РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ
DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN
Maya Kozyrenko
Master’s student, Private educational institution of higher education Southern University (Institute of Management, Business and Law), Russia, Rostov-on-Don
Tatyana Byundyugova
Scientific adviser, Ph.D. psychol. Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Personnel Management, Private educational institution of higher education Southern University (Institute of Management, Business and Law), Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье рассмотрены актуальность и понятие развития эмоционального интеллекта у детей. Также раскрыта суть понятия «эмоциональный интеллект», структура эмоционального интеллекта. Рассмотрены основные методы развития эмоционального интеллекта у детей.
Abstract. The article discusses the relevance and concept of the development of emotional intelligence in children. The essence of the concept of “emotional intelligence” and the structure of emotional intelligence are also revealed. The main methods for developing emotional intelligence in children are considered.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, развитие детей, восприятие, понимание.
Keywords: emotional intelligence, child development, perception, understanding.
Проблема развития эмоционального интеллекта у детей является крайне актуальной, так как данный вид интеллекта является фундаментом для функционирования и развития здоровой и целостной личности.
Согласно последним данным, дети с более высоким эмоциональным интеллектом лучше способны концентрировать внимание, больше вовлечены в творческую деятельность, имеют более крепкие отношения с друзьями. [2]
Эмоциональный интеллект у детей – это способность различать собственные и чужие эмоции и состояния, проявлять чувства и эмоции, эффективно коммуницировать и строить отношения с другими людьми, успешно социализироваться в обществе.
Понятие «эмоциональный интеллект» зародилось в 1990 году, впервые ввели данное понятие Питер Сэловей и Джон Майер. И выделили в своей модели эмоционального интеллекта 4 компонента:
- восприятие, оценка и выражение эмоций: способность понимать свои эмоции и других, определять потребности, исходящие от эмоций и различать подлинные и ложные эмоции;
- понимание эмоций: интерпретация причины тех или иных эмоций, способность к пониманию комплекса чувств или противоречивых эмоций, например, любовь и ненависть;
- использование эмоций в мышлении и деятельности: возможность применения эмоций для решения неординарных задач;
- осознанное управление эмоциями: способность принимать все чувства от отрицательных до положительных, контролировать эмоции и сознательно использовать их, в зависимости от ситуации.
Иначе говоря, сначала ребенок научается понимать свои эмоции и далее на основе этого вырабатывается понимание чувств других людей. В дальнейшем это умение способствует выстраиванию положительных отношений с другими людьми.
Современные дети часто гиперактивны и эмоциональны от рождения и чувства могут захватывать их по причинам эмоциональной и психической перегрузки, поэтому важно научить их не только проживать свои эмоции, но и уметь самостоятельно научиться управлять ими, что бывает непросто для детей и их родителей.
Определить уровень эмоционального интеллекта детей возможно посредством различных методик: тесты, анкетирование, а также проективные методы, например, «Дорисуй фигуру», «Три желания», «Что-почему-как» и другие.
Психологам и педагогам несложно определить уровень эмоционального интеллекта по средством наблюдения за ребенком, его поведением, рассуждениями.
Основные признаки низкого эмоционального интеллекта следующие:
- неумение контролировать свои эмоции, а также определять их;
- неспособность сопереживать другим людям или радоваться за них;
- неспособность просить или принимать помощь и поддержку других людей;
- невозможность выстраивания близких отношений с другими людьми или выстраивание отношений без эмоциональной составляющей;
- неспособность понимать последствия своих эмоций для себя и других.
Данный вид интеллекта начинает формироваться с самого раннего возраста.
Когда дети достигают возраста 2-3 лет, они начинают понимать, что другие люди обладают чувствами и мыслями, отличными от их чувств. С развитием эмоциональных способностей они начинают понимать сложные эмоции, такие как разочарование и предательство, и испытывать самые разнообразные эмоции.[3]
Методы, направленные на формирование умений ребёнка распознавать эмоции.
Существуют психологические и педагогические методики, которые направление на научение детей распознавать эмоции. Одни из них – наблюдение и обсуждение. Комбинация этих методов учит детей в непринужденной обстановке и естественном процессе вовлекаться в процесс анализа и интерпретации чувств. Например, при просмотре мультфильмов и чтении сказок и книг можно обсудить эмоции, которые выражают персонажи. При проговаривании эмоций, следует обращать внимание и на кинетику тела персонажей – совокупность телодвижений (мимики, жестов).
