ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАМКАХ МЕРКОСУР
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАМКАХ МЕРКОСУР
Глобализация мировой экономики представляет собой комплексный процесс, характеризующийся усилением взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов в мировой экономике. Она проявляется в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Рассматривая глобализацию как неотъемлемый элемент развития человечества, можно отметить её всемирно-исторический характер. Понятие "исторический" указывает на хронологическую составляющую процесса глобализации, в то время как "всемирное" показывает на его универсальность и распространение на все или большинство элементов данного класса.
Зарождение глобализации связано с появлением глобализма как особого взгляда на мир, с помощью которого люди стремятся решать важные для них проблемы. Глобализм можно понимать как онтологическое явление, выражающее универсальные тенденции объединения человечества в единое целое, а также как гносеологическое явление, представляющее собой способ анализа и понимания мировых процессов через призму их всемирности и взаимосвязи [1].
С одной стороны, глобализация способствует интеграции различных национальных экономик, обеспечивая доступ к новым рынкам и ресурсам. Это позволяет компаниям расширять свою деятельность за пределами национальных границ, повышая конкуренцию и стимулируя инновации. С другой стороны, глобализация вызывает опасения относительно утраты культурной и экономической самобытности наций, а также угрозы возникновения монополий и доминирования крупных корпораций.
Одним из ключевых аспектов глобализации является свободный поток товаров, услуг и капитала между странами. Это способствует эффективному использованию ресурсов и повышению производительности, но также может приводить к дисбалансу в экономиках различных стран и угрожать национальной безопасности. Например, рост международной торговли может привести к сокращению рабочих мест в отдельных отраслях экономики, что требует соответствующих мер поддержки для тех, кто пострадал от глобализации [2].
Важным аспектом глобализации является также передача технологий и знаний между странами. Это способствует росту инноваций и повышению уровня жизни, но также может углублять разрывы между развитыми и развивающимися странами. Неравномерное распределение выгод от глобализации может привести к увеличению социальных неравенств как внутри стран, так и между ними.
С другой стороны, глобализация может стимулировать международное сотрудничество и снижать вероятность военных конфликтов между странами, поскольку экономические связи создают дополнительные мотивы для мирного сосуществования. Таким образом, глобализация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий как положительные, так и отрицательные аспекты.
Для того чтобы эффективно управлять процессом глобализации, необходимо разработать соответствующие стратегии и политики на международном уровне. Это включает в себя создание механизмов регулирования мировой экономики, содействие устойчивому развитию, защиту прав человека и окружающей среды, а также обеспечение справедливости и равенства в мировом масштабе.
Предпосылками расцвета мировоззрения глобализма стали не только внутренняя логика развития самой науки, но и объективная внешняя обстановка. Гносеологический спектр глобализма соединился с онтологическим, который означал, что для глобализма созданы необходимые институциональные условия, а также то, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.
В настоящее время крайне актуальной является тема интеграции и интеграционных процессов. При этом интеграция происходит как между отдельными предприятиями, так и на уровне целых регионов и даже государств. Соответственно, существует большое количество различных форм и типов процессов и образований, связанных с интеграцией [3].
При этом всем начать следует с самого понятия «интеграция». Это понятие широко применяется и трактуется в литературе общей и экономической направленности. Получается, под термином «интеграция» понимается «объединение в единое целое отдельных частей». Из этого определения становится ясно, что в результате процесса интеграции отдельные элементы сливаются и превращаются в один объект, прекращая, таким образом, свое обособленное существование. Стоит отметить, что крайне существенным является тот факт, что интеграция – это не просто объединение отдельных элементов, а объединение, которое сопутствует развитию этих элементов, то есть их улучшению [4]. Например, в словаре Д.Н. Ушакова под «развитием» понимается «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное». Таким образом, руководствуясь данным определением, можно утверждать, что существование, функционирование и взаимодействие этих абстрактных элементов по отдельности, то есть до процесса интеграции, были менее эффективными и результативными, чем существование и функционирование нового интегрированного единого целого. Следовательно, данный процесс интеграции является целесообразным.
В контексте теории глобализации МЕРКОСУР можно рассматривать, как способ стран Южной Америки согласовать свои усилия для повышения конкурентоспособности на международной арене, а также оградить свои экономики от негативного внешнего воздействия. Интеграция в рамках МЕРКОСУР позволяет странам достигать более высокой степени экономической стабилизации, расширять рынки для своих товаров и услуг, а также усиливать региональное влияние в процессах глобальных экономических преобразований.
Таможенный союз представляет собой форму региональной торговой интеграции, в рамках которой страны-участницы соглашаются принять общие таможенные тарифы относительно третьих стран. Этот механизм также включает ликвидацию таможенных пошлин и квот в торговых отношениях между собой. Кроме того, часто страны-участницы координируют свои торговые политики для действия как единое целое на мировой арене.
Целью создания таможенного союза является укрепление торговых связей и экономического сотрудничества между странами-участниками. Это достигается путем увеличения объема торговли за счет сокращения или полного исключения тарифных и нетарифных барьеров. Кроме того, целью является повышение международной конкурентоспособности блока на мировой арене.
Примерами таможенного союза являются МЕРКОСУР в Южной Америке и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который включает в себя некоторые страны бывшего Советского Союза. Один из наиболее известных примеров таможенного союза – это предшественник Европейского союза.
Формирование общей торговой политики со странами, не входящими в состав союза, является еще одним важным аспектом международной интеграции. Это соглашение между странами, принадлежащими к определенному региональному или экономическому блоку, о снижении или полном устранении тарифных и нетарифных барьеров для товаров и услуг, пересекающих границы этих стран. Эти соглашения направлены на увеличение рынков сбыта, сокращение затрат и организацию производства на более крупномасштабной основе. Примерами таких региональных блоков являются Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), которое в 2020 году было заменено Соглашением между США, Мексикой и Канадой (USMCA), а также Комплексное и прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнерстве (CPTPP), направленное на укрепление экономических связей и снижение торговых барьеров между участниками.
Создание общей политики инвестирования является одним из основных аспектов экономической стратегии государств и региональных блоков. Оно включает в себя разработку и реализацию мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций, защиту прав инвесторов и продвижение интересов отечественных компаний за рубежом. Это осуществляется через заключение двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений для стабилизации условий ведения бизнеса и обеспечения юридической защиты инвестиций, а также упрощение административных процедур и ограничение бюрократических барьеров для инвесторов [5].
Смягчение миграционных ограничений для стран-резидентов блока также является важным элементом укрепления интеграции. Эти меры направлены на облегчение перемещения трудовых ресурсов внутри регионального блока и способствуют экономическому росту, культурному обмену и повышению общей привлекательности региона для международной миграции высококвалифицированных специалистов.
Все эти примеры международной интеграции отражают стремление стран и региональных блоков к углублению сотрудничества, увеличению объема торговли и инвестиций, а также повышению их конкурентоспособности на мировой арене.