АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административное правонарушение влечет административную ответственность «за нарушение лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса» [1].
Необходимо обратить внимание на то, что диспозиция части 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ предполагает отсутствие у управляющей организации лицензии, в то время как диспозиции части 2 данной статьи предусматривает наличие лицензии у лицензиата.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, связанные с выполнением лицензионных условий.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия управляющей организации.
Лицензионные требования устанавливаются Положением о лицензировании [2]. Таким образом, нарушение любого подпункта пункта 3 Положения о лицензировании (как в форме действия, так и в форме бездействия) представляет собой объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения (часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ).
По нашему мнению, нормы рассматриваемой статьи на сегодняшний день не выполняют своей задачи, и приводят к проблемам правоприменения. В первую очередь отметим слишком общую диспозицию, которая требует уточнения, детализации. Считаем также, что между статьями 14.1.3 и 7.22 КоАП прослеживается конкуренция норм. Таким образом, на сегодняшний день как минимум две проблемы применения положений статьи 14.1.3 КоАП РФ требуют решения.
Становится очевидной необходимость внесения изменений в статью 14.1.3 КоАП в виде выделения отдельных групп лицензионных требований, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. В связи с этим, предлагаем выделить два отдельных состава:
- нарушение лицензионных требований, связанных с жилищным хозяйством (управлением общим имуществом);
- нарушение лицензионных требований, связанных с правилами предоставления коммунальных услуг.
Субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 является управляющая организация – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом. Необходимо отметить, что по смыслу части 1 статьи 193 ЖК РФ к числу субъектов относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, характеризуется виной субъекта правонарушения, определяемой по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев суды встают на сторону истцов и признают вину управляющих организаций в нарушении лицензионных требований со ссылкой на то, что ими не были приняты все зависящие от них меры по соблюдению соответствующих законодательных норм (например, Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы № 12-392/2019 от 18 ноября 2019 г.) [4].
Анализ практики также показал, что арбитражными судами в качестве доказательств невиновности практически никогда не принимаются во внимание такие обстоятельства как отсутствие необходимых для соблюдения лицензионных требований денежных средств, отсутствие указания в договоре управления многоквартирным домом на отдельные виды услуг и работ, факт признания многоквартирного жилого дома аварийным.
В качестве примера можно привести Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2017 г. по делу № А55-19799/2016 [3].
Таким образом, только в случае комплексного подхода к решению проблем административно-правового регулирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами можно повысить эффективность данной системы.