По этой причине важно показывать детям мультфильмы с качественной анимацией, не слишком активной, с приятным звуковым сопровождением и корректным поведением персонажей. Также рекомендовано просмотр мультфильмов чередовать с совместным чтением бумажных книг, что будет способствовать развитию не только эмоционального интеллекта, но и воображения, пространственного мышления, креативности, и укреплению отношений между ребёнком и родителем.
Также важным процессом является развитие эмпатии у ребёнка. Эмпатию можно развивать с помощью техники «Активный слушатель». Эту технику должны использовать не только педагоги, но и родители дома. Она заключается в том, замечая различные чувства ребёнка проговаривать их, например: «я понимаю твою обиду», «вижу, ты сейчас злишься», «похоже, ты расстроен», «как радостно получить такой прекрасный подарок» и т.д.
Следующий метод – «дневник эмоций». Этот метод предполагает описание ситуации в дневнике. Ребенок записывает ситуацию, в которой проявляется эмоция, и изменения, которые она вызывает в теле. [4] Данный метод больше актуален для подростков, хотя и младшие школьники могут успешно вести свой дневник самостоятельно, но не всем это даётся легко. Если у младшего школьника есть такая потребность, но есть сложность в данном процессе, на первых порах ему могут помогать с рефлексией психолог, родители, старший брат или сестра. Со временем, ребенок научится вести дневник эмоций самостоятельно.
Ещё один метод – куклотерапия. Это использование кукол и игрушек для отыгрывания различных социальных ролей, которые ребенок проживает уже сейчас или будет совмещать в себе во взрослом возрасте, но уже тестирует эти роли через игру.
Методы корректного проживания эмоций и управления ими.
Долгие и обширные споры идут в научном сообществе в исследовании вопроса: «Можно ли управлять собственными эмоциями?». Не каждому взрослому и опытному человеку удаётся в полной мере справится с эмоциями, когда он захвачен такими чувствами как ярость, страх или стыд.
Действительно, не всегда человек может управлять своими эмоциями в критическом моменте, потому что как только человек испытывает физический или психологический стресс, кора надпочечников начинает вырабатывать адреналин и кортизол, который стимулирует работу сердца и концентрирует внимание, помогая организму самому справляться с негативным воздействием внешней среды. В какой-то степени индивид зависит от своего организма, типы нервной системы и тех химических естественных реакциях, которые протекают в организме. Но справляться со стрессом человек всё-таки может благодаря наличию у него префронтальной коры (неокортекса) – часть мозга, которая отвечает за мышление, речь, сенсорное восприятие, интеллектуальное развитие, самосознание, интеллект. Благодаря ей человек может думать не только о текущем моменте, но и о будущем. И эту способность необходимо развивать и даже тренировать, особенно детям и подросткам, чей мозг является «пластичным» и адаптивным.
В развитии эмоционального интеллекта важно не только распознавать и понимать эмоции, но и научиться корректно их проживать и управлять ими.
Методы управления эмоциями помогают справляться со стрессом и другими деструктивными воздействиями, управлять своим состоянием, фокусировать внимание и расслабляться.
Первый метод - дыхательные упражнения: диафрагмальное дыхание снижает стресс и обеспечивает эмоциональное облегчение за счёт снижения сердечного ритма и артериального давления за счёт выделения углекислого газа и поступления кислорода. [1]
Следующие способы – арт-терапевтические методы: рисунок, танец, пение и воспроизведение звуков. В данных способах действует принцип сублимации деструктивной энергии в творчество. Важно рассказать детям о том, что эмоции содержат энергию и можно проживать их через «минус» (кричать, ломать, драться или же тихо проживать внутри себя), а можно через «плюс» (создавать, говорить о чувствах, просить помощь, проживать рядом с другими, сублимировать в творчество).
В завершение, можно прийти к выводу, что развитие эмоционального интеллекта – важная задача, которая стоит перед родителями, психологами и педагогами. Это необходимая база для современных детей, которые будут жить в мире индивидуализма и если не развивать навыки коммуникации, социализации и эмоционального интеллекта, то в будущем, детей ждут сложности. Заниматься развитием эмоционального интеллекта важно системно: в школе, в семье и в некоторых случаях с профессиональным психологом.