Статья:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАБОТЕ С ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ТЕАТРАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Берлетова В.В., Манджиева Е.С., Руссу М.С. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАБОТЕ С ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ТЕАТРАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 12(279). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/279/146294 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАБОТЕ С ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ТЕАТРАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Берлетова Валерия Витальевна
студент, кафедра реклама и связи с общественностью, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Манджиева Ева Сергеевна
студент, кафедра реклама и связи с общественностью, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Руссу Мария Сергеевна
студент, кафедра реклама и связи с общественностью, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Попова Лиана Владимировна
научный руководитель, канд. культурологии, старший преподаватель кафедры философии, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Предметом исследования в данной статье является музыкальное воспитание в любительском театральном коллективе. Музыкальное воспитание – это важнейшая часть процесса обучения театральному искусству. Помимо этого, в процессе музыкального воспитания приобретаются навыки в области ритмики, сольфеджио и вокала. Осуществляется всестороннее эстетическое воспитание, формирования их духовной культуры. Работая в любительском театральном коллективе, нужно учитывать возрастные особенности обучающихся. К каждому возрасту нужен особый подход преподавателя.

Музыка – неотъемлемая часть театра. Без неё тяжело создать полноценный художественный образ спектакля.

Изучение музыкальных дисциплин предусмотрено как в детских театральных коллективах, так и во взрослых. Музыкальное воспитание служит отличным аспектом воспитания актера. Ритмика, вокал, сольфеджио – всё это нужно актеру на сцене.

Музыкальное воспитание и музыкальная деятельность – играют важную роль в эстетическом воспитании. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Один из способов самопознания - является музыка. Без постижения ритмов, гармонии и звуков - гармоничное развитие личности практически невозможно. Музыка дает сильное эмоциональное воздействие на человека: она заставляет мечтать, радоваться, грустить, смеяться и плакать, думать, помогает разбираться в окружающем мире, собственных чувствах, отношениях, людях. Музыка может погружать в мир грез, может оказаться тревожной, но именно она может помочь в воспитательных целях, когда уже другие средства бессильны. Задачами музыкального воспитания являются: развитие музыкальных и ритмических данных, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса.

Когда педагог заботится о музыкальном развитии, например, в детском коллективе, он должен осознавать, какой аспект в первую очередь сможет побудить детей и привлечь их внимание к занятию музыкой, танцами, пением и т.п. Глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии музыкального произведения - один из факторов, который вызывает потребность рассказать окружающим и показать это музыкальными средствами то или иное явление.

Одним из видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство: пение, музыкально-ритмические движения, упражнения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах. Во всех видах музыкальной деятельности можно выделить деятельность музыкально-образовательного и творческого характера.

Детство, безусловно является самым благоприятным периодом для развития музыкальных способностей. Именно в детском возрасте развитие эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса создают фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Еще в дошкольном возрасте у ребенка происходит становление основных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки, движениий, пения. Дети постарше осваивают игру на музыкальных инструментах.

Дети 3 – 4 лет нaходятся в переходном периоде — от раннего к дошкольному. Но уже в это время укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. В этот же период происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно - действенного мышления к наглядно – образному. К четырем годам они уже овладевают простейшими навыками пения и могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Выполняя несложные движения под музыку, ребенок обретает умение самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети 4 – 5 лет проявляют большую самостоятельности и активную любознательность. Они начинают понимать некую связь между событиями и явлениями, делают простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Они распознают, какая музыка сейчас звучит: грустная, веселая, спокойная, радостная. Также они могут определить какие звуки: высокие, низкие, громкие или тихие. Ребята могут определить на каком инструменте исполняется музыка. Малышу в этом возрасте уже понятны требования, как нужно двигаться или петь песню.

В этом возрасте голосовой аппарат ребенка укрепляется. Именно поэтому голос преображает подвижность и звонкость. Певческий диапазон примерно в пределах ре - си первой октавы. В этом периоде у детей налаживается вокально - слуховая координация. Они имеют способность запоминать последовательность движений, когда прислушиваются к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Уже в 5 – 6 лет на фоне общего развития детей достигаются новые по качеству результаты. Они в этом возрасте имеют способность сравнивать и выделять признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Более целенаправленный характер носит восприятие: отчетливее проявляются способности мотивировать свои музыкальные предпочтения и интересы, свою оценку тех или иных произведений. Именно в этом возрасте дети уже понимают какой им больше нравится вид музыкальной деятельности, они теперь выборочно относятся к различным ее сторонам. Большинство способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции.

