Статья:

Социализация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи в рамках интегрированного воспитания и обучения

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Горбачева А.В. Социализация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи в рамках интегрированного воспитания и обучения // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(49).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социализация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи в рамках интегрированного воспитания и обучения

Горбачева Анна Владимировна
магистрант, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Гущина Наталия Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, РФ, г. Калуга

 

«Практика успешного включения детей с проблемами в

развитии в раннем возрасте  в обычные

дошкольные группы …. закладывает основу для их

жизни в обычной среде, где ребенок

приобретет все возможные ему навыки, чтобы стать взрослым».

Э.И.Леонгард

 

Современные преобразования в педагогическом сообществе, а также интенсивное развитие системы специального образования и воспитания способствовали появления и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями  в развитии совместно с нормально развивающими сверстниками        .

Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно – педагогической и медико – социальной помощью, максимально  приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Развитие интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образование,  преодолевая барьеры,  и делая границы между ними прозрачными.

Особое внимание в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется интеграции детей раннего возраста, так как именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллективе нормально развивающихся сверстников. Наиболее благоприятными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции являются дошкольные образовательные учреждения, включающие в свой состав группы общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.

«Интеграция – это различные модели  взаимодействия детей  со слуховой патологией, уровня общего и слухоречевого развития, структуры нарушения, индивидуальных особенностей, социального  окружения. Это процесс предоставления ребенку всех  воспитаннику всех прав и реальных возможностей учувствовать во всех видах социальной жизни наравне и  вместе другими детьми в условиях компенсирующих ему отставание в развитии и ограничения возможностей жизнедеятельности» [1, с. 42].

Уже на протяжении 20 лет наше учреждение (МБДОУ №21 «Золотые зёрнышки» г. Калуги) принимает детей с нарушением слуха и речи. На сегодня учреждение состоит из групп разной направленности: 1 компенсирующая группа для детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи, 2 комбинированные группы, где вместе воспитываются и обучаются дети с нарушениями и слышащие дети,  2 общеразвивающие группы.

С первых дней воспитанники компенсирующих групп не отделяются от общей массы детей: они вместе участвуют в развлечениях,  утренниках,  походах и других мероприятиях, проводимых в рамках учреждения.  Но родители хотели большего – хотели, чтобы их дети постоянно были со слышащими  сверстниками.  Это привело нас, к ому, что по итогам анкетирования, консультирования, было принято решение по разработки системы интегрированного воспитания и обучения детей с нарушением слуха и речи в коллективе слышащих сверстников.

Таким образом, проанализировав, условия нашего учреждения (кадровые, психолого – педагогические, материально – технические), мы убедились в том, что данные условия смогут обеспечить каждому воспитаннику ту форму интеграции, которая ему будет полезна.

В нашем учреждении апробированы вариативные модели интеграции детей с отклонениями в развитии разработанные в институте  коррекционной педагогики Российской академии образования, профессором  Н.Н.Малофеевым.

В течение  последних 5 лет особенно эффективно работаю 3 модели интегрированного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи.

Таблица 1.

Виды интеграции

Интеграция

Частичная

Временная

Полная

 

Частичная интеграция, при которой неслышащие дети, еще не способные  на равных со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются  в массовые группы лишь на часть дня (например, на  вторую половину, на отдельные образовательные ситуации) по 1-2 ребенку. Такое формой интеграции может быть охвачено  до 6 воспитанников с нарушениями слуха и речи.

Временная интеграция,  при которой все воспитанники компенсирующей группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого  развития объединяются с воспитанниками общеразвивающих групп не реже 1-2 раза в неделю для  проведения различных мероприятий воспитательного, развлекательного и спортивного характера (например, праздники, утренники, досуги,  соревнования, экскурсии и т.д.)

Полная интеграция, при которой дети с высоким уровнем психофизического и речевого развития (соответствующим или близким к  возрастной норме) по 1 – 2 воспитаннику на равных организуются в массовых группах общеразвивающей направленности, получая постоянно коррекционную помощь учителя - дефектолога, учителя  - логопеда, педагога  - психолога. Такой формой интеграции может быть охвачено до 9 воспитанников с нарушением слуха и речи.

Полная и частичная интеграция проводится в общеразвивающих группах, при этом специалисты учреждения ежедневно оказывают квалифицированную помощь детей с нарушением слуха и речи.  Кроме того, учителя – дефектологи с помощью стандартизированных методов выявляют те трудности, которые испытывает ребенок в ходе интеграции, результатов чего стала разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка – инвалида или программы по преодолению этих трудностей.

