Статья:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Глазкова Е.С. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(46).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Глазкова Елена Сергеевна
магистрант, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Карташова Наталья Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Одной из важнейших задач учителя является воспитание осознанного подхода к труду, а также развитие у учащихся различных навыков, помощь в стремлении к самостоятельному овладению знаниями, пробуждение интереса к исследовательской деятельности. Таким образом, основной функцией современного учителя является создание условий для саморазвития учащихся, а также возникает необходимость внедрения в учебный процесс средств и методов для раскрытия личности каждого школьника. Учитель должен поспособствовать выработке умения принимать самостоятельные решения [4 с.4].

Исходя из этого, одной из проблем, изучаемых педагогикой, является проблема формирования у учащихся готовности к самообразованию [1 с.1].

В современном мире биологическое образование школьников представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Базовое и профильное биологическое образование.  Обучение осуществляется согласно учебным программам и учебникам, которые утверждены Министерством просвещения Российской Федерации. Базовое биологическое образование будет отличаться тем, что более простое содержание учебной программы; минимальное количество часов на изучение курса; обязательное прохождение материала всеми школьниками, независимо от выбранных предметов для сдачи.
  2. Факультативные или элективные курсы по выбору.  Организовываются для углубленного изучения определенных разделов биологии при обучении в школе. Факультативные или элективные курсы реализуются по программам и учебным пособиям, рекомендуемыми Минпросвещения РФ.
  3. Проведение внеклассных занятий по биологии, например, на природе. На внеклассных занятиях разбираются вопросы, интересующие учащихся, нет утвержденных программ занятий.

Главной целью  биологического образования в современном мире ставится развитие личности школьников, обеспечение прочными и осознанными знаниями в области биологии, а также формирование и развитие бережного отношения ко всему живому, помощь в выборе дальнейшей профессии в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Цели и задачи образования в области биологии в современной школе будут осуществляться за счет учебной программы и учебников, разработанных на основе документов Министерства просвещения РФ и, прежде всего, базисного учебного плана средних общеобразовательных учреждений, обязательного минимума содержания среднего (базового) и среднего (полного) образования и требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившего суть Государственного образовательного стандарта.

Проблема повышения эффективности самостоятельной работы учащихся остается актуальной в наше время и на уроках биологии. Происходит снижение часов на изучение предмета в непрофильных классах. Для более углубленного изучения биологии, повышения качества знаний необходимо организовать самостоятельную работу учащихся.  У молодых специалистов из-за недостаточного опыта могут быть не сформированы методы по организации данного типа работы обучающихся, направленных на повышение качества знаний.

На основе указанных недостатков определяется направление нашего исследования: изучение организации самостоятельной работы на уроках биологии. Будет рассмотрена организацию самостоятельной работы непосредственно в непрофильных классах как условие повышения качества знаний.

Перед нами возникает важная проблема: каким образом можно развить самостоятельность у учащихся при изучении материала на уроках биологии. Главным моментом развития самостоятельности у учащихся является определение педагогических условий, средств и методов, используемых для развития познавательной самостоятельности. Также необходимо определить, каким образом должна быть организована работа учителя для развития самостоятельности у учащихся.

На уроках в общеобразовательных учреждениях самостоятельные работы применяются при усвоении нового материала для его закрепления, повторения и применения на практике. В процессе изучения нового материала у учащихся не формируются знания, которые будут в дальнейшем способствовать развитию его мышления, а также не будут способствовать его саморазвитию [6 с. 51].

В педагогике в разные периоды ее развития формировались определения самостоятельной работы учащихся.

Например, Р.Б. Срода описывал самостоятельную работу учащихся как  «такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы… Само собой разумеется, что вся эта работа проходит под непосредственным руководством учителя, стимулируется и направляется им» [5 с.49].

Б.П. Есипов в своей работе давал определение самостоятельной работе, которое отличалась от имеющихся на тот момент: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [2 с.152].

Ю.К. Бабанский приходит к выводу, что самостоятельная работа будет действительно являться таковой, если «… ученики выполняют свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога» [3].

В первую очередь, самостоятельная работа является следствием правильной организации учебной деятельности на уроки, что будет мотивировать его к углублению своих знаний в внеурочное время.

Также самостоятельная работа учащегося имеет более широкое значение, чем выполнение домашней работы.  Т.е. самостоятельная работа подразумевает внеурочную работу, задаваемую дополнительно учителем. Либо учащийся выбирает самостоятельно для себя программу по усвоению дополнительно материала.

Самостоятельная работа должна быть осознанным и добровольным выбором учащихся.

И к самостоятельной работе выделяются несколько важных требований.

Во-первых, внеклассная самостоятельная работа должна углублять полученные знания на уроке, а не являться самостоятельным изучением нового материала.

