Статья:

Обучение поисковому чтению с точки зрения современной методики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова А.А., Поддубская О.Н. Обучение поисковому чтению с точки зрения современной методики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 14(65). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/65/50228 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение поисковому чтению с точки зрения современной методики

Кузнецова Анастасия Александровна
магистрант, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево
Поддубская Ольга Николаевна
канд. пед. наук, доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

В настоящее время образование нацелено не только на передачу знаний по различным предметам, но и на формирование личности ребенка, развитие определенных компетенций. Что же касается иностранного языка, то многие методисты считают его целью обучения формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что непосредственно связано с умением читать [5, с. 10].

В современном обучении чтение понимается как отдельный вид речевой деятельности, занимающий важное место в изучении иностранного языка. Методисты и преподаватели уделяют большое внимание поиску новых форм, методов и приемов обучения чтению. Причем целью является не простое обучение читать на иностранном языке, а правильное использование, применение этого вида речевой деятельности в жизни. Несмотря на то, что данный аспект обучения достаточно хорошо изучен, его актуальность сохранилась и по сей день [3, с. 303-304].

Чтение является мотивированным, рецептивным, опосредованным видом деятельности, протекающим во внутреннем плане, нацеленным на извлечение информации из графически фиксированного текста, происходящим на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации [7, с. 105].

Чтение может выполнять различные функции, а именно: служить для практического овладения иностранным языком, являться средством  изучения языка и культуры, а также средством информационно-образовательной деятельности и самообразования. Оно дает возможности для воспитания и всестороннего развития учащихся средствами иностранного языка. Кроме того, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности.

В современном информационном обществе чтение носит метапредметный характер, умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Согласно ФГОС учащиеся должны уметь осуществлять поиск информации, выделять необходимую информацию для решения учебной или практической задач, систематизировать, сопоставлять, анализировать, формулировать, интерпретировать и преобразовывать имеющиеся в тексте идеи.

Методисты выделяют различные виды чтения, основными из которых являются изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое. В наш информационный век именно поисковое чтение приобретает все больше значение [5, с. 24-26].

В школах на начальном и среднем этапах обучения чтение на иностранном языке выступает как средство обучение и наибольшее внимание здесь уделяется формированию техники чтения, расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений на базе прочитанного. На старшем этапе обучения чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности и задача обучения чтению заключается в способности извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи. Это предполагает овладение определенными видами и технологиями чтения, требующими разных подходов и методических приемов. Одним из таких видов как раз и является поисковое чтение.

Отработка навыков поискового чтения на иностранном языке важна и полезна. Данный вид чтения предполагает использование различных способов поиска информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Однако следует отметить, что в учебных условиях при обучении иностранному языку поисковое чтение используется лишь как упражнение и дополнительный компонент при развитии других видов чтения. Традиционно авторами учебников предлагается обучение чтению с полным пониманием, при этом игнорируются другие умения в чтении. Подавляющее большинство заданий к тексту ограничивается вопросами на контроль понимания содержания прочитанного. Не используется потенциал дотекстового этапа работы, который способствует формированию умения прогнозировать, игнорировать неизвестное, а также формировать просмотровой и поисковый виды чтения. Текстовый этап связан исключительно с анализом содержания и использованных автором языковых средств, а смысловые связи текста не рассматриваются. Именно поэтому мы считаем, что необходимо уделять больше внимания целенаправленному формированию, развитию и отработке навыков поискового чтения, особенно на старшем этапе обучения. Подобные навыки могут пригодиться старшеклассникам при работе с олимпиадными и экзаменационными работами [8, с. 7-9].

Для поискового чтения характерно быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов конкретной информации. К данному виду чтения предъявляются три главных требования:

  1. точное формулирование задания для поиска;
  2. ограниченное во времени проведение поиска нужной информации;
  3. гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.

Оно предполагает наличие у учащихся таких умений, как ориентирование в логико-смысловой структуре текста, отбор из прочитанного текста необходимой информации по определенной проблеме, выбор и объединение информации нескольких текстов по отдельным вопросам [3, с. 304-306].

Основная цель поиска при данном виде чтения – это содержательная информация. Начало обучения данному виду чтения проводится на уже изученных текстах, прочитанных с целью ознакомления или изучения. При отборе материалов на среднем и старшем этапах обучения следует отдавать предпочтение аутентичным материалам, передающим разговорный стиль повседневного общения, особо важно использование в тексте слов и словосочетаний, свойственных разговорной речи.

