Статья:

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАМКАХ МЕРКОСУР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Хайруллина М.Р. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАМКАХ МЕРКОСУР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146843 (дата обращения: 08.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАМКАХ МЕРКОСУР

Хайруллина Мадина Ринатовна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, Казань
Гильфанов Алмаз Раисович
научный руководитель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, Казань

 

Глобализация мировой экономики представляет собой комплексный процесс, характеризующийся усилением взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов в мировой экономике. Она проявляется в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Рассматривая глобализацию как неотъемлемый элемент развития человечества, можно отметить её всемирно-исторический характер. Понятие "исторический" указывает на хронологическую составляющую процесса глобализации, в то время как "всемирное" показывает на его универсальность и распространение на все или большинство элементов данного класса.

Зарождение глобализации связано с появлением глобализма как особого взгляда на мир, с помощью которого люди стремятся решать важные для них проблемы. Глобализм можно понимать как онтологическое явление, выражающее универсальные тенденции объединения человечества в единое целое, а также как гносеологическое явление, представляющее собой способ анализа и понимания мировых процессов через призму их всемирности и взаимосвязи [1].

С одной стороны, глобализация способствует интеграции различных национальных экономик, обеспечивая доступ к новым рынкам и ресурсам. Это позволяет компаниям расширять свою деятельность за пределами национальных границ, повышая конкуренцию и стимулируя инновации. С другой стороны, глобализация вызывает опасения относительно утраты культурной и экономической самобытности наций, а также угрозы возникновения монополий и доминирования крупных корпораций.

Одним из ключевых аспектов глобализации является свободный поток товаров, услуг и капитала между странами. Это способствует эффективному использованию ресурсов и повышению производительности, но также может приводить к дисбалансу в экономиках различных стран и угрожать национальной безопасности. Например, рост международной торговли может привести к сокращению рабочих мест в отдельных отраслях экономики, что требует соответствующих мер поддержки для тех, кто пострадал от глобализации [2].

Важным аспектом глобализации является также передача технологий и знаний между странами. Это способствует росту инноваций и повышению уровня жизни, но также может углублять разрывы между развитыми и развивающимися странами. Неравномерное распределение выгод от глобализации может привести к увеличению социальных неравенств как внутри стран, так и между ними.

С другой стороны, глобализация может стимулировать международное сотрудничество и снижать вероятность военных конфликтов между странами, поскольку экономические связи создают дополнительные мотивы для мирного сосуществования. Таким образом, глобализация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий как положительные, так и отрицательные аспекты.

Для того чтобы эффективно управлять процессом глобализации, необходимо разработать соответствующие стратегии и политики на международном уровне. Это включает в себя создание механизмов регулирования мировой экономики, содействие устойчивому развитию, защиту прав человека и окружающей среды, а также обеспечение справедливости и равенства в мировом масштабе.

Предпосылками расцвета мировоззрения глобализма стали не только внутренняя логика развития самой науки, но и объективная внешняя обстановка. Гносеологический спектр глобализма соединился с онтологическим, который означал, что для глобализма созданы необходимые институциональные условия, а также то, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.

В настоящее время крайне актуальной является тема интеграции и интеграционных процессов. При этом интеграция происходит как между отдельными предприятиями, так и на уровне целых регионов и даже государств. Соответственно, существует большое количество различных форм и типов процессов и образований, связанных с интеграцией [3].

При этом всем начать следует с самого понятия «интеграция». Это понятие широко применяется и трактуется в литературе общей и экономической направленности. Получается, под термином «интеграция» понимается «объединение в единое целое отдельных частей». Из этого определения становится ясно, что в результате процесса интеграции отдельные элементы сливаются и превращаются в один объект, прекращая, таким образом, свое обособленное существование. Стоит отметить, что крайне существенным является тот факт, что интеграция – это не просто объединение отдельных элементов, а объединение, которое сопутствует развитию этих элементов, то есть их улучшению [4]. Например, в словаре Д.Н. Ушакова под «развитием» понимается «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное». Таким образом, руководствуясь данным определением, можно утверждать, что существование, функционирование и взаимодействие этих абстрактных элементов по отдельности, то есть до процесса интеграции, были менее эффективными и результативными, чем существование и функционирование нового интегрированного единого целого. Следовательно, данный процесс интеграции является целесообразным.

