Статья:

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(270)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Тамазян А.Р. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 3(270). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/270/144190 (дата обращения: 01.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Тамазян Анаит Робертовна
студент, Московский Педагогический Государственный Университет, РФ, г. Москва

 

SPECIFICS OF USING PROJECT BASED APPROACH AT A FOREIGN LANGUAGE LESSON IN SECONDARY SCHOOL

 

Anait Tamazyan

Student, Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Цель исследования - выявить специфику применения проектной методики на уроках иностранного языка в средней школе. В статье раскрываются трудности, которые могут возникнуть при проведении проектной деятельности, и пути их предупреждения и разрешения.

Abstract. The aim of the research is to identify the specifics of project methodology application at foreign language lessons at secondary school. The article reveals the difficulties that may arise when carrying out project activities and ways to prevent and resolve them.

 

Ключевые слова: проектная методика, проектная деятельность, трудности преподавания, иностранный язык, основная школа.

Keywords: project based approach, project work, teaching difficulties, foreign language, secondary school.

 

В основной школе наиболее эффективны групповые проекты, так как подросткам важно научиться сотрудничать. Работа в коллективе, где у каждого участника есть закрепленная за ним роль, поможет подросткам раскрыться, почувствовать себя неотъемлемой частью коллектива, что будет поддерживать его самооценку и позволит ему поверить в свои силы.

Однако, следует брать во внимание риск недостаточной активности отдельных участников непосредственно при организации групповой проектной деятельности. Чем больше количество участников групповой деятельности, тем ниже коэффициент продуктивности каждого из них. Обусловлено это тенденцией у человека снимать с себя ответственность и навязывать ее на других, когда он видит, что результат деятельности не полностью зависит от него. Данное явление, иначе называемое социальной леностью, было описано М. Рингельманом и названо в его честь как “эффект Рингельмана” [2, с. 936].

Здесь роль педагога значительна, потому как его задача - проконтролировать, чтобы каждый участник осознавал, что его роль в коллективе незаменима. Сделать это можно путем уменьшения количества участников группы до оптимального (3-4 человека), а также при помощи четкого распределения ролей в группе, возложения таких обязанностей, не исполнив которые ученик подведет всю команду.

Подбирая темы для проектов, учитель останавливается не только на актуальных проблемах в сознании подростка, таких как взаимоотношения, увлечения, Интернет, страны, профессии, вредные привычки и др., но и на значимых проблемах современности, языка, культуры, искусства, этики и др., чтобы позволить детям обогатиться как в языковом, так и духовном и культурном плане.

У проектной методики, очевидно, множество преимуществ, однако есть свои сложности. Среди таких трудностей особенно выделяется оценка проекта преподавателем. Целесообразным будет попросить у группы отчет о проделанной работе каждого из ее участников, чтобы оценивание было как можно более справедливым. Разумеется, главным критерием оценки проекта будет выполнение или невыполнение коммуникативной задачи.

Поскольку в средней школе проблема нехватки мотивации и положительного настроя по отношению к изучению иностранного языка стоит особенно остро, процесс оценивания должен быть таким, чтобы стимулировать учащихся к дальнейшей проектной деятельности и изучению языка и иноязычной культуры в целом, а не наоборот. Именно по этой причине языковые ошибки следует игнорировать при выставлении итоговой отметки, однако это не значит, что преподаватель не должен обратить на них внимание и исправить их. Рекомендуется подводить итоги совместно с классом.

Учителю целесообразно попросить выступившую группу оценить собственную работу и аргументировать свою позицию, затем побудить другие группы сделать то же самое, а после, принимая во внимание качество выполненной работы, выставить отметку самостоятельно.

Важно объяснить поставленную отметку без резкой критики, потому как подростковый возраст отличается особой чувствительностью. Если недооценить работу учащихся, в дальнейшем это может вызвать протест не только к проектной, но и к учебной деятельности в принципе. Именно поэтому важно выслушать позицию участников проекта, мнение класса, и, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, а также индивидуальные особенности и способности учащихся, дать конечную оценку проектной работе. Использование поощрительных призов, дружеской дискуссии и других приятных бонусов будет благоприятно влиять на творческий и познавательный настрой учащихся [1, с. 179].

Таким образом, правильное использование проектной методики в основной школе преподавателем будет мотивировать учащихся к изучению иностранного языка и практическому его применению, а межпредметный характер позволит вызвать интерес не только к предмету “иностранный язык”, но и к учебе в целом.

 

Список литературы:
1. Борисова А.С., Тупикова С.Е. Проектная методика как средство повышения эффективности урока английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. - С. 178-181.
2. Kravitz, D.A., & Martin, B. Ringelmann rediscovered: The original article. Journal of Personality and Social Psychology, 1986. - P. 936-941.