Наиболее предпочтительными для школьных условий являются рассказы или относительно законченные отрывки из художественной литературы. Тексты художественной литературы создают большие возмож­ности для накопления и уточнения знаний о культуре страны изу­чаемого языка, включая знания по истории, географии, литерату­ре и др. Вместе с тем эти тексты имеют и определенные сложности, по­скольку в них органически сочетается логическая информация с образной. Культурный кон­текст нередко содержит реалии, относящиеся к разным сферам общения, авторский стиль и художественные средства. Эти трудности требуют пояснений и некоторой адаптации [6, с. 90-91].

Стоит отметить, что для поискового чтения используется форма чтения про себя и на больших по объему текстах. Обучающийся должен научиться самостоятельно принимать решение о целевом использовании полученной из текста информации [5, с. 120-121].

В настоящее время учителя довольно часто сталкиваются с трудностью поиска новых форм обучения и способов привлечения учащихся к чтению. Ведь именно от учителя зависит успех обучения чтению, заинтересованность учащихся данным видом деятельности и разнообразие заданий. В  изучении  иностранного  языка  довольно трудно  придумать  и  найти  что-то  новое. Однако следует отметить, что увеличить эффективность уже известных методов позволяет совершенствование технологий,  огромный выбор информации и доступ к иностранным источникам. Изучая материал по данной теме, мы обнаружили несколько нестандартных методов, приемов и способов, которые можно применять при обучении поисковому чтению, одним из которых является прием «Ромашка Блума» [1, с. 10].

Данный прием разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

Суть данного приема состоит в том, что учащийся  должен самостоятельно придумать  вопросы  по  прочитанному тексту.  Подобная «ромашка» может состоять из  шести  лепестков, каждый из которых отводится для определенного типа вопросов:

  1. простые вопросы, ответом на которые служат определённые факты из прочитанного текста;
  2. альтернативные вопросы, нацеленные на выбор или предпочтение чего-либо;
  3. интерпретационные  вопросы,  которые носят объясняющий  характер, их целью является установление  причинно-следственных  связей (чаще  всего такие вопросы начинаются со слова «Почему»);
  4. творческие вопросы, в которых имеют место предположения о полученной информации, а также прогнозирование или использование фантазии. В таких вопросах, чаще всего, используют частицу «бы», например, «Что бы изменилось в ...., если бы ....?»;
  5. оценочные вопросы, направленные на оценивание тех или иных фактов;
  6. практические  вопросы,  способствующие нахождению общих  точек

соприкосновения между теорией и практикой.

Прием «Ромашка Блума» позволяет не только повторить образование вопросов, но и отработать навыки поискового чтения: найти максимум информации и пропустить ее сквозь призму своего понимания. Данный прием опирается не только на выявление фактов, но и на их осмысление [1, с. 42-46].

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Формирование и развитие навыков поискового чтения является важным аспектом при обучении чтению на иностранном языке. Систематические занятия в данном направлении помогут расширить кругозор, пополнить словарный запас, углубить знания о культуре и реалиях страны изучаемого языка. Использование современных приемов позволит сделать  работу  на  уроке более интересной, продуктивной, познавательной и творческой, а также поспособствует повышению мотивации и интереса учащихся к изучению иностранного языка.

 

Список литературы:
1. Борзова  Е.В.  Новые  подходы  к  обучению  иностранным  языкам  в школе (курс лекций – часть 1, часть 2). – Петрозаводск: Verso, 2007. – 60 с.
2. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
3. Крючкова А.С. Обучение школьников элементам информационно-справочного поиска для понимания французского текста / А.С. Крючкова. – Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей V Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – 362 с.
4. Манукян И.Ю. Формирование компонентов когнитивно-коммуникативного умения читать аутентичные тексты/ И.Ю. Манукян // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2010. – № 2 (33): в 2-х ч. – C. 90-91.
5. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 2007. – 216 с.
6. Скрипченко Т.А. Развитие навыков чтения на основе адаптированных и аутентичных текстов// Сборник статей XII международной научно-практической конференции, часть II, М: «Научно-издательский центр «Актуальность. РФ», 2017. – 264 с.
7. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка. – М.: Высшее образование, 2004. – 552 с.
8. Швецова Ю.С. Роль чтения в процессе обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения. – Рязань: РГУ, 2008. – 42 с.