ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(277)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(277)
ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Кредитно-денежная (монетарная) политика – это один из видов антициклической (стабилизационной) политики, которая нацелена на сглаживание колебаний экономики. Цель монетарной государственной политики – это обеспечение:
Роста экономики;
Полной ресурсной занятости;
Стабильности ценового уровня;
Равновесия платежного баланса.
Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность. Таким образом, денежно-кредитная политика - это важнейшее направление экономической политики государства, воздействующее на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Для понятия сущности денежно-кредитной политики представляется целесообразным дать ей, более развернутую, характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов: объекты, субъекты, цели, инструменты, технология.
Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и услуг. Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора экономики страны.
Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Тактические цели - способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры. Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики.
Следовательно, главная цель денежно-кредитной политики государства состоит в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается при помощи мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые реализовываются довольно медленно, рассчитаны на много лет и не являются быстрой реакцией на модификация рыночной конъюнктуры.
Промежуточные - цели основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.
Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это экономическая переменная, которую центральный банк назначает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как полагает, что она содействует достижению главных целей монетарной политики.
Промежуточная цель должна соответствовать следующим условиям: слаженность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет беспокоиться о достижении промежуточной цели, только в том случае, если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.
Измеримость, переменная, выбранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно верно и правильно измерить. Своевременность. Верная информация о промежуточной цели должна попадать в центральный банк вовремя. Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность воздействовать на величину переменной, предпочтённой в качестве промежуточной цели.
Одна из самых важных ролей центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения.
Роль центрального банка в рыночной экономике достаточна велика. Прежде всего, это то, что центральный банк является проводником денежно - кредитной политики государства.
Денежно-кредитная политика – одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей.
Мировая экономика уже второй год подряд функционирует в режиме пандемии, объявленном ВОЗ 11 марта 2020 года на фоне стремительного распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и на период 2022 и 2023 годов при проведении сценарного анализа. Банк России исходил из предпосылок о влиянии пандемии на скорость восстановления спроса и устойчивость этого восстановления, а также на глубину падения потенциального выпуска, в том числе с учетом возможных отложенных эффектов из-за ограничений экономической активности.
Дальнейшее развитие событий в целом оказалось близко к базовому сценарию, однако, не в полной мере соответствовало ему ввиду развития ряда непрогнозируемых факторов (например, сохранение продолжительное время масштабных проблем с цепочками поставок по всему миру вряд ли можно было заранее предвидеть). Беспрецедентные по масштабам меры бюджетной поддержки в совокупности с существенным смягчением денежно-кредитной политики позволили экономикам быстро преодолеть наиболее острую фазу кризиса, вызванного COVID-19 и сопутствующими ограничениями экономической деятельности, и запустить активные процессы восстановления.