Учитывая эти факторы, 3 года назад была начата разработка новой модели интеграции – модель комбинированной группы, в которой вместе воспитываются  и обучаются дети  с нормальным и нарушенным  слухом вне зависимости от уровня речевого и психофизического развития. Открытие группы комбинированной направленности стала возможной благодаря управлению образования г. Калуги.

Очень важна подготовка слышащих детей к встрече и общению со сверстниками,  имеющими тяжелые нарушения слуха и речи. Педагогическим коллективом были подобраны интересные, современные формы  совместной деятельности с учетом посильного участия в них неслышащих детей. Таким образом,  весь педагогический и детский коллектив был вовлечен в процесс интеграции. Была проведена большая разъяснительная и просветительская работа с родителями.

Уже первый год работы группы комбинированной направленности показал, что постоянное общение со слышащими детьми способствуют формированию, развитию и закреплению речевых, коммуникативных и социальных умений у детей с нарушениями. Отмечалась значительная активизация их устной речи. Кроме того, уменьшение количества детей с нарушением слуха и речи повышало интенсификацию коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи, что, в свою очередь, способствовало его большей индивидуализации и более высокой результативности.

Было отмечено также, что совместное воспитание и обучение детей в комбинированной группе плодотворно сказывается на социально – нравственной развитии слышащих детей, да и родителей тоже. Настороженность  и тревожность родителей слышащих детей по отношению к необычной группе сохранялось недолго – в течение первого месяца.

Известно, что одним из условий  успешной интеграции детей с нарушением слуха и речи в коллектив слышащих сверстников является высокий уровень развития устной речи. Для повышения эффективности обучения произношению, в учебный план группы комбинированной направленности были введены занятия по фонетической ритмики,  проводимые совместно с  учителем – дефектологом, учителем  – логопедом и педагогом-психологом учреждения.   Также в режим дня группы комбинированной направленности  вошли еженедельные совместные мероприятия с родителями детей, находящимися на интеграции.

О результатах интегрированного воспитания и обучения детей с нарушением слуха и речи в среде слышащих сверстников можно судить по итогам педагогического мониторинга, диагностических исследований, социальной адаптации и поступлению детей с нарушениями  в массовых общеобразовательные учреждения (школы).  Наши воспитанники, с нарушением слуха и речи, имеют возможность показать свои социально – коммуникативные, речевые и художественно – эстетические умения, принимая участие в музыкально – театрализованных конкурсах «Лучики Надежды», «Мы вместе», «Тот, кто самый, самый», в спортивных соревнованиях «Туристический слет», «Лыжня России», «Кросс Наций», в конкурсах творческой направленности «Все грани прекрасного», «Взлет», «Юные исследователи».

В ходе высококвалифицированной и сплоченной работы всего педагогического, родительского и детского коллектива, мы убедились, что для нашего учреждения наиболее адекватной формой интеграции является воспитание обучение детей с нарушением слуха и речи в условиях комбинированной группы.

Мы прекрасно осознаем выигрыш, который получают неслышащие  дети в процессе интеграции. Но для нас важно было проследить, не проиграю ли при этом слышащие дети. Многолетний опыт показал, что проведение целенаправленной работы по интеграции оказывает большое воспитательное и нравственной влияние на детей и родителей. На глазах взрослых появляются слезы, когда мы видим, как ребята «болеют» на соревнованиях, переживают за них на праздниках, уступают им первые ряды на досугах и театрализованных выступлениях.

Таким образом,  можно сказать, что наше учреждение является одним из социально значимых учреждений в городе, т.к.  интеграция является  инновационным направлением в современной педагогике. Постоянное увеличение количества детей с нарушениями в развитии направляет педагогическое сообщество на поиск новых эффективных, современных форм медико – психолого – педагогической  помощи нуждающимся детей, чем и является интеграция.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения // материалы Международной научно – практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 2013г. – с.274
2. Дружиловская О.В. Социализация ребенка с психофизическими особенностями // Медицинский работник дошкольного учреждения. – 2017. -№4. – С.48-51
3. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Начальная школа: плюс – минус. – 2014. - №12
4. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха (из опыта работы) //Дефектология. – 2015. - №6
5. Оганян – Захараш Т.О. Условия социализации дошкольников в группах комбинированной направленности //Дошкольное воспитание. 2016, №9. – С. 28-34
6. Цыпляева И. Позитивная социализация детей дошкольного возраста //Ребенок в детском саду. 2016. №8. – С.57-64
7. Шелкунова О., Квасова А. Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Универсальный алгоритм построения индивидуальных  программ // Дошкольное  воспитание. 2016. №9. – С.110-113