Социализация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи в рамках интегрированного воспитания и обучения
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Социализация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи в рамках интегрированного воспитания и обучения
«Практика успешного включения детей с проблемами в
развитии в раннем возрасте в обычные
дошкольные группы …. закладывает основу для их
жизни в обычной среде, где ребенок
приобретет все возможные ему навыки, чтобы стать взрослым».
Э.И.Леонгард
Современные преобразования в педагогическом сообществе, а также интенсивное развитие системы специального образования и воспитания способствовали появления и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающими сверстниками .
Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно – педагогической и медико – социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Развитие интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образование, преодолевая барьеры, и делая границы между ними прозрачными.
Особое внимание в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется интеграции детей раннего возраста, так как именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллективе нормально развивающихся сверстников. Наиболее благоприятными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции являются дошкольные образовательные учреждения, включающие в свой состав группы общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.
«Интеграция – это различные модели взаимодействия детей со слуховой патологией, уровня общего и слухоречевого развития, структуры нарушения, индивидуальных особенностей, социального окружения. Это процесс предоставления ребенку всех воспитаннику всех прав и реальных возможностей учувствовать во всех видах социальной жизни наравне и вместе другими детьми в условиях компенсирующих ему отставание в развитии и ограничения возможностей жизнедеятельности» [1, с. 42].
Уже на протяжении 20 лет наше учреждение (МБДОУ №21 «Золотые зёрнышки» г. Калуги) принимает детей с нарушением слуха и речи. На сегодня учреждение состоит из групп разной направленности: 1 компенсирующая группа для детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи, 2 комбинированные группы, где вместе воспитываются и обучаются дети с нарушениями и слышащие дети, 2 общеразвивающие группы.
С первых дней воспитанники компенсирующих групп не отделяются от общей массы детей: они вместе участвуют в развлечениях, утренниках, походах и других мероприятиях, проводимых в рамках учреждения. Но родители хотели большего – хотели, чтобы их дети постоянно были со слышащими сверстниками. Это привело нас, к ому, что по итогам анкетирования, консультирования, было принято решение по разработки системы интегрированного воспитания и обучения детей с нарушением слуха и речи в коллективе слышащих сверстников.
Таким образом, проанализировав, условия нашего учреждения (кадровые, психолого – педагогические, материально – технические), мы убедились в том, что данные условия смогут обеспечить каждому воспитаннику ту форму интеграции, которая ему будет полезна.
В нашем учреждении апробированы вариативные модели интеграции детей с отклонениями в развитии разработанные в институте коррекционной педагогики Российской академии образования, профессором Н.Н.Малофеевым.
В течение последних 5 лет особенно эффективно работаю 3 модели интегрированного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи.
Таблица 1.
Виды интеграции
Интеграция |
||
Частичная |
Временная |
Полная |
Частичная интеграция, при которой неслышащие дети, еще не способные на равных со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на вторую половину, на отдельные образовательные ситуации) по 1-2 ребенку. Такое формой интеграции может быть охвачено до 6 воспитанников с нарушениями слуха и речи.
Временная интеграция, при которой все воспитанники компенсирующей группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с воспитанниками общеразвивающих групп не реже 1-2 раза в неделю для проведения различных мероприятий воспитательного, развлекательного и спортивного характера (например, праздники, утренники, досуги, соревнования, экскурсии и т.д.)
Полная интеграция, при которой дети с высоким уровнем психофизического и речевого развития (соответствующим или близким к возрастной норме) по 1 – 2 воспитаннику на равных организуются в массовых группах общеразвивающей направленности, получая постоянно коррекционную помощь учителя - дефектолога, учителя - логопеда, педагога - психолога. Такой формой интеграции может быть охвачено до 9 воспитанников с нарушением слуха и речи.
