Статья:

Методика преподавания рисунка в период формирования формалистических направлений в искусстве на территории Российской империи (конец XIX – начало XX вв.)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(51)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бородюк С.Ю. Методика преподавания рисунка в период формирования формалистических направлений в искусстве на территории Российской империи (конец XIX – начало XX вв.) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 30(51). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/51/45542 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика преподавания рисунка в период формирования формалистических направлений в искусстве на территории Российской империи (конец XIX – начало XX вв.)

Бородюк Светлана Юрьевна
магистрант Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Беларусь, г. Гродно

 

Период второй половины XIX – начала XX века сложный и противоречивый не только для Российской империи, но и для стран Западной Европы в целом. Это связано не только с многочисленными восстаниями и войнами этого периода против крепостничества, бесправия и угнетения человеческой личности, за прогресс и просвещение, но также и с проникновением формалистических течений в искусство, что отразилось на преподавании академического рисунка и на культуре страны.

Так как вторая половина XIX века развивалась в обстановке нараставшего народно-освободительного движения, культурная жизнь была напрямую связана с судьбой народа. Творчество было проникнуто духом активного протеста против насилия и социальной несправедливости. Поэтому реализм как нельзя лучше отражал народную жизни.

Петербургская Академия художеств всё также оставалась центром профессионального художественного обучения. Из-за пристрастия к академическому классицизму, а главным образом от того, что Академия придерживалась идеи, что искусство создается для того, чтобы приносить людям удовольствие и наслаждение, многие прогрессивные русские художники обвиняли данное учреждение образования в консерватизме.

В Академии преподаватели сознательно отвлекали учащихся от наблюдения окружающей жизни, а в качестве образца для подражания предлагали образцы античных художников. Натура всё меньше изучалась, а несовершенства фигуры человека стилизовали по античным канонам.

В результате реализм национальный школы живописи зарождался в упорной борьбе с официальным классическим направлением, представителем которого была Академия художеств. В то время, когда большинство русских художников стремились передать правдивость народной жизни, в Академии в качестве тем, выдвигающихся на большую золотую медаль, предоставлялись лишь библейские и мифологические. Это и послужило причиной возникновения «Бунта четырнадцати» в 1863 г. во главе с И.Н. Крамским.

В конце XIX – начале XX века в процессе обучения рисунку в общеобразовательных школах, училищах и академиях всё чаще начинают назревать противоречия: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших традиций рисунка и живописи, с другой – пересмотр старого, поиск новых художественных решений. Это время столкновения реализма и модернизма.

К представителям реализма в этот период можно отнести И. Репина, В. Серова, И. Левитана, а родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля.

Молодые русские художники стали увлекаться модным западноевропейским искусством, которое не признавало никакой школы. Начала происходить утрата традиционных этических и эстетических ценностей.

Преподаватели, относительно методики обучения, разделились: одни выступали за чисто академический рисунок, с его законами и правилами, а другие от учащихся всё меньше требовали знаний принципов построения, правильности передачи пропорций и материальности объектов. Преподаватели первой точки зрения большое значение придавали принципам реалистической передачи объектов, правильности понимания объемов, используя методы индивидуального подхода к каждому ученику, личный показ педагога, а также важным было умение ученика самостоятельно находить ошибку. Преподаватели, которые придерживались второй точки зрения в методике обучения рисунка и живописи, руководствовались методиками рисования по памяти, и импровизации при выполнении творческих композиций, стремились развить у учащихся наблюдательность, творческое воображение, поиск выразительности художественного штриха и мазка. Молодые художники были заинтересованы в поиске своей авторской манеры письма.

Территория Северо-Западного края Российской империи включала в себя земли трёх белорусских и трёх литовских губерний. К первым относили Минскую, Могилёвскую и Витебскую, ко вторым Виленскую, Ковенскую и Гродненскую губернии. 

Художественным центром в Северо-Западном крае было Вильно. Здесь после закрытия Виленского университета в 1832 году, лишь во второй половине XIX века открыли Рисовальную школу, которую возглавил И.П. Трутнев. Иван Петрович Трутнев руководил этой школой с момента её основания (1866 год) и до самой смерти (1912 год). Закрылась школа в 1915 году. Это была первая бесплатная народная школа, в которой могли обучаться все желающие, не зависимо от социального положения и веры исповедания. Иван Петрович Трутнев в 1851 – 1858 годах обучался в Петербургской академии художеств в студии батального жанра у профессора Б. П. Виллевальде. 