Во-вторых, процесс самостоятельной работы должен быть увлекательным для учащихся.

В-третьих, должны фиксироваться междисциплинарные, межпредметные связи.

И последний, четвертый, период характеризуется возникновением новых научных исследований, связанных с проблемой самостоятельности в учебной деятельности. Наблюдаются идеи реализации самостоятельной работы в школьной практике.

Как было уже сказано ранее, учитель должен способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы. И важным этапом в данном процессе является постановка учебной задачи. Т.е. учащихся в ходе работы должен понимать, какие знания и навыки ему понадобятся для выполнения определенного задания. И тут важно, чтобы каждый учащихся мог выделить учебную задачу самостоятельно. Если школьник не может самостоятельно выделить учебную задачу, то идет нарушение еще образовательного процесса.

Также нельзя отрицать, что формирование самостоятельности при изучении школьного материала будет способствовать и проявлению самостоятельности учащегося в других видах деятельности.

Многие учителя совершают ошибку в том, что стараются обучающимся дать необходимые знания и обеспечить усвоение материала, но при этом их деятельность не направлена на развитие самостоятельности.

Но задача современного учителя заключается не только в выдаче готового материала, но и развитии у учащихся навыков самостоятельного изучения материала. Это можно организовать на уроках и в процессе внеурочной деятельности следующими способами:

  1. Решение тестов на пройденные темы. После прохождения теоретического материала на уроке учащиеся выполняют тесты на пройденную тему.  Выполнение теста сопровождается дискуссией с учителем, разбор сложных моментов.
  2. Работа с учебником. Составление конспекта по параграфу, письменные ответы на вопросы после параграфов.
  3. Проведение практических и лабораторных работ на занятиях, при которых учитель контролирует учащихся, но позволяет выполнять основные задания лабораторных самостоятельно. Способствует наглядному изучению материала.

Лабораторные работы развивают у детей наблюдательность, способствуют возникновению познавательного интереса к изучению биологии, к изучению живой природы, способствуют наглядному изучению материала и лучшему усвоению материала при использовании практических методов.

При внедрении лабораторных работ в рабочую программу необходима более тщательная подготовка к их проведению, заблаговременное планирование занятий в календарно-тематическом планировании.

Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

  1. Применение инструктивных карточек. На карточках прописана тема, цель и задачи, оборудование и ход работы. Инструктивные карточки развивают творческие качества у учащихся при самостоятельном изучении материала. Также, задача учителя при данном типе работы обеспечить работу не только с литературой, но и с натуральным объектом. Например. При изучении строения скелета человека учащимся на карточках предложены схемы скелета, по которому учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы, подписывают отделы позвоночника, кости в скелете конечности.  Дополняют пропуски в предложенном тексте на основе изучаемой темы. На столе учителя для учащихся лежат муляжи костей человека для наглядного изучения. Используя муляжи и рисунки в учебнике, учащиеся делают рисунки в тетрадях, подробно рассматривают строение позвонков, делают краткий конспект, выписывают основные определения. Делают самостоятельные выводы на основе сделанной работы.
  2. Подготовка докладов, презентаций, кратких сообщений. Учителем выбираются темы из рабочей программы, которые будут самостоятельно изучаться учащимися. Индивидуально или командами по 5-6 человек школьники готовят доклады или презентации по выбранной теме.   Остальные учащиеся ведут конспект, учитель в конце доклада озвучивает дополнительную информацию по теме.
  3. Заполнение таблиц.  Учитель готовит шаблоны таблиц, которые учащиеся самостоятельно заполняют дома после прочтения параграфа. Таблица проверяется на уроке, сопровождаясь дискуссией с учителем.
  4. Составление графических конспектов. Учитель диктует во время урока план конспекта, по которому учащиеся составляют схемы для наглядного изучения темы.

При базовом, непрофильном изучении биологии, по сравнению с профильным направлением, методы организации самостоятельной работы учащихся при осваивании нового материала будут способствовать более углубленному и детальному изучению предмета, что невозможно на уроках из-за недостаточного количества часов. Организация данного типа работы способствует развитию у учащихся самостоятельности, дисциплины, самоконтроля, саморазвития и развития личностных качеств учащихся.

 

Список литературы:

  1. Борисова Е.А. Формирование готовности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема/ Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009.- т. 11, №4 (2).
  2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
  3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л. ЛГПИ, 1982.- 75 с.
  4. Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников: диссертация кандидата педагогических наук, 1996.- 199 с.
  5. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. Нижний Новгород: Учебная литература, 2005. - с. 49-50.
  6. Половникова Н.А. Метод познавательной деятельности – средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников. Учёные записки. -Т.445. 41–56 с.