Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рудакова К.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147777 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Рудакова Ксения Сергеевна
студент, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Завьялова Анастасия Александровна
научный руководитель, преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. Статья рассматривает взаимосвязь коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительной группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализируются основные принципы совместной работы специалистов, методы и приемы, которые могут быть использованы для коррекции речевых нарушений у детей с такими особенностями. Дается обзор актуальных исследований в данной области, а также предлагаются рекомендации по организации совместной работы логопеда и воспитателя для оптимального развития речевых навыков у детей.

Abstract. The article examines the relationship between the correctional and pedagogical work of a speech therapist and an educator in the senior and preparatory groups of children with phonetic and phonemic speech underdevelopment. The basic principles of the joint work of specialists, methods and techniques that can be used to correct speech disorders in children with such characteristics are analyzed. An overview of current research in this area is given, as well as recommendations on how to organize the joint work of a speech therapist and an educator for the optimal development of speech skills in children.

 

Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дошкольный возраст, логопед, воспитатель.

Keywords: correctional and pedagogical work, phonetic and phonemic speech underdevelopment, preschool age, speech therapist, educator.

 

Постановка проблемы.  Вопросами подготовки педагогов для работы с детьми с речевыми нарушениями занимались Е.Б.Агеева, Л.А.Головчиц, Л.Р.Давидович, Г.Ф.Кумарина, Р.И.Лалаева, С.Н.Сазонова, В.И.Селиверстов, О.А.Степанова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, М.Е,Хватцев, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская и др.  Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребенка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. В данной статье мы рассмотрим важность взаимодействия логопеда и воспитателя в коррекционно-педагогической работе для эффективного преодоления данной проблемы.

Цель статьи – теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме взаимосвязи коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительной группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Изложение основного материала.  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является распространенной проблемой среди детей дошкольного возраста. Для решения этой проблемы важно эффективно сотрудничать логопеду и воспитателю, чтобы обеспечить комплексный подход к коррекции речевых нарушений. В данной работе рассмотрим взаимосвязь коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительной группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи[4].

Логопед играет ключевую роль в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей. Его задачи включают в себя:

– Диагностику уровня развития речи у каждого ребенка с учетом специфики фонетико-фонематического недоразвития.

– Планирование индивидуальных занятий с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности.

– Организацию работы по формированию звукопроизношения и дифференциации звуков.

– Консультирование воспитателей по вопросам коррекционно-развивающей работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием[6].

Воспитатель также играет важную роль в коррекции речевых нарушений у детей. Его задачи включают в себя:

– Создание благоприятной речевой среды, способствующей развитию речи у детей.

– Внедрение коррекционно-развивающих методик в повседневную деятельность группы.

– Содействие логопеду в проведении индивидуальных занятий и работе по коррекции речевых нарушений.

– Взаимодействие с родителями детей, обсуждение методов работы и рекомендаций по развитию речи[5].

Совместная работа логопеда и воспитателя в старшей и подготовительной группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи основана на взаимодействии специалистов с целью комплексного развития речевых навыков детей. Профессиональный подход включает в себя следующие принципы:

1. Регулярное взаимодействие и обмен информацией между логопедом и воспитателем. Важно создать единую команду, где каждый специалист делится своим опытом и наблюдениями о речевом развитии каждого ребенка.

2. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Логопед и воспитатель должны учитывать специфику речевых нарушений каждого ребенка и разрабатывать персонализированные программы и методики работы.

3. Согласованность методик и задач. Логопед и воспитатель должны договориться о целях и задачах работы с детьми и определить роли каждого специалиста в этом процессе.

4. Мониторинг и оценка прогресса. Важно регулярно отслеживать результаты работы с детьми, анализировать достижения и корректировать методики в случае необходимости.

5. Работа с родителями. Логопеду и воспитателю важно вовлекать родителей в процесс коррекции речи детей, обучать их основам работы с детьми дома и поддерживать домашнюю практику.

Совместная работа логопеда и воспитателя требует профессионализма, терпения и взаимодействия, чтобы обеспечить максимальный результат в развитии речевых навыков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием[2].

Логопед и воспитатель в старших и подготовительных группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи применяют разнообразные приёмы и методы для коррекции речевых нарушений. Вот некоторые из них:

1. Артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата помогают улучшить произношение звуков и звукосочетаний.

2. Звукопроизношение. Определение и работа над звуками, вызывающими затруднения у ребенка, с использованием артикуляционных таблиц, картинок и игровых заданий.

3. Развитие фонематического слуха. Упражнения и игры, направленные на различение и дифференциацию звуков в словах, помогают улучшить фонематическое восприятие.

4. Коррекция дыхания. Работа над правильным дыханием во время речи способствует улучшению длительности фраз и плавности речи.

5. Развитие словарного запаса. Разнообразные игры, упражнения на расширение словарного запаса и использование слов в контексте помогают улучшить речевое развитие.

6. Использование логопедических игр и методик. Игровой подход к коррекции речи детей позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным[1].

Рекомендации по организации совместной работы логопеда и воспитателя старшей и подготовительной группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:

1. Установление регулярного контакта между логопедом и воспитателем для обмена информацией о развитии речи детей.

2. Организация совместных занятий с использованием разнообразных методик и игр для развития фонетико-фонематических навыков у детей.

3. Составление индивидуальных программ развития речи для каждого ребенка с учетом их особенностей.

4. Проведение совместных тренингов и семинаров для обучения воспитателей методикам работы с детьми с фонетико-фонематическими нарушениями.

5. Постоянное взаимодействие и обсуждение прогресса каждого ребенка между логопедом и воспитателем для корректировки программы развития речи.

6. Поддержка и сотрудничество между логопедом и воспитателем в работе с родителями для дальнейшей поддержки развития речи детей дома.

7. Создание условий для интеграции детей с фонетико-фонематическими нарушениями в общественную жизнь группы для развития их коммуникативных навыков[3].

Выводы: Взаимосвязь коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет большое значение для успешной коррекции речевых нарушений у детей. Она позволяет обеспечить комплексный подход к работе с детьми и обеспечить наилучшие результаты в развитии их речи. Важно поддерживать постоянное сотрудничество между логопедом и воспитателем, чтобы обеспечить детям лучшие возможности для развития и реализации своего потенциала.

 

Список литературы:
1. Елисейкина Е. А., Немойкина Е. А. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. «55-е Евсевьевские чтения». (Саранск, 14-15 марта 2019 г.) Саранск: МГПИ, – 2019. – С. 27 – 31.
2. Елфимова Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 8. – C. 30 – 38.
3. Павлова Т.  П. Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки».  – 2017. – С. 240 – 245.
4. Симонова М.  В. Обследование речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  // В сборнике: Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2017. – С. 65 – 69.
5. Титлянова Е. С., Баженова Ю. А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. –2020. – № 2. – С. 187 – 190.
6. Филичева Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.