Полная и частичная интеграция проводится в общеразвивающих группах, при этом специалисты учреждения ежедневно оказывают квалифицированную помощь детей с нарушением слуха и речи. Кроме того, учителя – дефектологи с помощью стандартизированных методов выявляют те трудности, которые испытывает ребенок в ходе интеграции, результатов чего стала разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка – инвалида или программы по преодолению этих трудностей.
Учитывая эти факторы, 3 года назад была начата разработка новой модели интеграции – модель комбинированной группы, в которой вместе воспитываются и обучаются дети с нормальным и нарушенным слухом вне зависимости от уровня речевого и психофизического развития. Открытие группы комбинированной направленности стала возможной благодаря управлению образования г. Калуги.
Очень важна подготовка слышащих детей к встрече и общению со сверстниками, имеющими тяжелые нарушения слуха и речи. Педагогическим коллективом были подобраны интересные, современные формы совместной деятельности с учетом посильного участия в них неслышащих детей. Таким образом, весь педагогический и детский коллектив был вовлечен в процесс интеграции. Была проведена большая разъяснительная и просветительская работа с родителями.
Уже первый год работы группы комбинированной направленности показал, что постоянное общение со слышащими детьми способствуют формированию, развитию и закреплению речевых, коммуникативных и социальных умений у детей с нарушениями. Отмечалась значительная активизация их устной речи. Кроме того, уменьшение количества детей с нарушением слуха и речи повышало интенсификацию коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи, что, в свою очередь, способствовало его большей индивидуализации и более высокой результативности.
Было отмечено также, что совместное воспитание и обучение детей в комбинированной группе плодотворно сказывается на социально – нравственной развитии слышащих детей, да и родителей тоже. Настороженность и тревожность родителей слышащих детей по отношению к необычной группе сохранялось недолго – в течение первого месяца.
Известно, что одним из условий успешной интеграции детей с нарушением слуха и речи в коллектив слышащих сверстников является высокий уровень развития устной речи. Для повышения эффективности обучения произношению, в учебный план группы комбинированной направленности были введены занятия по фонетической ритмики, проводимые совместно с учителем – дефектологом, учителем – логопедом и педагогом-психологом учреждения. Также в режим дня группы комбинированной направленности вошли еженедельные совместные мероприятия с родителями детей, находящимися на интеграции.
О результатах интегрированного воспитания и обучения детей с нарушением слуха и речи в среде слышащих сверстников можно судить по итогам педагогического мониторинга, диагностических исследований, социальной адаптации и поступлению детей с нарушениями в массовых общеобразовательные учреждения (школы). Наши воспитанники, с нарушением слуха и речи, имеют возможность показать свои социально – коммуникативные, речевые и художественно – эстетические умения, принимая участие в музыкально – театрализованных конкурсах «Лучики Надежды», «Мы вместе», «Тот, кто самый, самый», в спортивных соревнованиях «Туристический слет», «Лыжня России», «Кросс Наций», в конкурсах творческой направленности «Все грани прекрасного», «Взлет», «Юные исследователи».
В ходе высококвалифицированной и сплоченной работы всего педагогического, родительского и детского коллектива, мы убедились, что для нашего учреждения наиболее адекватной формой интеграции является воспитание обучение детей с нарушением слуха и речи в условиях комбинированной группы.
Мы прекрасно осознаем выигрыш, который получают неслышащие дети в процессе интеграции. Но для нас важно было проследить, не проиграю ли при этом слышащие дети. Многолетний опыт показал, что проведение целенаправленной работы по интеграции оказывает большое воспитательное и нравственной влияние на детей и родителей. На глазах взрослых появляются слезы, когда мы видим, как ребята «болеют» на соревнованиях, переживают за них на праздниках, уступают им первые ряды на досугах и театрализованных выступлениях.
Таким образом, можно сказать, что наше учреждение является одним из социально значимых учреждений в городе, т.к. интеграция является инновационным направлением в современной педагогике. Постоянное увеличение количества детей с нарушениями в развитии направляет педагогическое сообщество на поиск новых эффективных, современных форм медико – психолого – педагогической помощи нуждающимся детей, чем и является интеграция.