Статья:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гильманов Р.Р. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/145887 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Гильманов Руслан Рустемович
студент, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти
Моисеева Валентина Юрьевна
научный руководитель, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти

 

Предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административное правонарушение влечет административную ответственность «за нарушение лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса» [1].

Необходимо обратить внимание на то, что диспозиция части 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ предполагает отсутствие у управляющей организации лицензии, в то время как диспозиции части 2 данной статьи предусматривает наличие лицензии у лицензиата.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, связанные с выполнением лицензионных условий.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия управляющей организации.

Лицензионные требования устанавливаются Положением о лицензировании [2]. Таким образом, нарушение любого подпункта пункта 3 Положения о лицензировании (как в форме действия, так и в форме бездействия) представляет собой объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения (часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ).

По нашему мнению, нормы рассматриваемой статьи на сегодняшний день не выполняют своей задачи, и приводят к проблемам правоприменения. В первую очередь отметим слишком общую диспозицию, которая требует уточнения, детализации. Считаем также, что между статьями 14.1.3 и 7.22 КоАП прослеживается конкуренция норм. Таким образом, на сегодняшний день как минимум две проблемы применения положений статьи 14.1.3 КоАП РФ требуют решения.

Становится очевидной необходимость внесения изменений в статью 14.1.3 КоАП в виде выделения отдельных групп лицензионных требований, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. В связи с этим, предлагаем выделить два отдельных состава:

  • нарушение лицензионных требований, связанных с жилищным хозяйством (управлением общим имуществом);
  • нарушение лицензионных требований, связанных с правилами предоставления коммунальных услуг.

Субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 является управляющая организация – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом. Необходимо отметить, что по смыслу части 1 статьи 193 ЖК РФ к числу субъектов относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, характеризуется виной субъекта правонарушения, определяемой по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев суды встают на сторону истцов и признают вину управляющих организаций в нарушении лицензионных требований со ссылкой на то, что ими не были приняты все зависящие от них меры по соблюдению соответствующих законодательных норм (например, Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы № 12-392/2019 от 18 ноября 2019 г.) [4].

Анализ практики также показал, что арбитражными судами в качестве доказательств невиновности практически никогда не принимаются во внимание такие обстоятельства как отсутствие необходимых для соблюдения лицензионных требований денежных средств, отсутствие указания в договоре управления многоквартирным домом на отдельные виды услуг и работ, факт признания многоквартирного жилого дома аварийным.

В качестве примера можно привести Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2017 г. по делу № А55-19799/2016 [3].

Таким образом, только в случае комплексного подхода к решению проблем административно-правового регулирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами можно повысить эффективность данной системы.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
2. О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами: Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 (ред. от 21.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 03.11.2014. № 44. Ст. 6074.
3. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа (ФАС ПО) от 23 мая 2017 г. по делу № А55-19799/2016 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/NKepn4LiocLe/ (дата обращения 15.03.2024).
4. Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) № 12-392/2019 от 18 ноября 2019 г. по делу № 12-392/2019 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/H6PL3NAitbll/ (дата обращения 15.03.2024).