Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Попов Д.Я., Жапов А.Т. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЗЕРА БАЙКАЛ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147558 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Попов Данила Яковлевич
магистрант, ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва
Жапов Анжур Тумурович
магистрант, ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва

 

Авторами данной статьи разрешается вопрос особенностей правового регулирования озера «Байкал»

Актуальность данного вопроса исследования правового регулирования озера Байкал заключается в отсутствии систематизированного регулирования, разграничения регулирования региональных и федеральных законов.

Целью настоящей работы является исследование проблем правового регулирования природного объекта озера «Байкал».

Результатом научной статьи является анализ текущего законодательства и особенностей правового регулирования озера «Байкал».

Авторами в данной статье применяется формально-юридический подход для анализа текущего российского законодательства, международного законодательства, а также отдельных правовых актов, еще не вступивших в силу.

Понятие «правовое регулирование» остается спорным в науке, потому как из всех возможных толкований в контексте вопроса природных объектов в России авторы считают подходящим использовать понятие, сформулированное В.В. Ершовым: [1;270] «правовое регулирование осуществляется посредством реализации только принципов и норм права, например, основополагающих (общих) и (или) специальных принципов, а также норм права, содержащихся в единой, развивающейся и многоуровневой системе форм национального и (или) международного права, реализующихся в государстве».

Правовой статус регулируется как федеральным законодательством, а именно Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" так и международным законодательством конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, также правовое регулирование озера Байкал регулируется иными правовыми актами, например Земельный Кодекс Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон об охране окружающей среды.

Озеро Байкал входит в Байкальскую природную территорию в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал», помимо озера Байкал, в Байкальскую природную территорию входят центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;

буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;

экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Озеро Байкал является объектом особой охраны, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» устанавливается особый режим хозяйственной, для охраны экологической системы озера Байкал используются такие принципы как: приоритет тех видов деятельности, которые не приводят к нарушению экологической системы озера Байкал, учет воздействия различной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал, сбалансированность решений, основанных на принципах устойчивого развития, а также обязательность государственной экологической экспертизы.

В соответствии с 58 статьей Конституции Российской Федерации, охрана природы, обеспечение экологической безопасности является важной составляющей любой страны, в свою очередь озеро Байкал является объектом всемирного наследия озером тетанического происхождения в Восточной Сибири. Озеро Байкал, является международным символом России, так как является самым глубоким пресноводным озером в мире, следовательно требует эффективного правового регулирования.

Проблема правового регулирования озера Байкал заключается в загрязнении озера, ввиду неэффективного правового регулирования

Экологическая политика по вопросу регулирования озера Байкал несет в себе проблемы, одна из которой является косвенное загрязнение, река Селенга, впадающие в озеро Байкал загрязняют его, ввиду близ находящихся заводов

Хышиктуев О.В. и Бадмацыренова Е.Л. высказываясь о проблемах реки Селенги, считают: [5;148] «в настоящее время существует необходимость в принятии особого российско-монгольского соглашения, регулирующего вопросы экологической безопасности бассейна реки Селенги, а также дальнейшем совершенствовании государствами системы национальных нормативных правовых актов» Это является следствием, того что региональное законодательство Иркутской области недостаточно систематизированного.

В федеральном законе также существует пробел в правовом регулировании, а именно отсутствие четкого порядка охраны данного объекта, это обуславливается тем, что нет четкого разграничения полномочий органов государственной власти по вопросу правового регулирования Озера Байкал и прилегающих к нему территорий, следовательно это ведет к неэффективному правовому регулированию Байкальских территорий.

Однако стоит учесть, что нельзя ввести строгую систематизацию регионального законодательство, оно может привести еще к большим проблемам правового регулирования Байкальских территорий.

Таким образом, авторы предлагают систематизировать экологическое законодательство как федеральное, так и региональное по вопросу правового регулирования Байкальских территорий, озера Байкал, в части устранения пробелов в правовых актов, ужесточения мер для предприятий, загрязняющих территорию Байкала, однако с учетом того что нормы не должны быть носить строго императивный характер для регионального развития и привлечения туристов, также разграничить полномочия государственных органов, для эффективного правового регулирования.

 

Список литературы:
1. Баранников, Б. Л. Топурия // StudNet. – 2021. – Т. 4, № 6. – DOI 10.24411/2658-4964-2021-10353. – EDN XYIQYT.
2. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. — М.: РГУП. 2018. – 628 с.
3. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года] // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94ФЗ «Об охране озера Байкал» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.
6. Хышиктуев О.В. и Бадмацыренова Е.Л. Проблемы защиты озера Байкал: международно-правовые и национально-правовые аспекты // Вопросы российского и международного права, 2017, №2А, стр. 147-158.