Теперь уже дети способны отметить не только общий характер музыки, но и её настроение (весёлая, грустная, ласковая, ит.д.). Они уже относят произведения к определённому жанру: бодро, чётко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).

Явно отличаются уровни музыкального развития у тех детей, которые усвоили программу музыкального воспитания еще в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки. У ребенка, возраста 6 - 7 лет, голосовой аппарат укрепляется. Но певческое звукообразование происходит за счет напряжения краев связок. Именно поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Важно следить за тем, чтобы дети пели негромко, без напряжения. В это же время диапазон должен постепенно расширятся (ре первой октавы – до второй).

Стоит отметить, что не все дети одного возраста одинаково музыкально развиты. Если в общем сопоставить общую структуру музыкальности с проявлением музыкальности у отдельных детей, то можно увидеть, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей.

Для того, чтобы создать рабочую и интересную атмосферу в коллективе, руководитель должен прежде всего знать и понимать виды и типы проводимых занятий. Должна быть структура и план занятия, чтобы участникам коллектива, независимо от возраста было комфортно и, самое важное, полученные знания помогали в творческой деятельности.

Варианты музыкальных занятий могут быть совершенно разнообразными в зависимости от содержания и структуры, от участия детей и подгрупп, включение отдельных или всех видов музыкальной деятельности. В зависимости от состава коллектива занятия подразделяют на следующие виды: фронтальные, групповые, индивидуальные, объединенные. В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими и комплексными.

По содержанию занятия делятся на: типовые, доминантные, тематические. Фронтальные могут быть еще и комплексными. Все зависит от того, какая выбрана музыкальная и художественная деятельность, какая выбрана тема занятий. Наиболее распространенным вариантом является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. В первой части педагог дает возможность сосредоточится на звучании музыки, организовывает рабочую атмосферу. Во второй части занятия уже необходимо перейти к слушанию или пению. Обычно, с детьми младшего возраста поют две - три песни, перед этим обязательно проводя артикуляционную гимнастику и распевку. С ребятами среднего и старшего возраста примерно три песни, перед этим проводя распевку в более усложненном виде. Третья часть занятия направлена на снижение физической активности, проводится оценка занятия. Руководитель должен к каждому занятию подходить творчески, так как музыкальное воспитание просто невозможно без этого.

Служащий тип занятия - доминантный. Данный тип используют для того, чтобы преодолеть отставания учащихся в том или ином виде музыкальной деятельности. Доминантное занятие может иметь четыре варианта:

- занятие, во внешней структуре которого превалирует слушание музыки;

- занятие, во внешней структуре которого превалирует пение;

- занятие, во внешней структуре которого превалирует игра на детских музыкальных инструментах;

- занятие, во внешней структуре которого превалирует движения под музыку.

Третий тип занятий – комплексные занятия. Структура этих занятий похожа на структуру тематических. Отличается только тем, что выбранная тема в тематическом занятии реализуется только музыкальными средствами. В комплексном занятии тема реализуется благодаря различных видам искусства. Главной целью данного занятия является передать участникам коллектива представления о различных видах искусства (живописи, музыки, хореографии, поэзии и, соответственно, театра). Также, важно передать и объяснить важность художественного образа и средств, через которые его можно создавать. Ведь все виды художественной деятельности объедением общим художественным образом и темой. Это позволяет ребятам понять, что один и тот же художественный образ может реализоваться через различные виды искусства.

Исполнительское мастерство - очень важно для участника любительского театрального коллектива. Один из главных моментов, которые нужно учитывать - это исполнительство музыкальных произведений и песен. Это помогает расширить выбор материала для данного коллектива. Также, создает условия для постановки мюзиклов, литературно - музыкальных постановок, расширяет возможность использования художественных средств. Прежде чем уже исполнять песню на зрителя, безусловно, над ней нужно провести работу. Важно, чтобы разученная песня не стала просто механических повторением слов без эмоций и чувств. В этом и есть сложность - нужно работать не только над техникой исполнения, но и какой смысл заложен, как образ у исполнителя и песни.
Большая ответственность лежит на руководителе, который должен четко и ясно объяснить, что он хочет от исполнения какой - либо песни.

Обычно, процесс работы над песней проходит в течение 7 – 8 занятий и состоит из нескольких этапов:

1) разучивание песни,

2) закрепление текста,

3) работа над качеством исполнения,

4) закрепление песни,

5) концертное исполнение

Первый этап - разучивание песни. Для того, чтобы начать разучивать песню, нужно сначала включить будущему исполнителю качественную фонограмму или педагог может исполнить эту песню сам. Важно сразу предупредить участника коллектива, что он не должен полностью скопировать показанное исполнение. Его дают для того, чтобы понять общий смысл песни и услышать мелодию. На этом этапе важно определить, подходить ли тональность под голос исполнителя. Если нет, то ее нужно поднять или опустить.

