Формирование интереса литературному чтению у современных дошкольников. Методы и приемы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Формирование интереса литературному чтению у современных дошкольников. Методы и приемы
Аннотация. В статье проанализированы отрицательные тенденции в области формирования интереса к художественной литературе. Определены группы детей дошкольного возраста в зависимости от интереса к чтению художественной литературы. Выявлен процесс совместного чтения и проанализированы его этапы.
Ключевые слова: формирование интереса к художественной литературе, жанры литературы, книга, литературные герои, ценностные качества, технологии, основной тон, интонации, речевой такт, темп речи, инновации, творческое преобразование хода повествования, моделирование, театрализованные игры.
Множество проблем в области модернизации общественной сферы отразились на качестве культуры и образования. Именно данный фактор произвел решающее воздействие на уровне чтении населения, как взрослого, так и детского.
Ученные этой области выявили следующие отрицательные тенденции:
- сниженный интерес к чтению книг;
- низкий уровень детей при обучении чтению;
- сокращение доли чтения в свободном времени у дошкольников.
В современном мире на процесс чтения большое влияние оказывают средства информации аудио и визуального характера. При этом очевидно, что вопросы по воспитанию детей в области привития интереса к литературе требуют особого внимания. [1, с. 45-46]
Педагогические методы привития интересов к художественной литературе у детей нужно разрабатывать в соответствии с современными требованиями.
Наиболее благоприятным периодом в обучении ребенка педагогикой признается середина дошкольного возраста. Ребенок четырех лет - это довольно активный слушатель, способный сочувствовать, радоваться, удивляться.
Именно из детской литературы ребенок черпает большое количество знаний о различных жизненных ситуациях, о поведении в обществе взрослых и ровесников, о животном и растительном мирах, о странах и других народах. Данный список можно продолжать бесконечно долго, объем знаний заложенный в книгах имеет всеохватывающий характер. Однако в современном мире дети все меньше времени уделяют чтению книг, в большей степени это связано с занятостью детского поколения другими видами деятельности. [2, с. 78-80]
Современными литературоведами изучают проблему ослабевания у детей дошкольного возраста интереса к чтению художественной литературы. При этом рассматриваются и анализируются многое программы образования дошкольных учреждений, проводят мониторинги развития детей в отношении худ. литературы.
Так при обобщении информации у детей дошкольного возраста можно выделить следующие группы с характерными признаками:
- дети с низким уровнем интереса к книгам (не просят почитать, самостоятельного интереса к книгам не проявляют, не общаются на темы литературных произведений, детям трудно пересказывать текст, также они неохотно участвуют в театрализованных представлениях и т.п.);
- дети со средним уровнем интереса к книгам и художественной литературе (ребенок от прослушивания чтения не отказывается, знает названия любых произведений, однако не всегда может дослушать текст до конца, пересказывать произведения ребенок может при небольшой помощи взрослых);
- дети с высоким уровнем интереса к чтению (ребенок и интересом слушает чтение, просят прочитать новую книгу, обсуждает произведение, представляет героев и их внешний вид, имеет понятие о жанрах, таких как загадка, сказка, стихотворение, рассказ, ребенок с охотой и интересом учувствует в различных играх со звукопредставлениями, рифмует, сочиняет рассказы. [3, с. 113-114]
Таким образом в образовательные программы дошкольных учреждений для формирования у детей интереса к художественной литературе следует включать следующие методы и приемы:
- оформление книжных уголков (с комплексным планированием, календарем праздников, книги о природе, книжки-игрушки, книги различных жанров и различной направленности, охватывающие кругозор);
- оформление различных наглядных схем (гигиены, бытовой деятельности, сюжетные картинки, эпизоды сказок, схемы-модели);
- использование в игровой форме эпизодов сказок, розыгрыш представлений, использование пальчикового театра, теневого, настольного, кукольного. Для этого подходят такие сказки, как «Петушок и бобовое зернышко», «Три поросенка», «Муха-цокотуха» и другие русские народные сказки. При этом могут использоваться фигурки из картона, пластмассы, дерева, различные украшения, музыкальное сопровождение и т.п.;
- совместное чтение. На практике совместное чтение положительным образом влияет на интерес к художественной литературе, дети очень любят слушать и читать стихи, больше чем прозу. В этом направлении хорошо влияет на детей знакомство с фольклором, основанные на описаниях и сравнениях, использование скороговорок. [4, с. 196]
При художественном чтении большое значение имеет интонация. Которая зависит от темы произведения. Здесь могут быть использованы различные оттенки голоса, которые помогаю развивать воображение, также в ход может быть задействована мимика, темп, паузы, тембр. При этом педагогу важно большое внимание уделять контакту с детьми, ловя их взгляды и применяя мимику.
Процесс совместного чтения разделяют на несколько этапов:
- вводная беседа перед прочтением произведения. Данный этап помогает вызвать интерес к предстоящему произведению, ввести ребенка в мир, созданный автором. При этом могут быть использованы загадки и чтение детям знакомых отрывков из похожих произведений;
- выразительное с интонацией чтение произведения;
- беседа о прочитанном. При этом можно использовать художественные образы различных картин и их репродукций. Заранее должна быть подобрана подборка интересных вопросов. В ходе ответов детей можно сделать выводы об их отношении к произведению, об их этических и нравственных качествах. [5, с. 69-71]
К проблеме формирования у детей среднего дошкольного возраста интереса к художественной литературе старалась найти интегративный подход.
Три образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» решали одни задачи.
Особое место в педагогическом процессе уделяется детскому экспериментированию, вытекающему из содержания произведений художественной литературы.
К работе по формированию у дошкольников интереса к чтению могут быть подключены педагоги по музыке, педагог по физической культуре.
Дети активно готовы к добрым поступкам, фантазиям и развитию собственного воображения. Педагог активно может использовать в свое работе «подвижные иллюстрации», помогающие детям активно запомнить сюжет произведения. Рисование также является эффективным средством усвоения литературного произведения, также сюда можно отнести изготовление поделок, конструирование, моделирование и другие занятия. [6, с. 78-79]
В работу с детьми по сказке целесообразно вводить элементы инновации. С помощью д/и «Придумай рифму», «Доскажи словечко» можно развивать умения художественно — речевой деятельности детей на основе литературного текста: придумывание поэтических рифм.
Таким образом, вместе с детьми можно сочинять различные поэтические сказки на основе художественного текста. Музыкальный руководитель подбирает для дошкольников музыкальный репертуар, который способствует углублению эмоционального восприятия текстов произведений художественной литературы.
Инструктором по физической культуре могут быть организованы сюжетные физкультурные занятия на тему прочитанных сказок, потешек.
В заключении необходимо отметить, что при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе необходимо постоянно обогащать читательский опыт детей, совершенствовать умение к художественно-речевой деятельности, поддерживать самовыражение детей в театрализованной игре, приобщать детей к ценностям и нравственности.