Историческая ретроспектива развития идей возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия и суда
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Историческая ретроспектива развития идей возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия и суда
В деятельности органов дознания, предварительного следствия и суда очень часто отмечаются случаи незаконных действий и ошибок, которые влекут гражданско-правовые последствия в виде возмещения ущерба, потому что в итоге незаконных действий гражданам и юридическим лицам может причиняться вред.
Анализирование законодательства России X-XX вв. позволяет утверждать, что зарождение идей возмещения вреда произошло именно во времена правления Петра I. Первый раз в законодательстве России норма, в которой просматриваются признаки возмещения вреда лицам, необоснованно подвергнутым незаконным действиям со стороны государственной власти, были закреплены в Артикуле воинском от 26 апреля 1715 г.
В данном документе находит закрепление положение, указывающее на то, что военнослужащий имеет право на восстановление прежнего статуса, в случае, если признается невиновным в совершении преступления или прощён[9, с. 365]. В рассматриваемое время первостепенное внимание уделялось правовому урегулированию деятельности работников правоохранительных органов. Законодателями того времени начинает приниматься немало правовых норм, которые регламентировали возмещение вреда [8, с. 15]. К примеру, законом от 21 марта 1851 г. (часть первая десятого тома Свода законов Российской Империи) ст. 678 обязывала судей, которые постановили неправосудный приговор, возмещать неверно осужденному материальный ущерб, а также выплачивать ему определенный в законе размер выплаты. Сказанное позволяет сформулировать вывод: судей подвергали гражданско-правовой ответственности, в случае, если их действия имели злой умысел или пристрастие, а также, если судьи неправильно истолковывали законы. У потерпевшего имелось право на возмещение ущерба в том случае, если он предпринял все возможные варианты отмены неверного решения при помощи обжалования действий судей, которые были осуществлены незаконно.
В конце XIX в. на помощь государству приходит частная инициатива (что не является характерным для данного периода времени): появились благотворительные фонды, средства которых являлись целевыми и предназначались для выплат вознаграждений лицам, которые были признаны невиновными. Ответственности государства перед невиновными лицами в этот период не просматривается.
В литературе дореволюционного периода приводится единичный случай, когда государственное вознаграждение в сумме 2000 руб. было выдано признанным незаконно осужденным и приговорённым к каторжным работам лица [7, с. 37].
Ответственность государства продолжительное время четко не формировалась ни в юридико-правовой литературе, ни в законах. Самым первым законодательным актом советского периода, который регулировал вопросы возмещения вреда, стал Декрет № 1 «О суде» от 22 ноября 1917 г.[4]. Данный документ говорил о том, вопросы относительно необоснованно привлеченных к ответственности, т.е. пострадавших от незаконных действий со стороны государственной власти, должны возлагаться на местного судью.
Декретом № 2 «О суде» от 07 марта 1918 г. [5], вместе с местными народными судами и революционными трибуналами, были образованы окружные и областные народные суды. Статьёй 5 Декрета было установлено, что при обжаловании приговора суд наделён правом отменять решение не только по формальным нарушениям, которые могли быть допущены при расследовании и рассмотрении дела, но и в том случае, если признает, что обжалованное решение несправедливо. В каждом случае вышестоящий суд не был ограничен проверкой соблюдения формальной законности, однако в его обязанность входила проверка дела в полном объеме.
В связи с отсутствием детального и исчерпывающего законодательного урегулирования настолько социально значимого вопроса, как возмещение вреда, имел место значительный пробел в правовом статусе граждан, в следствии чего значительно были ослаблены гарантии их прав и законных интересов. Несмотря на то, что этот пробел следовало быстро ликвидировать, лишь в 1981 г. был подготовлен закон, которым была предусмотрена обязанность казны – восстанавливать нарушенные права граждан.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «лица, при причинении им вреда, а именно при незаконном осуждении, незаконном привлечении к уголовной ответственности, незаконном применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, получили право возмещения государством нанесенного им имущественного ущерба[6]. О предоставлении материальной компенсации морального вреда в данном документе ничего не говорилось.
Следующие изменения в российском законодательстве проводились, с учётом принципа преемственности. Вносимые в законодательство изменения способствовали развитию этого института и конкретизировали процедуру его применения в практической деятельности.
Статья 53 Основного закона страны, который был принят 12 декабря 1993 года указывает на то, что у каждого есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) произведенными органами государственной власти или их должностными лицами [1]. Соответственно, в России первый раз, принцип ответственности государства за вред, который незаконно причинён гражданину его органами власти или их должностными лицами, закрепили на конституционном уровне.
Немного позже, положение ст.53 Конституции РФ детализировали в ст. 1069 и в
ст. 1070 ч. 2 ГК РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 г. На основании закрепленного в ст. 1069 ГК РФ положения, вред, который причинен гражданину или юридическому лицу в итоге незаконного действия (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, должен возмещаться за счет казны РФ[2]. В статье 1070 ГК РФ установлена ответственность государства за вред, который причинён незаконными действиями органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.
Также в этой статье находит указание на обязательное полное возмещение вреда в независимости от вины должностных лиц данных органов. Статья 1100 ГК РФ «Основание компенсации морального вреда», совместно с другими, предусматривает и вред, который причинен гражданину при его незаконном осуждении, незаконном привлечении к уголовной ответственности, незаконном применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Проведённый исторический экскурс при формулировании вывода позволяет выделить основные этапы становления и развития института возмещения вреда.
К первому этапу стоит отнести зарождение института в начале XVIII в., именно тогда появляется первая норма в законодательстве России, отражающая некоторые признаки возмещения вреда лицам, которые необоснованно подверглись незаконным действиям со стороны государственной власти (Артикул воинский от 26 апреля 1715 г.).
Второй этап следует взаимосвязывать со временем, когда существовал социалистический строй на территории нашей страны, а именно с октября 1917 г. до начала 80-х г. Данный этап не дифференцировал компенсацию вреда.
Третий этап наступил после того, как был принят Указа и Положения от 18 мая 1981 г., с дальнейшими вносимыми изменениями в гражданское и уголовно-процессуальное законодательство, которое провозгласило государство субъектом ответственности за ущерб, причиненный незаконным уголовным преследованием.
Четвертый этап характерен для постсоветского периода развития России и права. Значимым моментом данного этапа считается конституционное закрепление принципа ответственности государства за вред, который причинен незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.