Второй этап - закрепление текста. Для того, чтобы быстро запомнить текст песни, рекомендуется использовать, например, картину или иллюстрации. Также есть несколько приемов как для детей младшего, так и старшего возраста:

1. Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2. Беззвучная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

3. Пение «эхом», когда фразу сначала поёт педагог, а затем повторяют участники коллектива.

Третий этап - работа над качеством исполнения. Этот этап в методике работы над песней - самый сложный и продолжительный. Здесь происходит работа на достижение верного художественного образа, работа над ритмом, динамикой, дикцией и тд. Так как работа над ансамблем и хором намного труднее, чем работа с сольным номером, то есть несколько приемов, которые помогут создать гармонию:

1. Пение на звук «у» для выравнивания унисона.

2. Пение a capella – оно побуждает исполнителей внимательнее относиться к собственной интонации, что способствует установлению чистого  хорового строя.

3. Метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания.

4.  Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации.

5. Моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте.

6. Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля.

7. Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста наиболее сложных в ритмическом отношении фраз.

8. Приём «Уши – назад» (по В.В. Емельянову) на улучшение певческого интонирования. В процессе пения педагог командует: «Уши – назад!» По этой команде дети прикладывают к ушам спереди ладони с плотно сжатыми пальцами. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, стоящих сзади.

11. Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.

12. Пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля.

Четвертый этап - закрепление песни. Именно на данном этапе отрабатывается и технические и эмоциональные моменты песни.

Пятый этап – концертное исполнение. Это тот момент, когда исполнитель оказывается открыт для других людей, когда он готов рассекать о том, какие испытывает чувства и эмоции его герой, в образе которого исполняется песня. Важно, чтобы был соблюден характер песни. Если песня используется как художественное средство в спектакле или какой - либо постановке, то она не должна быть отдельным номером. Все должно быть связано, плавно перетекать из одного действия в другое. Часто, в спектаклях и мюзиклах под песню ставится хореографический номер, но главное помнить, что если исполнитель будет двигаться во время песни, то дыхание будет сбиваться. Необходимо перед выходом к зрителю учесть этот момент и кончено же репетировать песню в движении.

Правильно подобранная музыка – это залог успеха спектакля. Занятия по слушанию музыки создают некую базу в голове исполнителей, которую в дальнейшем они могут использовать при поисках образа своей роли или спектакля.      

Также важно понимать, в какой момент спектакля будет использовано музыкальное произведение. Начало спектакля, кульминационные моменты, появление новых персонажей может сопровождаться музыкальным оформлением. Нужно понимать характер используемой музыки.

Создавая музыкальное оформление спектакля, в первую очередь нужно отталкиваться от жанра произведения. Если это мюзикл, то конечно же, соответствуя жанру, здесь будет использовано много музыки, причем в исполнении актеров на сцене. В драматическом произведение музыкальное оформление должно помогать актеру в драматические моменты, создавая более яркий образ.

В целом, музыкальное оформление спектакля – важный аспект работы в любительском театральном коллективе. Задача руководителя не только верно подобрать оформление, но и направить участников коллектива в нужное русло, помочь им разобраться в мире музыки, чтобы они понимали для чего и зачем произведение берется для создания спектакля.

 

Список литературы:
1. Зайчикова О. В.Взаимовлияние режиссера и художника в русском театре конца ХIХ - начала ХХ века / О. В. Зайчикова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2012. — № 2.. — С. 129-151.
2. Захаров М. А. Контакты на разных уровнях / М.Захаров ;худож. оформ. И.А.Озерова. — Москва :Центрполиграф, 2000. — 410 с. :цв. ил.. — ISBN 5-227-00543-5 : 59-63.
3. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера : учебное пособие / Б. Е. Захава ; Под общей редакцией П. Е. Любимцева. — 13-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 456 с. — ISBN 978-5-8114-9962-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/215600.Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Кнебель, М. О. О действенном анализе пьесы и роли : учебное пособие / М. О. Кнебель. — 9-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-9968-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/215618.Режим доступа: для авториз. пользователей
5. Козюренко А. С. Звуковое оформление спектакля. – М.: Советская Россия, 1972.144 с. — ISBN 978-5-507-44022-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/215708
6. Никитина А. Б. Ребенок на сцене. // «Я вхожу в мир искусства», № 12, 2003.ISBN 978-5-8114-9968-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/215618