Статья:

РОЛЬ ГЕНДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(281)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Нигматзянова А.Д. РОЛЬ ГЕНДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 14(281). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/281/147101 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ГЕНДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Нигматзянова Алиса Дамировна
студент, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Панфилов Алексей Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Гендер относится к сложной системе ролей, самовыражений, идентичностей, действий и качеств, которым общество придает гендерное значение. Обычно они присваиваются людям на основе проявления их половых признаков при рождении. Гендерные характеристики могут меняться со временем и различаться в разных культурах [1, c. 8].

Гендерные нормы – это социальные принципы, которые регулируют поведение девочек, мальчиков, женщин и мужчин в обществе и ограничивают их гендерную идентичность тем, что считается приемлемым. Гендерные нормы не являются ни статичными, ни универсальными и меняются со временем. Некоторые нормы позитивны, например, норма о том, что дети не должны курить. Другие нормы ведут к неравенству [4].

Например, домашние дела гораздо чаще выполняют девочки, чем мальчики. Женщины тратят от двух до 10 раз больше времени на неоплачиваемый уход и домашнюю работу, чем мужчины. И напротив, вооруженные группы чаще выбирают мужчин для участия в активных боевых действиях из-за ассоциации маскулинности с защитой государства и граждан [3, c. 138-139].

Принятие гендерных ролей молодым поколением с течением времени может привести к развитию установок, навыков и моделей поведения, которые соответствуют ожиданиям общества относительно их пола, и все это может способствовать формированию людьми содержания целей и жизненных планов, которые также будут соответствовать гендерным ожиданиям.

Несомненно, гендер оказывает влияние на формирование жизненного пути ещё с малых лет и продолжает своё воздействие вплоть до самой смерти. Наиболее остро вопрос формирования жизненного пути стоит на этапах окончания школы и учреждений профессионального обучения. Это рубеж, который переступает каждый и знаменующий переход во взрослую жизнь. После этих этапов молодые люди невольно задумываются о будущем и том, как им дальше строить свою жизнь [2, c. 18]. При этом огромное влияние оказывают гендер и гендерные стереотипы. Молодежь является движущей силой общественных изменений, и исследование роли гендера в её жизненном пути имеет важное значение для понимания текущих тенденций и перспектив развития общества.

Таким образом, выборка включает молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, чтобы исследовать их гендерные представления, ролевые ожидания и влияние гендера на формирование их жизненного пути в ключевой период активного самоопределения и социализации. В связи с этим было проведено анкетирование среди студентов в возрасте от 18 до 23 лет.

Респонденты также выразили собственное мнение о том, что гендерные роли влияют на различные сферы жизни: семейную, трудовую, образовательную и другие. Некоторые студенты отметили преимущества и недостатки, с которыми они сталкивались, будучи представителями того или иного гендера.

Многие девушки указали роль гендера в выборе направления профессиональной подготовки. И действительно, в обществе бытует мысль о предпочтительности мужчин в технических профессиях, а женской перспективой считается семейный быт. В то же время молодые мужчины отмечали давление со стороны общества и указание от родителей и окружения, диктовавших с детства о том, что мужчина должен быть «мужественным», сильным и не проявлять слабость. Также они отмечали о высокой вероятности осуждения обществом при выборе профессий, традиционно считающимися «женскими» (учитель начальных классов, дизайнер, профессии в индустрии красоты и иные).

На вопрос о том, что именно могло повлиять на их жизненный путь, девушки указали на влияние социокультурных стереотипов и, в первую очередь, семейного воспитания. Установки, сформированные в ходе воспитания, повлияли не только на выбор профессии, но и на интерес к трудоустройству в целом и предпочтение семейной жизни построению карьеры.

Ответы парней включали обсуждение влияния экономического положения и политической обстановки на их жизненный путь. Они тоже упоминали о влиянии семейного воспитания и социокультурных стереотипов на их жизненные выборы.

В свободной графе были указаны случаи негативного отношения преподавателей мужского пола по отношению к студенткам, выражающиеся в приверженности мнению о том, что девушки не способны к некоторым наукам в виду преобладания у них «женской» логики.

Многие парни высказывались в свободной графе о давлении социокультурных норм, которые значительно ограничивают их свободу самовыражения. Они упомянули ожидания общества быть "сильными", что часто поднимется не только как физическая выносливость и мышечная сила, но и необходимость подавлять свои эмоции, не выставлять их в социуме. Вследствие чего на молодых людей оказывается давление под необходимостью справляться с возложенной на них социальной ролью.

Результаты исследования показали, что гендерные стереотипы оказывают значительное влияние на различные аспекты жизни молодых людей, включая выбор карьеры, образование, семейную жизнь и личные отношения.  Тем не менее поддерживая самоанализ, образование, эмпатию, активное противодействие стереотипам, диалог и поддержку гендерного равенства, молодые люди могут стать агентами изменения в своем окружении и обществе в целом [5, c. 140].

Выводом из всего вышеизложенного является необходимость дальнейшей работы по преодолению гендерных неравенств и созданию условий для равных возможностей для всех представителей молодежи. Это важный шаг к формированию более инклюзивного и справедливого общества, где каждый человек может реализовать свой потенциал независимо от своего гендера.

 

Список литературы:
1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2017. – 320 с.
2. Введение в гендерные исследования / Л.Ф. Бурлачук / Под ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2015 — 255 с.
3. Мид, М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире / М. Мид. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2020. – 416 с.
4. Пушкарева, Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики / Н.Л. Пушкарева. – Мурманск: Гендерный подход 
5. Шилина, Н.А. Трансформация маскулинности в России: монография / Н. А. Шилина; ответственный редактор Г. С. Денисова. – М.: РУСАЙНС, 2016. - 155 с.