Статья:

ИЗУЧЕНИЕ СТИЛИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(274)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Светлана Э.С. ИЗУЧЕНИЕ СТИЛИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 7(274). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/274/145108 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ СТИЛИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ

Светлана Эдуардовна Степанян
студент, Филиал, Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Борисова Любовь Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, Филиал, Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В статье рассматривается изучение стилистики в курсе русского языка за 5-7 классы. Исследование ведется через анализ учебных материалов по русскому языку. Раскрываются особенности включения стилистического материала. Описывается ход изучения стилистики на уроках с 5 по 7 класс. В заключении статьи говорится какие работы можно использовать для выполнения с учащимися на уроке или давать в качестве домашнего задания.

 

Ключевые слова: стилистика, стилистический анализ, стили речи.

 

Стилистика – это дисциплина, которая изучает принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое – текст, а также разновидности употребления языка (стили) и их систему. Иными словами, задача стилистики – это изучение максимально подходящих условий для реализации конкретного текста (задача текста, цель, язык и др.).

На основе анализа учебников под редакцией Н. М. Шанского и учебников под редакцией Е. А. Быстровой (5-7 классы) выявлены особенности включения стилистического материала: в учебниках для 5 класса изучение стилей речи проводится по-разному; в учебниках под редакцией Н. М. Шанского научный, разговорный и художественный стили речи представлены без систематического объяснения; в учебнике под редакцией Е. А. Быстровой вводятся разговорная и письменная формы речи, а в 6 классе в содержание обучения включены научные стили.

Выявлено, что система функциональных стилей речи недостаточно представлена в практике преподавания русского языка. Многие задания не способствуют расширению знаний учащихся. Примером может служить задание на определение стилей речи без полного объяснения лингвистических особенностей отдельных стилей речи.

Важно систематизировать задания по работе со стилистическим материалом; типология заданий Т. И. Чижовой позволила представить характер упражнений, включающих стилистический материал в учебный материал. На этапе анализа заданий было выявлено, что наиболее частотными являются задания на определение речи и выявление стилистических коррелятов в предложениях.

Были проанализированы формы работы со стилистикой в преподавании русского языка и отобраны некоторые из них. Стилистический анализ является важным методом обучения. С его помощью учащиеся закрепляют знания о функциональных стилях и жанрах речи, учатся оценивать различные речевые варианты в зависимости от стиля речи. Стилистический анализ обогащает речь учащихся разнообразными лингвистическими средствами - лексическими, фразовыми, морфологическими и синтаксическими - и помогает им усвоить образцы употребления применительно к различным целям и условиям речевого общения.

Стилистический анализ должен учитывать социальные и экстралингвистические факторы. Его цель - определить взаимосвязи между коммуникативными задачами в конкретной речи; по мнению И.В. Капинос, умение проводить стилистический анализ готового текста основывается на знании понятия "речевая ситуация". Существует два вида стилистического анализа: полный и частичный. Полный стилистический анализ проводится по плану, который включает: 1) характеристику коммуникативной ситуации; 2) выявление языковых средств, используемых для реализации коммуникативной ситуации; 3) вывод о том, к какому стилю относится данный текст.

Редактирование как метод обучения призвано помочь учащимся освоить структуру различных стилей речи и развить навыки эффективного использования языковых средств. Редактирование может быть односторонним, улучшающим текст в одном направлении, или разносторонним; второй тип редактирования является наиболее сложным, так как требует от студентов редактирования собственных эссе, которые часто написаны в другом стиле, и редактирования текста в другом ключе. Редактирование собственных эссе может быть особенно трудным для студентов. По способу редактирования можно выделить такие виды практики, как замена слов и конструкций на синонимичные, включение элементов речи в предложения, удаление элементов речи из предложений и упрощение предложений. В стилистических экспериментах изменения вносятся в отдельные предложения, а результаты сравниваются и анализируются. В стилистических экспериментах следует использовать вымышленные тексты, чтобы показать учащимся, насколько точно и тонко подобраны слова в предложении.

В случае с миниатюрами предложения должны быть подобраны таким образом, чтобы было хорошо видно функциональное значение языковых средств. Это похоже на упражнение по редактированию. Цель ученика - выяснить, какие стилистические эффекты были достигнуты за счет изменения формы повествования.

Начиная писать, учащиеся определяют стиль и жанр текста, цель текста, функцию используемых языковых средств и стилистических приемов. Затем они пишут изложение, следя за тем, чтобы их речь была выразительной и соответствовала стилю, содержанию и цели текста. Миниатюры наиболее эффективны в творческих письменных заданиях. В качестве примера можно привести описание внешности персонажа и оценку его поведения.

Стилистические этюды - самый сложный тип упражнений. Его цель - научить студентов строить предложения, относящиеся к разным стилям речи, находить подходящие изобразительно-выразительные средства и формы построения речи. От стилистических этюдов следует отличать сочинения с грамматическими заданиями, так как они не направлены на решение стилистических задач.

Стилистический этюд - это часто незаконченное сочинение. Это части или фрагменты эссе или сочинений более мелких жанров (рассказов-миниатюр или деловых документов). В качестве примера организации работы по стилистике представлены два урока по темам, связанным с включением стилистического материала, внеклассной работой и оригинальной разработкой внеклассных мероприятий.

Как учебная дисциплина, стилистика может реализовать важные задачи. Без понимания различий между функциональными способами речи трудно представить себе процесс коммуникации в обществе. В связи с этим целью стилистики является приобретение умения оценивать коммуникативные задачи в зависимости от сферы их применения. Исследования показывают, что в практике преподавания русского языка система функциональных стилей речи представлена с недостаточной полнотой. В связи с этим учителя могут использовать анализируемые статьи журнала "Русский язык в школе" как дополнительный ресурс при подготовке уроков и как основу для выполнения различных типов заданий. Для развития интереса к стилистике учителя могут давать учащимся творческие задания и проектные работы. Как видно из анализа учебника, учебник для 7 класса под редакцией Е. А. Быстровой содержит интересные творческие работы, которые можно выполнять с учениками на уроке или давать в качестве домашнего задания. Различные формы работы могут быть включены в учебный процесс.

 

Список литературы:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 464 с. 
2. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: Учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. - М.: Флинта, 2016. - 464 c. 
3. Купина, Н.А. Стилистика современного русского языка: Учебник для академического бакалавриата / Н.А. Купина, Т.В. Матвеева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 415 c.      
4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под редакцией Е.И. Литневской.- М.: Академический проект, 2006.- 590 с.
5. Жерноклетова Т.Е., Разновидности функционально-смысловых текстов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2014. – 143-148 с.
6. Попова, Н. В. Методика русского языка: самостоятельная работа студентов : учеб.-методич. пособие для студентов специальности «Русский язык и литература» и направления подготовки «Педагогическое образование (бакалавр)». Изд. 2-е, перераб. и доп. / Н. В. Попова, В. А. Отришко. — Балашов : Николаев, 2012 — 148 с.
7. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006 — 590 с.
8. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 368 с.
9. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, и др; под ред. Е.А. Быстровой. — 6-е изд. — 2017. — 280 с.
10. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова; под ред. Е.А. Быстровой. — 6-е изд. — 2017. — 248 с.
11. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т. М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. — 5-е изд. — 2017. — 304 с.
12. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - 8-е изд. - 2018- 175 с.
13. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях. Ч. 1/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - 9-е изд. - 2018- 191с.
14. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях. Ч. 1/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - 8-е изд. - 2018- 200 с.