Эффективность применения тренировочного блока «Мини-трек» для развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Эффективность применения тренировочного блока «Мини-трек» для развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования
THE EFFECTIVENESS OF USING THE TRAINING BLOCK "MINI-TRACK" FOR THE DEVELOPMENT OF SPEED-STRENGTH ABILITIES OF LONG JUMPERS AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT
Georgy Kazakov
Master student, National State University of Physical Culture and sports. P.F. Lesgaft, Russia, St. Petersburg
Аннотация. На сегодняшний день замечено приостановление роста отечественных результатов у прыгунов в длину. Это связано в первую очередь с недостаточно высоким уровнем развития скоростно-силовых способностей спортсменов на этапе спортивного совершенствования. В данной статье рассматривается применение тренировочного блока «мини-трек», как одного из средств повышения скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.
Abstract. To date, there has been a suspension of the growth of domestic results in the long jumpers. This is primarily due to the insufficiently high level of development of speed-power abilities of athletes at the stage of sports improvement. This article examines the use of the "mini-track" training block as one of the means of increasing the speed-strength abilities of long jumpers at the stage of sports perfection.
Ключевые слова: легкая атлетика; тренировочный блок «мини-трек»; скоростно-силовые способности; прыжки в длину.
Keywords: athletics; training block "mini-track"; speed-strength abilities; long jump.
Прыжок в длину это один из самых сложных легкоатлетических видов, главной задачей которого является преодоление максимального горизонтального расстояния в фазе полета [1]. Успешность его выполнения детерминируется высоким уровнем развития у прыгунов в длину скоростно-силовых способностей. Однако, как показывает современная соревновательная практика, рост отечественных результатов в прыжках в длину остановился. Причиной этому является не соответствие уровня развития скоростно-силовых способностей спортсменов-легкоатлетов должному уровню. Данное противоречие требует методического разрешения, путем поиска новых средств тренировки, которые будут обеспечивать должное развитие скоростно-силовых способностей прыгунов в длину. По нашему мнению в качестве такого средства может выступать тренировочный блок «мини-трек».
Тренировочный блок «мини-трек»- это инновационный тренажер, направленный на развитие взрывной силы мышц, достигается при использовании спортсменами специальных сменных эспандерных шнуров, которые обеспечивают натяжение до 21 кг. Рабочее натяжение эспандэрных шнуров достигает 30 метров, что обеспечивает выполнение упражнений с динамическим напряжением. Помимо этого специальное натяжение, созданное тренировочным блоком, способствует выполнению упражнений с отягощением, тем самым развивая необходимую силу мышц для успешного выполнения прыжка в длину.
С целью выявления эффективности применения комплексов упражнений с использованием тренировочного блока «мини-трек» на развитие скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования нами был проведен параллельный педагогический эксперимент. Данное исследование было проведено на базе СШОР № 1 Невского района г. Санкт-Петербург. В педагогическом эксперименте принимали участие 2 опытные группы: контрольная и экспериментальная. Обе группы состояли из 5 человек в каждой, имеющих спортивный разряд «КМС». Спортсмены, которые были распределены в контрольную группу, тренировались по стандартной программе, разработанной их тренером. А на спортсменах, в экспериментальной группе, был апробирован, разработанный нами специальный комплекс упражнений с применением тренировочного блока «мини-трек», который выполнялся прыгунами в длину в основной части тренировочного занятия на протяжении проведения всего эксперимента.
До начала включения в тренировочный процесс экспериментальных комплексов упражнений с применением тренировочного блока «мини-трек», спортсмены выполнили следующие тесты: тройной прыжок в длину с места, бег на 30 метров, проба «Абалакова» и RSI-тест. Согласно результатам, полученным в ходе обработки результатов тестирования спортсменов, можно сделать вывод, что уровень развития скоростно-силовых способностей как спортсменов контрольной (8,13±0,05; 3,56±0,05; 64,8 ±1,51; 211,5 ±7,3839;), так и спортсменов экспериментальной группы (8,14±0,03; 3,54±0,08; 65 ±0,89; 210,3±4,5274;) является недостаточно высоким для спортсменов данной квалификационной категории.
В ходе непосредственного проведения педагогического эксперимента, который длился 3 месяца, спортсмены экспериментальной группы выполняли, разработанные нами заранее, комплексы упражнений с использованием тренажерного блока «мини-трек». Приведем пример одного из разработанных комплексов упражнений. В состав одного из них были включены следующие упражнения: выталкивание вверх со сменой ног через гимнастическую скамью (30 раз), запрыгивание на тумбу (50 см) (10 раз), прыжки через малые препятствия (20 м.), прыжки через препятствия (30 м.), бег с ускорением (30м.). Все упражнения в комплексах располагались согласно принципу обучения «от простого к сложному». При реализации данных экспериментальных комплексов на практике мы использовали метод динамических усилий, который достаточно часто применяется с целью развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов. При его применении в тренировке были использованы предельные для каждого спортсмена отягощения (в пределах 30-40% от максимума). Помимо этого был использован метод повторных упражнений, характеризующийся многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходило достаточно полное восстановление работоспособности спортсменов.
С целью выявления степени эффективности использования специальных комплексов упражнений с применением тренировочного комплекса «мини-трек» на развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования, после проведения эксперимента спортсмены повторно выполнили обозначенные выше тесты. По результатам тестирования, у спортсменов экспериментальной группы наблюдался значительный прирост уровня скоростно-силовых способностей в отличие от спортсменов контрольной группы, у которых прирост показателей был незначительным. Рассмотрим полученные данные подробнее. При проведении пробы Абалакова в экспериментальной группе средний прирост результатов, составил 9,4 см., а в контрольной группе прирост результатов составил 2,4 см. У спортсменов экспериментальной группы прирост результатов в тройном прыжке с места составил 0, 68 м., в то время как у спортсменов контрольной группы прирост результатов был равен 0, 05м. Значительный прирост результатов спортсменов экспериментальной группы был заметен и при выполнении бега на 30 метров (0,22 с.), что значительнее больше чем прирост результатов спортсменов контрольной группы (0,08с.). Значительный прирост в результатах спортсменов экспериментальной группы наблюдался и при обработки показателей RSI-теста, где прирост составил (48,9) в отличие от спортсменов контрольной группы (22,61).
Исходя из выше представленных данных видно, что по результатам всех четырех тестов (тест Абалакова, тройной прыжок с места, бег на 30 м., RSI-тест) уровень скоростно-силовых способностей спортсменов экспериментальной группы значительно вырос по сравнению с уровнем развития скоростно-силовых способностей спортсменов контрольной группы. Таким образом, мы можем утверждать, что применение в ходе тренировочного процесса специальных комплексов упражнений с использованием тренировочного блока «мини-трек» положительно влияет на развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину, на этапе спортивного совершенствования.