Статья:

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Щуров А.А. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 12(279). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/279/146210 (дата обращения: 15.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Щуров Андрей Алексеевич
магистрант кафедры юриспруденции, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна
Малиновский Игорь Борисович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

Аннотация. В статье рассмотрена структура дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД. Описаны основные задачи дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России на современном этапе.

Abstract. The article examines the structure of the traffic police service of the Ministry of Internal Affairs. The main tasks of the traffic police service of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage are described.

 

Ключевые слова: дорожно-патрульная служба, термин «строевые», организационная структура, полномочия, нормативно-правовые основы.

Keywords: road patrol service, the term “combatants”, organizational structure, powers, legal framework.

 

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, которая направленна на устранение причин условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП), а также снижение тяжести их последствий.

Дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ (далее ДПС) – является структурным подразделением ГИБДД МВД РФ и входит в состав полиции общественной безопасности РФ[1].

В составе ГИБДД МВД РФ ДПС формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных транспортных средств (далее ТС), протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

  1. Группа;
  2. Взвод;
  3. Рота;
  4. Батальон;
  5. Полк.

В соответствии с типовыми штатами строевых подразделений ДПС ГИБДД МВД РФ[2] группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районный и городских отделах МВД РФ.

Более крупные подразделения роты, батальоны и полки ДПС – формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило они подчиняются по вертикали вышестоящим органам ГИБДД МВД РФ (Управлениям ГИБДД по субъектам РФ) и по горизонтали – территориальным органам внутренних дел (ОМВД России, УМВД России).

Схема подчиненности строевых подразделений

 

Рисунок 1. Схема подчиненности строевых подразделений

 

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению служебных обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключения параллелизма в работе.

Организационную структуру строевого подразделения ДПС с общей численность личного состава от 130 до 150 человек по функциональному признаку можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

б) штаб;

в) дежурная группа;

г) группа по работе с личным составом;

д) группа материально-технического обеспечения;

е) группа по исполнению административного законодательства (далее ИАЗ);

ж) роты (взвода).

Руководство.

В руководство подразделения ДПС входят: командир и его заместители. Командир и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненных, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами МВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

Штаб.

В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

- составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

- расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению безопасности дорожного движения (далее БДД) и борьбе с преступностью;

- организация работы дежурной части подразделения;

- анализ дорожно-транспортной аварийности и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

- проведение мероприятий по профилактике ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.

Дежурная группа.

Дежурная группа создается для организации деятельности экипажей ДПС на маршрутах патрулирования и осуществления сбора и анализа информации, необходимой для обеспечения безопасности и охраны общественного порядка, на территории обслуживания подразделения. В случае отсутствия руководящего состава дежурная группа исполняет обязанности по руководству подразделением.

В обязанности дежурной группы входит:

  • непрерывное управление силами и средствами, задействованными в обеспечении контроля дорожного движения, розыск транспортных средств и выполнение других задач ДПС;
  • сбор, обработка и регистрация информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;
  • организация выезда на место ДТП;
  • обеспечение личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;
  • установление личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.

Группа по работе с личным составом.

В состав группы кадров входят: инспектор по кадрам, инструктор по боевой и служебной подготовке. Деятельность данной группы направлена на комплектование, обучение и воспитание личного состава подразделения, оформление личных дел сотрудников, подготовку материалов на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестацию и представление к наградам, участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушения служебной дисциплины.

Группа материально технического обеспечения.

Предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техникой. В ее кадровый состав входят: инженер-электроник, специалист, старшина, полицейский водитель.

Группа ИАЗ.

Деятельность группы ИАЗ разделяется условно на 3 структурных подразделения: группа дознания, группа розыска и группа административной практики.

Группа дознания проводит разбирательства по делам о ДТП, с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. Сотрудники службы осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также проводят работу по профилактике дорожно-транспортной аварийности на основе материалов дознания. По результатам работы предоставляют сведения о проведенной деятельности, готовят предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением.

Группа розыска осуществляет деятельность по розыску ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, взаимодействует с подразделениями Уголовного розыска, для проведения мероприятий по розыску угнанных и похищенных ТС, а также ведет учет соответствующей документации.

Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по факту нарушения ПДД, следит за своевременными и правильными исполнениями постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников ДПС.

Роты (взводы) ДПС.

Роты (взводы) ДПС – осуществляют контроль дорожного движения на улицах и дорогах общего пользования, осуществляют регулировочную деятельность, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные мероприятия на месте ДТП.

Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят: командир взвода и его заместитель, старшие инспектора ДПС и инспектора ДПС. Согласно типовым штатам строевых подразделений, соотношение численности старших инспекторов ДПС и инспекторов ДПС устанавливается в пропорции 1:8. Минимальная численность личного состава взвода, входящего в роту или батальон, составляет 25 человек.

Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктаж и развод нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старший инспектор ДПС принимает участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспектора ДПС и, кроме того, по отношению к подчиненному им личному составу, выполняет обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.

Инспектор ДПС:

Инспекторы ДПС в ходе своей служебной, профессиональной деятельности выполняют следующие функции:

  • осуществляют контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами;
  • предотвращают и пресекают административные правонарушения на маршруте патрулирования;
  • ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
  • регулируют дорожное движение;
  • производят неотложные действия на месте ДТП;
  • обеспечивают беспрепятственный проезд автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб;
  • выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск;
  • контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД;
  • контролирует содержание улично-дорожных сетей.

Для выполнения особых функции в составе подразделений ГИБДД могут создавать мобильные и специализированные подразделения ДПС, которые обеспечивают выполнение следующих задач:

  • обеспечение БДД и охраны общественного порядка в районах введения чрезвычайного положения, крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операции, оказание практической помощи подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;
  • сопровождение автомобилей специального назначения и объектов государственной охраны;
  • осуществляют обеспечение безопасности перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Такие подразделения имеют цели и правовые положения, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функции, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировки этих подразделений могут несколько видоизменяться.

Таким образом, подразделения ДПС, как наиболее мобильная и многочисленная служба ОМВД, повсеместно участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Указанные обстоятельства дают основания говорить о ДПС не только как об организационно оформленном структурном подразделении ГИБДД МВД РФ, но и как об обобщенном выражении формы реализации одной из важнейшей функции правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, ДПС ГИБДД МВД РФ является самым крупным подразделением в составе Государственной инспекции безопасности дорожного движения, на которую возлагаются задачи по обеспечению соблюдения участниками дорожного правил дорожного движения, законных прав и интересов, граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, в сфере осуществления безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.

Во-вторых, исходя из особенностей решаемых задач, организационная структура подразделений ДПС основана по военному образцу и выстроена в виде строевых подразделений.

В-третьих, структура построения подразделений ДПС ГИБДД МВД РФ характеризуется определенной сложностью, что обусловлено разнообразием возложенных на них задач. Все это позволяет выделить ДПС как организационно оформленное и относительно самостоятельное структурное подразделение ГИБДД МВД РФ.

 

Список литературы:
1. Самойлюк Р.Н. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ДПС ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – №4 (32). – С. 177–181.
2. Электронный ресурс https://studopedia.ru/19_212457_patrulniy-na-meste-soversheniya-prestupleniya-obyazan.html


[1] https://studopedia.ru/19_212457_patrulniy-na-meste-soversheniya-prestupleniya-obyazan.html

[2]  Самойлюк Р.Н. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ДПС ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – №4 (32). – С. 177–181.