Обучение поисковому чтению с точки зрения современной методики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Обучение поисковому чтению с точки зрения современной методики
В настоящее время образование нацелено не только на передачу знаний по различным предметам, но и на формирование личности ребенка, развитие определенных компетенций. Что же касается иностранного языка, то многие методисты считают его целью обучения формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что непосредственно связано с умением читать [5, с. 10].
В современном обучении чтение понимается как отдельный вид речевой деятельности, занимающий важное место в изучении иностранного языка. Методисты и преподаватели уделяют большое внимание поиску новых форм, методов и приемов обучения чтению. Причем целью является не простое обучение читать на иностранном языке, а правильное использование, применение этого вида речевой деятельности в жизни. Несмотря на то, что данный аспект обучения достаточно хорошо изучен, его актуальность сохранилась и по сей день [3, с. 303-304].
Чтение является мотивированным, рецептивным, опосредованным видом деятельности, протекающим во внутреннем плане, нацеленным на извлечение информации из графически фиксированного текста, происходящим на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации [7, с. 105].
Чтение может выполнять различные функции, а именно: служить для практического овладения иностранным языком, являться средством изучения языка и культуры, а также средством информационно-образовательной деятельности и самообразования. Оно дает возможности для воспитания и всестороннего развития учащихся средствами иностранного языка. Кроме того, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности.
В современном информационном обществе чтение носит метапредметный характер, умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Согласно ФГОС учащиеся должны уметь осуществлять поиск информации, выделять необходимую информацию для решения учебной или практической задач, систематизировать, сопоставлять, анализировать, формулировать, интерпретировать и преобразовывать имеющиеся в тексте идеи.
Методисты выделяют различные виды чтения, основными из которых являются изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое. В наш информационный век именно поисковое чтение приобретает все больше значение [5, с. 24-26].
В школах на начальном и среднем этапах обучения чтение на иностранном языке выступает как средство обучение и наибольшее внимание здесь уделяется формированию техники чтения, расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений на базе прочитанного. На старшем этапе обучения чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности и задача обучения чтению заключается в способности извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи. Это предполагает овладение определенными видами и технологиями чтения, требующими разных подходов и методических приемов. Одним из таких видов как раз и является поисковое чтение.
Отработка навыков поискового чтения на иностранном языке важна и полезна. Данный вид чтения предполагает использование различных способов поиска информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Однако следует отметить, что в учебных условиях при обучении иностранному языку поисковое чтение используется лишь как упражнение и дополнительный компонент при развитии других видов чтения. Традиционно авторами учебников предлагается обучение чтению с полным пониманием, при этом игнорируются другие умения в чтении. Подавляющее большинство заданий к тексту ограничивается вопросами на контроль понимания содержания прочитанного. Не используется потенциал дотекстового этапа работы, который способствует формированию умения прогнозировать, игнорировать неизвестное, а также формировать просмотровой и поисковый виды чтения. Текстовый этап связан исключительно с анализом содержания и использованных автором языковых средств, а смысловые связи текста не рассматриваются. Именно поэтому мы считаем, что необходимо уделять больше внимания целенаправленному формированию, развитию и отработке навыков поискового чтения, особенно на старшем этапе обучения. Подобные навыки могут пригодиться старшеклассникам при работе с олимпиадными и экзаменационными работами [8, с. 7-9].
Для поискового чтения характерно быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов конкретной информации. К данному виду чтения предъявляются три главных требования:
- точное формулирование задания для поиска;
- ограниченное во времени проведение поиска нужной информации;
- гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.
Оно предполагает наличие у учащихся таких умений, как ориентирование в логико-смысловой структуре текста, отбор из прочитанного текста необходимой информации по определенной проблеме, выбор и объединение информации нескольких текстов по отдельным вопросам [3, с. 304-306].
Основная цель поиска при данном виде чтения – это содержательная информация. Начало обучения данному виду чтения проводится на уже изученных текстах, прочитанных с целью ознакомления или изучения. При отборе материалов на среднем и старшем этапах обучения следует отдавать предпочтение аутентичным материалам, передающим разговорный стиль повседневного общения, особо важно использование в тексте слов и словосочетаний, свойственных разговорной речи.
Наиболее предпочтительными для школьных условий являются рассказы или относительно законченные отрывки из художественной литературы. Тексты художественной литературы создают большие возможности для накопления и уточнения знаний о культуре страны изучаемого языка, включая знания по истории, географии, литературе и др. Вместе с тем эти тексты имеют и определенные сложности, поскольку в них органически сочетается логическая информация с образной. Культурный контекст нередко содержит реалии, относящиеся к разным сферам общения, авторский стиль и художественные средства. Эти трудности требуют пояснений и некоторой адаптации [6, с. 90-91].
Стоит отметить, что для поискового чтения используется форма чтения про себя и на больших по объему текстах. Обучающийся должен научиться самостоятельно принимать решение о целевом использовании полученной из текста информации [5, с. 120-121].
В настоящее время учителя довольно часто сталкиваются с трудностью поиска новых форм обучения и способов привлечения учащихся к чтению. Ведь именно от учителя зависит успех обучения чтению, заинтересованность учащихся данным видом деятельности и разнообразие заданий. В изучении иностранного языка довольно трудно придумать и найти что-то новое. Однако следует отметить, что увеличить эффективность уже известных методов позволяет совершенствование технологий, огромный выбор информации и доступ к иностранным источникам. Изучая материал по данной теме, мы обнаружили несколько нестандартных методов, приемов и способов, которые можно применять при обучении поисковому чтению, одним из которых является прием «Ромашка Блума» [1, с. 10].
Данный прием разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
Суть данного приема состоит в том, что учащийся должен самостоятельно придумать вопросы по прочитанному тексту. Подобная «ромашка» может состоять из шести лепестков, каждый из которых отводится для определенного типа вопросов:
- простые вопросы, ответом на которые служат определённые факты из прочитанного текста;
- альтернативные вопросы, нацеленные на выбор или предпочтение чего-либо;
- интерпретационные вопросы, которые носят объясняющий характер, их целью является установление причинно-следственных связей (чаще всего такие вопросы начинаются со слова «Почему»);
- творческие вопросы, в которых имеют место предположения о полученной информации, а также прогнозирование или использование фантазии. В таких вопросах, чаще всего, используют частицу «бы», например, «Что бы изменилось в ...., если бы ....?»;
- оценочные вопросы, направленные на оценивание тех или иных фактов;
- практические вопросы, способствующие нахождению общих точек
соприкосновения между теорией и практикой.
Прием «Ромашка Блума» позволяет не только повторить образование вопросов, но и отработать навыки поискового чтения: найти максимум информации и пропустить ее сквозь призму своего понимания. Данный прием опирается не только на выявление фактов, но и на их осмысление [1, с. 42-46].
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Формирование и развитие навыков поискового чтения является важным аспектом при обучении чтению на иностранном языке. Систематические занятия в данном направлении помогут расширить кругозор, пополнить словарный запас, углубить знания о культуре и реалиях страны изучаемого языка. Использование современных приемов позволит сделать работу на уроке более интересной, продуктивной, познавательной и творческой, а также поспособствует повышению мотивации и интереса учащихся к изучению иностранного языка.