ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается важность правильного составления плана тренировок для спринтеров, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка, пол и возраст. Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка бегуна на короткие дистанции - многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого - обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения, предусмотренных планом и программой результатов.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, тренировочный процесс, упражнения.
Скоростно-силовые способности — это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. Часто в литературе скоростно-силовые способности сравнивают с «взрывной силой». В основе «взрывной силы» лежат функциональные свойства нервно-мышечной системы. Они позволяют совершать действия с максимальной быстротой действия. Также скоростно-силовые качества зависят от абсолютной силы мышц, проявляемой при придельном их напряжении без ограничения времени.
Подготовка легкоатлета на короткие дистанции — это сложный и многогранный процесс, который состоит из трех компонентов: обучения, тренировки и воспитания, целью которого является обеспечение развития и совершенствования знаний, умений и навыков. К сожалению, в настоящее время тренерский состав зачастую использует традиционные методы воспитания скоростно-силовых способностей, многие из них уже устаревшие. Лишь в редких случаях можно увидеть построение тренировки на основе знаний, полученных в ходе анализа и ведения статистики. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли такие специалисты как Н. Г. Озолин, В. В. Кузнецов, Ю. В. Верхошанский, Рыбакова Е. О.
Так же проблема заключается в следующем, собрано достаточное количество фактического материала по отдельным вопросам и аспектам, но его объединение, анализ и внедрение в тренировочный процесс вызывает трудности. К сожалению, большинство тренеров не применяют индивидуальный подход, а отдают свое предпочтение устаревшим, но проверенным, на их взгляд, методикам и поэтому достигают высоких результатов лишь единицы. Здесь важно учитывать, что при составлении плана тренировок, в первую очередь, мы обращаем внимание на возраст спортсмена, на его физическое развитие и индивидуальные анатомо-физические особенности, во избежание травм в дальнейшем тренировочном процессе. Задачей спорта является воспитание гармоничной личности, а для этого важно иметь индивидуальных подход к каждому спортсмену. Индивидуальный подход так же важен для того, чтобы не навредить спортсмену и не ухудшить его результат.
Важно, при составлении плана тренировок опираться так же на уровень подготовленности спортсмена, у кого-то он будет выше, чем у других, понятно, что по одной программе они заниматься не могут, так как спортсмен с хорошими показателями может потерять время на упражнения, которые не окажут никакого воздействия, в силу своей простоты.
Ниже представлены упражнения, которые помогают воспитать скоростно-силовые качества у девушек, занимающихся в секции по легкой атлетике:
1. Упражнения, направленные на преодоление собственного веса тела. К таким упражнениям можно отнести легкоатлетические прыжковые упражнения, гимнастические силовые упражнения, упражнения с преодолением препятствий. Например:
- многоскоки (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах) в быстром темпе; - прыжки в длину, высоту и тройным с разбега;
- прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вперед или вверх;
- прыжки через барьеры;
- прыжки в гору и по лестнице;
- подскоки вперед и вверх с отягощением;
- ходьба вперед и назад широкими выпадами с отягощением.
2. Упражнения с дополнительным отягощением. Главное отличие от предыдущих упражнений – необходимость Отличием от предыдущих упражнений является то, что все эти же упражнения необходимо выполнять с отягощением. К отягощениям можно отнести набивные мячи, гантели, штанги, гири. Например:
Упражнение 1
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки (с гантелями) опущены вдоль туловища. На счет «раз» медленно поднять руки вверх, на счет «два» развести руки в стороны, на счет «три» принять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз.
Упражнение 2
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вытянуты вперед. На счет «раз», прогнувшись, завести руки за спину (не сгибая) и поднять левую ногу, на счет «два» принять исходное положение, на счет «три», прогнувшись, завести руки за спину (не сгибая) и поднять правую ногу. Упражнение повторить 4-6 раз.
Упражнение 3
Исходное положение: стоя, на ногах закрепить груз, руки на поясе. На счет «раз» согнуть левую ногу в колене, на счет «два» выпрямить ее, на счет «три» принять исходное положение. Повторить то же самое с правой ноги.
Упражнение повторить 4 – 6 раз.
Упражнение 4
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. На счет «раз», разведя руки в стороны, сделать выпад вправо и несколько пружинистых приседаний, на счет «два» принять исходное положение. Повторить то же самое с левой ноги.
Упражнение повторить 4-6 раз.
3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды. Данные упражнения дают возможность развивать силу в условиях максимально приближенных к специализированной двигательной деятельности. Сюда можно отнести выполнение беговых упражнений на нестандартном покрытие, например, бег по песку или в гору.
Благодаря изучению и проводимым исследованиям специалисты приходят к мнению, что в раннем школьном возрасте и далее в юношеском стоит уделять огромное внимание развитию скоростно-силовых качеств. Этому способствует особенности физико-анатомического развития детей. В возрасте 13-14 лет организм ребенка уже имеет схожую физиологию со взрослым спортсменом. Его двигательные качества успешно поддаются тренировке, что позволяет достичь определенных результатов в развитие скоростно-силовых качеств, выносливости более быстро и эффективно при правильном воспитании данных способностей.