Статья:

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА ИСКУССТВЕННОМ И ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Девятова К.А., Ахметгалеева К.А., Каримова Д.Э. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА ИСКУССТВЕННОМ И ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146629 (дата обращения: 27.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА ИСКУССТВЕННОМ И ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ

Девятова Ксения Анатольевна
студент, ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ, РФ, г. Ижевск
Ахметгалеева Ксения Ануджевна
студент, ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ, РФ, г. Ижевск
Каримова Динара Эдуардовна
студент, ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ, РФ, г. Ижевск
Савельев Владимир Никифорович
научный руководитель, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия МЗ РФ, РФ, г. Ижевск

 

ARTIFICIAL AND BREASTFED CHILDREN'S HEALTH

 

Ksenia Devyatova

Student, FGBOU VO "Izhevsk State Medical Academy" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Izhevsk

Ksenia Akhmetgaleeva

Student, FGBOU VO "Izhevsk State Medical Academy"  of the Ministry of Health of the Russian Federation,  Russia, Izhevsk

Dinara Karimova

Student, FGBOU VO "Izhevsk State Medical Academy" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Izhevsk

Vladimir Savelyev

Doctor of medical sciences, professor of the Department of Public Health and Public Health Care, FGBOU VO "Izhevsk State Medical Academy" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В настоящее время на выбор вскармливания ребенка влияют не только объективные причины, такие как гипогалактия или агалактия, противопоказания со стороны матери или ребенка, отсутствие у ребенка матери, идиосинкразия к женскому молоку, но и самовольный перевод матери ребенка на искусственное вскармливание. Это может быть связано с местом жительства, уровнем социального статуса, количеством детей в семье. Кроме того, значимым в физическом и нервно-психическом развитии ребенка является вид вскармливания. Поэтому целью нашего исследования стало выявить зависимость физического развития от вышеперечисленных факторов.

Abstract. Currently, the choice of feeding a child is influenced not only by objective reasons, such as hypogalactia or agalactia, contraindications on the part of the mother or child, the child’s absence of a mother, idiosyncrasy to human milk, but also the unauthorized transfer of the child’s mother to artificial feeding. This may be due to place of residence, level of social status, and the number of children in the family. In addition, the type of feeding is significant in the physical and neuropsychic development of a child. Therefore, the purpose of our study was to identify the dependence of physical development on the above factors.

 

Ключевые слова: искусственное вскармливание, грудное вскармливание, физическое развитие, гармоничность развития

Keywords: artificial feeding, physical development, breastfeeding, harmonious development.

 

Актуальность. Все нутриенты женского молока легко усваиваются, поскольку их состав и соотношение соответствуют функциональным возможностям желудочно-кишечного тракта грудного ребенка, а также благодаря наличию в женском молоке ферментов и транспортных белков. [1, c. 4]

Грудное молоко является источником гормонов и различных факторов роста, которые играют важнейшую роль в регуляции аппетита, метаболизма, роста и дифференцировки тканей и органов ребенка. Поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, значительно реже болеют инфекционными заболеваниями, развивают более стойкий поствакцинальный иммунитет, снижается риск развития хронических заболеваний. [1, c. 4]

Естественное вскармливание оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психический статус. Единение матери и ребенка в процессе кормления грудью оказывает глубокое взаимное эмоциональное воздействие. Отмечено, что дети, которые вскармливались материнским молоком, отличаются хорошим физическим интеллектуальным развитием, более спокойны и уравновешены по сравнению с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а впоследствии сами становятся внимательными и заботливыми родителями [1, c. 4]

Цель исследования: исследование влияния отдельных факторов, таких как место жительства, уровень социального статуса, количество детей в семье, вид вскармливания на уровень физического и нервно-психического развития детей до 2 лет.

Задачи исследования: исследование физического развития детей до 2 лет в зависимости от вскармливания, уровня социального статуса, количества детей в семье, место жительства.

Материалы и методы: нами был проведен ретроспективный анализ выборки данных медицинских карт 200 пациентов в возрасте до 2 лет.

Статистическая обработка данных проведена общепринятыми методами с использованием компьютерной программы Google Sheets * и LibreOffice Calc, а также с помощью статистического метода - корреляционный анализ, с расчетом коэффициента корреляции по Спирмену.

Для оценки физического развития детей мы использовали центильные таблицы (распределение длины тела и массы тела по возрасту), а для оценки гармоничности — центильные таблицы по В.А. Доскину (1997) [2, с. 130, 132, 138, 141, 142].

