию.

В зависимости от характера информации монологическая речь подразделяется на  монолог-сообщение, монолог-описание и монолог-повествование.

Содержание обучения говорению, в том числе монологической речи, также, как и в обучении другим видам речевой деятельности, выделяют три компонента: психологический, лингвистический и методологический.

Психологический компонент включает в себя овладение навыками и умениями экспрессивной речи. Что связано с осуществлением нескольких операций, таких как: репродукция (имитация) услышанного; трансформация высказанного; операция, связанная с увеличением полноты высказывания; комбинирование языковых и речевых средств (использование знакомых языковых средств в процессе формирования словосочетаний и предложений).

Обучение монологической речи нацелено на овладение: умением логически излагать свои мысли; выделять главное; делать выводы, позволяющие развивать умение логически мыслить.

Лингвистический компонент содержит в себе речевой и языковой материал, тематику и учебные ситуации, способствующие развитию умения говорения.

Методологический компонент включает в себя формирование у учеников разумных приемов учения по овладению говорению. При обучении говорению важно, чтобы ученики приобретают умения пользоваться опорами: слуховыми и зрительными, вербальными и невербальными, опорами по содержанию, по форме, а также, помимо умения пользоваться готовыми опорами, важно научить учащихся создавать свои собственные опоры.

Говорение широко используется при овладении произносительными, грамматическими и лексическими навыками уже на этапе тренировки, как средство развития произносительных навыков. Кроме того, говорение практикуется как средство формирования грамматического и лексического навыков, так как тренировка изученных грамматических конструкций позволяет решить коммуникативную задачу, а использование пройденной лексики способствует увеличению активного словарного запаса.

Монологическая речь – тип речи, не предназначенный для вербального ответа собеседника, является относительно развернутым и продолжительным.

Монологическая речь выполняет следующие функции:

  1. Информативная функция. Связана с сообщением новых знаний, информации и сведений в виде повествования.
  2. Оценочная функция. Связана с оценкой событий, предметов и явлений.
  3. Воздействующая функция. Выражается в побуждении или предотвращении слушающего от чего-либо.
  4. Эмоциональная функция. Основывается на выражении чувств и эмоций по отношению к окружающей действительности [3, с. 338].

Обучение монологической речи после овладения несколькими речевыми образцами характерно тем, что ученики начинают сразу строить элементарные высказывания. В монологической речи важно овладеть логическими средствами как внутри предложений, так и в связи между предложениями.

Обучение монологической речи должно протекать с помощью опор, которые на начальном этапе помогают ученикам строить предложения. Опоры имеют индивидуальный характер, что означает, что более слабые учащиеся пользуются более подробными, развернутыми опорами, а более сильные ученики – менее развернутыми. Что особенно важно при обучении монологической речи на начальной ступени обучения с использованием учебно-речевых ситуаций.

Обучение монологической речи может осуществляться двумя путями, где первый путь сверху (текст является условной единицей), второй путь снизу (предложение как основа обучения). В том случае, если за основу обучения взят текст образец, то работа состоит из трех этапов: 1) усвоение языкового материала и его содержания; 2) пересказ текста, с постепенным  изменением и усложнением задания (добавить свое мнение, пересказать от разных лиц, закончить историю). Пересказ является методическим приемом, зачастую не являющимся коммуникативным, как например, в случае с заучиванием текста. Коммуникативным монологическим высказыванием пересказ будет являться только тогда, когда он сводится не просто к пересказу прочитанного, а способствует выражению личной точки зрения, приведения аргументов. Примером такого задания может быть упражнение с использованием учебно-речевой ситуации как комментирующий пересказ, который учит проявлять собственную точку зрения и аргументировать ее. Третий этап характеризуется полной переработкой исходного текста.

Путь снизу включает увеличение объема при помощи местоимений, связывающих два предложения по смыслу. Для этого используются указательные и притяжательные местоимения, союзы и союзные слова и т.д. Далее в учащиеся в свою речь добавляют аргументацию и оценку [2, с. 220-230].

Любое речевое умение подразумевает под собой автоматизированную операцию, которая выработана при помощи различных тренировочных и языковых упражнений, которые должны видоизменяться в зависимости от этапа обучения.

 При формировании монологического умения, важно учитывать: коммуникативные задачи, степень связности, лексико-грамматическую правильность, объем высказывания [3, с. 340].

Монологическое высказывание учащихся оценивается в соответствии с критериями: соответствия теме, объему высказывания, беглости речи, разнообразия речевых образцов, наличия элементов творчества, лексико-грамматической правильности текста.

Стоит отметить, что монологическое высказывание не должно сводиться к заучиванию исходного текста, поэтому учителю необходимо создавать каждый раз новую учебно-речевую ситуацию, что будет стимулировать учащихся к спонтанному выражению своих мыслей касаемо ситуации [3, с. 342].

В Примерной рабочей программе по английскому языку для начальной школы описаны требования для обучения монологической речи младших школьников. Во втором классе учащиеся должны уметь создавать монологические высказывания с опорой на ключевые слова, опоры в виде устных монологических высказываний, таких как описание людей, персонажей, предметов и т.д. В третьем классе к требования расширяются и к ним добавляется пересказ текста с опорами, которыми могут выступать ключевые слова и иллюстрации, связанные с основной идеей прочитанного. Требования к программе для четвертого класса расширяются и в них входят: создание устных монологических высказываний на основе опор (ключевых слов, иллюстраций и т.д), включающих описание предмета, одежды и внешности; создание монологических высказываний в устной форме в рамках тематического содержания речи по образцу, при этом должно быть выражено личное отношение к предмету речи; пересказ основного содержания текста с опорой и краткое изложение результатов в устной форме по итогам выполненного проектного задания.

В результате освоения начальной ступени обучения, учащиеся должны уметь, в рамках тематического планирования: создавать устные монологические высказывания со зрительными и/или вербальными опорами; создавать устные связные монологические высказывания, содержащие личное мнение; передавать основное содержание текста (не менее 4-5 фраз); представлять результаты проделанной работы (включая визуальное сопровождение в виде картинок и рисунков) [4, с. 32].

 

Список литературы:
1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений/, Н.И. Гез. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 200913. 
2. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам. Общие вопросы, базовый курс. Часть 1/. – Алматы Эверо, 2015
3. Чернышов С.В., Шамов А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам/ – М.: КноРус, 2022
4. Примерная рабочая программа начального общего образования английский язык (для 2–4 классов образовательных организаций)/ М.: министерство просвещения РФ, 2021