Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности педагога в современном учебном заведении
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности педагога в современном учебном заведении
Эмоциональный интеллект является неотъемлемой составляющей профессионализма педагога. Главной задачей учителя является не только организация учебной деятельности и образовательного процесса, но и построение общения, налаживание диалога. Через общение у ученика формируются личностные особенности психических функций, которые позволяют ему создать неповторимую систему представлений о себе и об окружающих, «на основе которой он строит своё отношение к другим людям и оценивает самого себя» [1, с. 316].
Педагог должен развивать не только интеллектуальные способности учеников, учить их мыслить логически и аналитически. Он играет важную роль в формировании социальных и личных навыков своих подопечных.
На протяжении долгого времени бытовало мнение, что больших успехов добиваются люди, достигающие определённых целей благодаря своему разуму и интеллекту, которые, в свою очередь, управляют поведением человека. Однако даже простые наблюдения за обыденной жизнью говорят об обратном – далеко не всегда высокий уровень интеллекта связан с успехом, достижением высоких результатов. «Часто лица, не владеющие особыми академическими знаниями, добиваются в жизни больше, чем те, кого называют «ботаниками», «умниками», и «умницами»» [2, с. 69]. Намного ценнее и важнее для будущей жизни оказываются умение находить с окружающими общий язык, завязывать знакомства, обзаводиться необходимыми контактами, да и просто чувствовать и понимать людей.
Современные психологи и учёные всё чаще приходят к выводу, что именно эмоции, а не разум играют основную роль в формировании и развитии как отдельно взятой личности, так и целого коллектива. Умелое распознавание и управление своими эмоциями напрямую влияет на организацию и сплочённость коллектива, на разрешение разного уровня конфликтов, на решение проблем эмоционального и профессионального выгорания.
«Исследователи всё больше и больше обращают внимание на интеллектуальные возможности личности за пределами академического интеллекта, выделяя социальный и эмоциональный интеллект как самостоятельные психологические характеристики личности» [3, с. 77].
Эмоциональный интеллект даёт нам понять, каким образом можно способствовать развитию творческого потенциала ученика в процессе образования. Ранее считалось, что эмоции лишь сопровождают процессы познания. В современной же психологии уже доказан факт того, что «эмоциональные реакции часто предшествуют рациональным» [3, с.79].
Почему же важно особо изучать эмоциональный интеллект педагога в его профессиональной деятельности?
Ежечасно, ежеминутно, даже ежесекундно педагог испытывает огромное эмоциональное напряжение. Это и сочувствие, сопереживание настроению ученика (при этом напряжение растёт пропорционально увеличению количества учеников – большая разница, понять переживания или неудачи одного ученика, с которым можно непосредственно об этом поговорить, и целого класса 30+ человек, каждый из которых требует к себе внимания), и чувство ответственности за вверенных ему детей, охрана их жизни и здоровья на протяжении всего учебного процесса в течение дня, и переживания по поводу бесконечных отчётов, открытых уроках, работы с родителями… Ко всему вышеперечисленному добавляются непредвиденные конфликты и всплески эмоций (хорошо, если только между учениками), на которые также нужно своевременно и грамотно реагировать, умело довести конфликт до его разрешения.
Самое главное, чего сможет избежать педагог, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта – профессионального выгорания. Сегодня эта проблема привлекает внимание многих исследователей и психологов. Ведь как физическое, так и эмоциональное напряжение в конце концов могут привести к приобретению серьёзных симптомов, являющихся преградой к качественной работе учителя, ко всему прочему оказывающее разрушительное влияние на его личность. Всё это может проявляться в нежелании работать согласно общим требованиям, в отсутствии творческого, личностного подхода педагога к организации своей деятельности (уроков). Окружающие также могут заметить раздражительность, нервозность, нетерпимость педагога к ошибкам других, ему становится всё труднее сдерживать проявление своих эмоций.
Стоит отметить, что всё это влияет не только на профессиональную деятельность педагога, но и на другие сферы его жизни. Все свои эмоции, страхи, напряжение могут оказывать негативное влияние на близких, а интерес к семье и её проблемам вообще могут отойти на второй план. Зачастую это приводит и к падению самооценки, даже если раньше такого за человеком не наблюдалось.
Если говорить об эмоциональном интеллекте ученика, конечно же он развит в значительно меньшей степени, чем у взрослого человека, педагога. Причины всем нам понятны: не развитое умение понимать и принимать себя, свои эмоции и эмоциональное состояние других (своих одноклассников), небольшой жизненный опыт, неумение в некоторых ситуациях «держать себя в руках».
Задача педагога – помочь ребёнку адаптироваться в социуме, научиться находить контакт с другими людьми, своим примером показывать, как лучше выходить из трудных и конфликтных ситуаций. Учитель способствует гармоничному развитию эмоциональной сферы ребёнка. Для этого педагог должен научиться верно интерпретировать эмоции учеников и свои собственные, уметь ими управлять.
Также следует обратить внимание на то, что по своей природе не все люди одинаково могут управлять своим эмоциональным интеллектом. Например, у флегматиков и сангвиников чаще возникают трудности в понимании других людей; при этом, в отличие от холериков, они обладают большим самоконтролем. Поэтому нет универсального способа или стопроцентных методик, которые подошли бы любому человеку для развития его эмоционального интеллекта.
Однако есть некоторые, ставшие уже широко известными, приёмы, помогающие развивать эмоциональный интеллект. Эти приёмы, упражнения будут полезны педагогам, которые стали замечать у себя признаки эмоционального выгорания, а также тем, кто хочет повысить уровень своего эмоционального интеллекта до появления первых «симптомов».
Приведём пример. В последнее время стала распространена практика ведения «дневника эмоций»: в нём нужно указать свою эмоцию, записать причины её возникновения, как эта эмоция проявляется, какие ощущения при этом человек испытывает и т.д. Данная техника помогает отслеживать собственное эмоциональное состояние, целью которой является улучшение самоконтроля и самопонимания. Существуют и более простые версии дневника для детей, которые учитель по необходимости может рекомендовать своему ученику. Ребёнок выбирает эмоцию, которую испытывал больше или острее всего в течение дня, и записывает/обсуждает с родителями, что послужило сегодня импульсом к определённым эмоциям, реакциям на них, поступкам.
До сих пор по поводу эмоционального интеллекта высказываются критические суждения среди учёных и исследователей касательно границ предмета исследования и трудности закрепления результата. Нет единого мнения, какую роль он играет в жизни человека. Но, бесспорно, те навыки, которые подразумевает понятие эмоционального интеллекта, необходимы и полезны для каждого. Современному педагогу следует найти время и приложить определённые усилия для того, чтобы развить эти качества у самого себя и у своих учеников. И если человек наладит отношения со своим эмоциональным интеллектом, то ему проще будет выстраивать отношения с людьми.