Результаты исследования. Из изученных детей 100 находились на естественном вскармливании, они составили группу наблюдения, группу сравнения составили 100 пациентов, находящихся на искусственном вскармливании. Все дети доношенные (38-41 неделя). Также были изучены следующие факторы: место жительства, условия проживания, полнота семьи и количество детей в семье.

Оценка физического развития показала, что 77% детей на естественном вскармливании имели среднее физическое развитие. Из оставшихся 23% детей уровень физического развития выше и ниже среднего примерно равны - 11% и 12% соответственно. Из них 93% - гармоничны, остальные - дизгармоничны. (Диаграмма 1)

В группе сравнения среднее физическое развитие имели только 63% детей. Однако большинство из оставшихся 37% имели уровень физического развития выше среднего (20%). Из них 83% - гармоничны, остальные - дизгармоничны. (Диаграмма 2)

Оценка физического развития детей, проживающих в сельской местности показала, что 81,25% имели среднее физическое развитие. Из оставшихся 18,75% детей уровень физического развития ниже среднего в два раза больше 12,5%, чем детей с уровнем физического развития - выше среднего. Из них 87.5% - гармоничны, остальные - дизгармоничны. (Диаграмма 3)

Оценка физического развития детей, проживающих в городе показала, что 69,02% имели среднее физическое развитие. Из оставшихся 30,98% детей уровень физического развития ниже среднего и выше среднего примерно равны 16,30% и 14,67% соответственно. Из них 88,04% - гармоничны, остальные - дизгармоничны. (Диаграмма 4)

Оценка физического развития детей из благополучных семей показала, что 69,57% имели среднее физическое развитие. Из оставшихся 30,43% детей уровень физического развития ниже среднего и выше среднего примерно равны 15,76% и 14,67% соответственно. Из них 88,59% - гармоничны, остальные - дизгармоничны. (Диаграмма 5)

Оценка физического развития детей из неблагополучных семей показала, что 75% имели среднее физическое развитие. Из оставшихся 25% детей с уровнем физического развития ниже среднего больше в 3 раза, чем с уровнем физического развития выше среднего. Из них 81,25% - гармоничны, остальные - дизгармоничны. (Диаграмма 6)

Вне зависимости от того, какой ребенок по счету, средний уровень физического развития имеют от 62% до 72% детей. Первые по счету дети имеют уровень физического развития выше среднего - 18,25%, начиная со второго ребенка этот процент варьируется от 8 до 13%. Наибольший процент низкого уровня физического развития приходится на вторых и четвертых по счету детей - 20,4% и 21,5% соответственно. У первых и третьих по счету детей этот показатель составил 15,05% и 11,6% соответственно. (Диаграмма 7)

По результатам корреляционного анализа, с расчетом коэффициента корреляции по Спирмену зависимость физического развития от вида вскамливания прямая, сильная (Р = 0,77 ), от места жительства - прямая, средняя (Р = 0,48 ), от уровня материального статуса - прямая, слабая (Р = 0,08 ), от количества детей - прямая, средняя (Р =  0,66  )

 

Рисунок 1. Влияние естественного вскармливания на физическое развитие

 

Рисунок 2. Влияние искусственного вскармливания на физическое развитие

 

Рисунок 3. Влияние проживание в сельской местности на физическое развитие

 

Рисунок 4. Влияние проживания в городе на физическое развитие

 

Рисунок 5. Влияние благополучной семьи на физическое развитие

 

                    

Рисунок 6. Влияние неблагополучной семьи на физическое развитие

 

Рисунок 7. Влияние количества детей на физическое развитие

 

Выводы:

  1. Показатели физического развития от вида вскармливания не зависят, однако процент детей со средним гармоничным развитием на грудном вскармливании выше, чем на искусственном.
  2. Уровень физического развития детей, проживающих в городе, выше, чем проживающих в сельской местности.
  3. Уровень физического развития детей, проживающих в благополучных семьях выше, чем в неблагополучных.
  4. Показатели физического развития детей, родившихся первыми по счету выше, чем родившихся четвертыми и более по счету.

 

Список литературы:

  1. Вскармливание детей до года. Питание здоровых детей старше года: учебное пособие /О.С. Юткина, А.Ф. Бабцева - Благовещенск: Буквица, 2011 - 26 с.
  2. Ермакова М.К., Капустина Н.Р. Пропедевтика детских болезней в таблицах и схемах

 

* По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)