В контексте теории глобализации МЕРКОСУР можно рассматривать, как способ стран Южной Америки согласовать свои усилия для повышения конкурентоспособности на международной арене, а также оградить свои экономики от негативного внешнего воздействия. Интеграция в рамках МЕРКОСУР позволяет странам достигать более высокой степени экономической стабилизации, расширять рынки для своих товаров и услуг, а также усиливать региональное влияние в процессах глобальных экономических преобразований.

Таможенный союз представляет собой форму региональной торговой интеграции, в рамках которой страны-участницы соглашаются принять общие таможенные тарифы относительно третьих стран. Этот механизм также включает ликвидацию таможенных пошлин и квот в торговых отношениях между собой. Кроме того, часто страны-участницы координируют свои торговые политики для действия как единое целое на мировой арене.

Целью создания таможенного союза является укрепление торговых связей и экономического сотрудничества между странами-участниками. Это достигается путем увеличения объема торговли за счет сокращения или полного исключения тарифных и нетарифных барьеров. Кроме того, целью является повышение международной конкурентоспособности блока на мировой арене.

Примерами таможенного союза являются МЕРКОСУР в Южной Америке и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который включает в себя некоторые страны бывшего Советского Союза. Один из наиболее известных примеров таможенного союза – это предшественник Европейского союза.

Формирование общей торговой политики со странами, не входящими в состав союза, является еще одним важным аспектом международной интеграции. Это соглашение между странами, принадлежащими к определенному региональному или экономическому блоку, о снижении или полном устранении тарифных и нетарифных барьеров для товаров и услуг, пересекающих границы этих стран. Эти соглашения направлены на увеличение рынков сбыта, сокращение затрат и организацию производства на более крупномасштабной основе. Примерами таких региональных блоков являются Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), которое в 2020 году было заменено Соглашением между США, Мексикой и Канадой (USMCA), а также Комплексное и прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнерстве (CPTPP), направленное на укрепление экономических связей и снижение торговых барьеров между участниками.

Создание общей политики инвестирования является одним из основных аспектов экономической стратегии государств и региональных блоков. Оно включает в себя разработку и реализацию мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций, защиту прав инвесторов и продвижение интересов отечественных компаний за рубежом. Это осуществляется через заключение двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений для стабилизации условий ведения бизнеса и обеспечения юридической защиты инвестиций, а также упрощение административных процедур и ограничение бюрократических барьеров для инвесторов [5].

Смягчение миграционных ограничений для стран-резидентов блока также является важным элементом укрепления интеграции. Эти меры направлены на облегчение перемещения трудовых ресурсов внутри регионального блока и способствуют экономическому росту, культурному обмену и повышению общей привлекательности региона для международной миграции высококвалифицированных специалистов.

Все эти примеры международной интеграции отражают стремление стран и региональных блоков к углублению сотрудничества, увеличению объема торговли и инвестиций, а также повышению их конкурентоспособности на мировой арене.

 

Список литературы:
1. Мир политической науки. В 2-х кн. К. 1. Категории / Отв. ред. А.Ю. Мельвиль; МГИМОМИДРФ. М.: Просвещение, 2004.
2. ЛевиттТ. - Глобализациярынков / Harvard Business Review. / 1983. - 13 с.
3. Weffort F. 1999. El populismo en la política brasileña. Populismo y neopopulismo en América Latina: el problema de la Cenicienta / Ed. por Mackinnon M.M., Petrone M.A. Buenos Aires: Editorial Universitaria de Buenos Aires. с. 135–152.
4. Строганов А. И. Латинская Америка в XX веке: Пособие для вузов. – М., 2002.
5. Михеев В.В. Глобализация, регионализация и региональная интеграция // Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М. 2002. С. 61-78.