РОЛЬ ГЕНДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(281)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(281)
РОЛЬ ГЕНДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Гендер относится к сложной системе ролей, самовыражений, идентичностей, действий и качеств, которым общество придает гендерное значение. Обычно они присваиваются людям на основе проявления их половых признаков при рождении. Гендерные характеристики могут меняться со временем и различаться в разных культурах [1, c. 8].
Гендерные нормы – это социальные принципы, которые регулируют поведение девочек, мальчиков, женщин и мужчин в обществе и ограничивают их гендерную идентичность тем, что считается приемлемым. Гендерные нормы не являются ни статичными, ни универсальными и меняются со временем. Некоторые нормы позитивны, например, норма о том, что дети не должны курить. Другие нормы ведут к неравенству [4].
Например, домашние дела гораздо чаще выполняют девочки, чем мальчики. Женщины тратят от двух до 10 раз больше времени на неоплачиваемый уход и домашнюю работу, чем мужчины. И напротив, вооруженные группы чаще выбирают мужчин для участия в активных боевых действиях из-за ассоциации маскулинности с защитой государства и граждан [3, c. 138-139].
Принятие гендерных ролей молодым поколением с течением времени может привести к развитию установок, навыков и моделей поведения, которые соответствуют ожиданиям общества относительно их пола, и все это может способствовать формированию людьми содержания целей и жизненных планов, которые также будут соответствовать гендерным ожиданиям.
Несомненно, гендер оказывает влияние на формирование жизненного пути ещё с малых лет и продолжает своё воздействие вплоть до самой смерти. Наиболее остро вопрос формирования жизненного пути стоит на этапах окончания школы и учреждений профессионального обучения. Это рубеж, который переступает каждый и знаменующий переход во взрослую жизнь. После этих этапов молодые люди невольно задумываются о будущем и том, как им дальше строить свою жизнь [2, c. 18]. При этом огромное влияние оказывают гендер и гендерные стереотипы. Молодежь является движущей силой общественных изменений, и исследование роли гендера в её жизненном пути имеет важное значение для понимания текущих тенденций и перспектив развития общества.
Таким образом, выборка включает молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, чтобы исследовать их гендерные представления, ролевые ожидания и влияние гендера на формирование их жизненного пути в ключевой период активного самоопределения и социализации. В связи с этим было проведено анкетирование среди студентов в возрасте от 18 до 23 лет.
Респонденты также выразили собственное мнение о том, что гендерные роли влияют на различные сферы жизни: семейную, трудовую, образовательную и другие. Некоторые студенты отметили преимущества и недостатки, с которыми они сталкивались, будучи представителями того или иного гендера.
Многие девушки указали роль гендера в выборе направления профессиональной подготовки. И действительно, в обществе бытует мысль о предпочтительности мужчин в технических профессиях, а женской перспективой считается семейный быт. В то же время молодые мужчины отмечали давление со стороны общества и указание от родителей и окружения, диктовавших с детства о том, что мужчина должен быть «мужественным», сильным и не проявлять слабость. Также они отмечали о высокой вероятности осуждения обществом при выборе профессий, традиционно считающимися «женскими» (учитель начальных классов, дизайнер, профессии в индустрии красоты и иные).
На вопрос о том, что именно могло повлиять на их жизненный путь, девушки указали на влияние социокультурных стереотипов и, в первую очередь, семейного воспитания. Установки, сформированные в ходе воспитания, повлияли не только на выбор профессии, но и на интерес к трудоустройству в целом и предпочтение семейной жизни построению карьеры.
Ответы парней включали обсуждение влияния экономического положения и политической обстановки на их жизненный путь. Они тоже упоминали о влиянии семейного воспитания и социокультурных стереотипов на их жизненные выборы.
В свободной графе были указаны случаи негативного отношения преподавателей мужского пола по отношению к студенткам, выражающиеся в приверженности мнению о том, что девушки не способны к некоторым наукам в виду преобладания у них «женской» логики.
Многие парни высказывались в свободной графе о давлении социокультурных норм, которые значительно ограничивают их свободу самовыражения. Они упомянули ожидания общества быть "сильными", что часто поднимется не только как физическая выносливость и мышечная сила, но и необходимость подавлять свои эмоции, не выставлять их в социуме. Вследствие чего на молодых людей оказывается давление под необходимостью справляться с возложенной на них социальной ролью.
Результаты исследования показали, что гендерные стереотипы оказывают значительное влияние на различные аспекты жизни молодых людей, включая выбор карьеры, образование, семейную жизнь и личные отношения. Тем не менее поддерживая самоанализ, образование, эмпатию, активное противодействие стереотипам, диалог и поддержку гендерного равенства, молодые люди могут стать агентами изменения в своем окружении и обществе в целом [5, c. 140].
Выводом из всего вышеизложенного является необходимость дальнейшей работы по преодолению гендерных неравенств и созданию условий для равных возможностей для всех представителей молодежи. Это важный шаг к формированию более инклюзивного и справедливого общества, где каждый человек может реализовать свой потенциал независимо от своего гендера.