В качестве методики преподавания в своей школе И.П. Трутнев опирался именно на принципы классического академизма. Обучение начиналось с изучения принципов построения геометрических фигур, затем переходили к отдельным частям головы и тела, и завершалось обучение рисование с натуры.

В связи с тем, что у школы была очень слабая материальная база, Иван Петрович Трутнев обратился за помощью к Академии, которая в свою очередь выделила для Рисовальной школы гипсы, методические пособия, картины и многое другое. В итоге подготовка в школе была на столько сильная, что многие выпускники смогли поступить в петербургскую Академию художеств.

Несмотря на то, что И.П. Трутнев был приверженцам реализма и всячески пытался пропагандировать именно это направление в искусстве, всё же в связи с тем, что в начале XX века многие стали увлечённо интересоваться формалистическими течениями, Иван Петрович Трутнев не ограничивал их в процессе обучения.  

Некоторые уезжали поступать в высшие заведения Франции, Италии, Берлина и др. Часть осталась преподавать рисунок и черчение в учреждениях на территории Литвы и белорусских землях. Среди выпускников Рисовальной школы И.П. Трутнева заметный след в истории искусства Беларуси, Литвы, Польши, Франции оставили К. Гурский, В. Диджёкас, Ю. Зикарас, Ж. Липшиц, Л. Сегал, Х. Сутин, Я. Дроздович, Р. Яхимович и многие другие [1, с. 13 - 18].

Что касается общеобразовательных школ второй половины XIX ­– начала XX вв., то здесь тоже были своего рода противоречия в методике преподавания рисунка. С одной стороны, старались максимально правдоподобно передать материальность и форму объектов, главным образом при помощи тушёвки, с другой – получает распространение свободное рисование, для которого характерно игнорирование правил и законов построения.  Происходит снижение интереса к поиску новых методик преподавания, не выпускались необходимые методические пособия, а те, которые использовали ориентировали учителей к механическому рисованию посредствам копирования, либо рисование при помощи сетки.

В итоге рисование было исключено из числа обязательных предметов в средних учебных заведениях в 1864 году. Для тех, кто хотел получить право преподавать рисование, были организованы воскресные художественные классы при Академии. В 1872 г. рисование вновь включается в курс учебных предметов реальных и городских училищ [2, с. 44]. 

С начала XX века в общеобразовательных школах всё меньше педагогов интересовала методика преподавания рисунка и живописи, а на первое место выдвинулись проблемы детского творчества. Стали активно изучать детские рисунки с учётом влияния воспитывающих и природных факторов. В этой тенденции были свои плюсы, и минусы: с одной стороны, методика преподавания подкреплялась научно-теоретическими обоснованиями, в связи с чем рисование в школе стало одним из важных учебно-воспитательных предметов. С другой стороны, в связи с тем, что возникали противоречия в том, как преподавать рисунок для детей – принципами геометрального метода, либо натурального, что подкреплялось теорией «свободного воспитания», в итоге преподаватели разделились на два лагеря, руководствуясь тем методом, который считали правильным. Те, кто придерживался теории «свободного воспитания» через чур идеализировали детское творчество, и считали, что ни в коем случае нельзя на первоначальном образовании вмешиваться в творческий процесс детей.

В итоге такое разделение взглядов в методике преподавания повлияло на издаваемые методические пособия. Одни авторы требовали непосредственного руководства творческим процессом ребёнка со стороны руководителей (например, методическое пособие «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкой и черчением»), другие утверждали, что роль педагога заключается лишь в разъяснении основ рисунка и композиции, а в основном преподаватель выступает как наблюдатель творческого процесса. Дети должны были получить полную свободу при выполнении своих творческих работ (например, пособие «Современное рисование в народной школе») [2, с. 48 - 49].

Таким образом каждый художник-педагог рассматривал учебный рисунок с субъективной точки зрения. Цели и задачи преподавания рисования понимались представителями разных направлений по-разному.

 

Список литературы:
1. Бородюк С. Ю. Роль Виленской рисовальной школы И.П. Трутнева на рубеже веков в становлении художественного образования // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(71). 
2. Гунина Е. В. Теория и методика обучения изобразительному искусству: история и современность: справочник / Е. В. Гунина, В. Н. Семёнов; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. – 98 с.