Статья:

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Костанов А.С. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 17(284). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/284/148219 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

Костанов Артур Санасарович
студент, Дипломатическая академия МИД России, РФ, г. Москва
Мустафин Тимур Абдулхалимович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Дипломатическая академия МИД России, РФ, г. Москва

 

Сотрудничество между Россией и Китаем в сфере приборостроения имеет важное стратегическое значение для развития двусторонних отношений стран, которые основаны на взаимных интересах в области инноваций, технологического развития и экономической стабильности. Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются крупными потребителями и производителями приборов и оборудования, что в значительной мере стимулирует обмен технологиями, инновациями и опытом, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности обеих стран на мировой арене. Благодаря развитию взаимовыгодного взаимодействия двух стран в рассматриваемой области обеспечивается стабильный поток инвестиций, создание новых рабочих мест и расширение рынков сбыта.

По данным Главного таможенного управления КНР, за 10 месяцев 2023 года Китаем было экспортировано в Российскую Федерацию оборудования и приборов почти на 34 млрд. долл. США.

 В денежном эквиваленте рост составил 43%, если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года. При подсчете учитывались электротехника, телевизионная аппаратура звукозаписи, машины и механизмы.

Поставки из Китая в Россию выросли как в части бытовой техники, куда входят посудомоечные машины и холодильники, так и в части промышленных товаров в 1,8 раза, если сравнивать с январем-октябрем досанкционного 2021 года, до 20,5 млрд. долл. (рис. 1)

 

Рисунок 1. Динамика изменения экспорта отдельных категорий промышленных товаров из Китая в РФ, млн. долл. США [1]

 

Исходя из представленного графика, можно сделать вывод о том, что наиболее быстро растущей категорией оборудования являются бульдозеры. Причиной тому – активная застройка площадей Москвы и Московской области новыми как одиночными жилыми домами, так и комплексами из нескольких жилых домов. Сегодня в РФ выпуском бульдозеров занимаются четыре компании, доля российской техники составляет 35% от общего числа. Государственные программы Фонда развития промышленности, программы стимулирования спроса, субсидирование части затрат на НИОКР, по словам представителей Минпромторга, позволяют повысить степень локализации производства, нарастить его объемы и провести технологическую модернизацию с целью повышения эффективности предприятия.

Тем не менее в марте 2024 года Китай впервые с декабря 2022 уменьшил прямые поставки в Российскую Федерацию механизмов, оборудования, включая электротехническое, машин, их запчастей и принадлежностей. Торговые потоки приведенных товарных категорий снизились на 15% до 2,9 млрд. долл. США, если сравнивать с мартом 2023 года. Последний подобный спад был зафиксирован в декабре 2022 года, он составил 11% к декабрю 2021 (рис. 2).

 

Рисунок 2. Динамика изменения экспорта оборудования из Китая в РФ, млрд. долл. США [2]

 

Даже в условиях санкционного давления и рыночных колебаний, экономическая кооперация России и Китая имеет положительную тенденцию: в январе-феврале взаимный товарооборот перешел отметку в 36 млрд. долл., увеличившись на 14% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. По мнению представителей пресс-службы Министерства экономического развития РФ: «Тренд на взаимодействие с дружественными странами, и Китаем в частности, продолжается». Не стоит делать какие-либо выводы на основании сравнения месячных показателей внешней торговли.

Одной из основных причин снижения поставок китайской продукции в Россию, по данным Александра Фиранчука, старшего научного сотрудника РАНХиГС, является угроза вторичных санкций со стороны ЕС и США – уменьшение объема поставок особенно выражено в тех товарных позициях, которые под них подпадают. [1]

Для корректной поправки на сезонный и календарный факторы, а также на снижение торговли КНР в целом требуется рассмотреть изменение доли российского рынка в структуре экспортных потоков Поднебесной. В марте 2023 доля РФ уменьшилась до 2,7% с 3,4% в феврале, что является минимальным значением с декабря 2022 года. Из этого возможно сделать вывод о том, что китайские торговые потоки оказались хуже, чем в другие страны. Несмотря на относительную стабильность курса российского рубля, играющего одну из ключевых ролей в торговле двух стран, наиболее вероятно именно вторичные санкции оказали пагубное влияние на рост экспорта Китая в Россию. Наибольшее снижение доли России в поставках КНР наблюдалось в таких товарных категориях, как насосы, коммуникационная электроаппаратура, тракторы, водонагревательные приборы, пневматические инструменты, трансформаторы, прожекторы и лампы. [1]

В продолжение темы санкционного давления, важным аспектом является сделанное в декабре 2023 года заявление со стороны Штатов о том, что они будут накладывать вторичные санкции на банковские и другие финансовые структуры, содействующие сделкам по закупке станков с числовым программным управлением, полупроводников, продвинутых оптических систем, некоторых видов подшипников и т.д. После этой новости китайские банки ввели определенные ограничения на прием платежей со стороны российских компаний. В свою очередь, рынок начал адаптироваться к новым условиям путем проведения операций через третьи страны: из РФ деньги в рублях отправляются компании из дружественной страны, а затем идут напрямую в Китай. [1]

Как отмечали представители международной юридической компании Gibson Dunn, декабрьское санкционное регулирование было достаточно всеобъемлющим. [1] Одним из потенциальных поводов введения санкций могут быть «существенные транзакции» с организациями или лицами из любой отрасли, которая связана с продажами, поставками или передачей в Российскую Федерацию станков, оборудования для производства полупроводников, некоторых полупроводников как материала, тестового оборудования. Список «критических» товаров не связан ни с США, ни с американским законодательством об экспортном контроле. А иностранный банк, обрабатывающий существенную транзакцию не в американских долларах и в интересах неамериканского клиента, который занимается поставкой продукции из перечня при условии, что она произведена не в России и поставляется в нее, будет находиться под угрозой вторичных санкций.

Некоторые экспортеры из Поднебесной стараются избегать прямого экспорта в РФ даже в тех случаях, когда продукция не имеет никакой связи с перечнем «критических товаров». Возможной причиной подобных действий является стремление не прибегать к прямому взаимодействию с находящимися под санкциями банками и фирмами из Российской Федерации. Также не стоит забывать и о снижении издержек, например, при импорте автомобилей из Китая через Киргизию удается сэкономить на ввозных пошлинах.

Действительно, опыт предыдущих санкционных ограничений демонстрирует нам, что обходные пути поставок возникают из-за необходимости, но, когда ситуация нормализуется, прямые связи между компаниями не восстанавливаются. Несмотря на удорожание импорта при внедрении обходных схем доставки, сложности логистики и увеличение сроков поставки продукции, эксперты не могут однозначно констатировать, что объемы поставок из КНР в РФ подвергнутся сильному негативному влиянию со стороны перечисленных обстоятельств. «Могут быть найдены обходные пути, схемы оплаты через мелкие банки, и тогда поставки продолжатся», - отмечает Александр Исаков, экономист из Bloomberg Economics. [1]

По словам Ильи Жарского, управляющего партнера экспертной группы Veta, имеется значительный потенциал наращивания поставок оборудования в Российскую Федерацию. Ввиду того, что санкции, направленные или на полный запрет, или на ограничение какой-то части поставок в РФ высокотехнологичного оборудования, а также на то, чтобы европейские, японские, тайваньские производители ушли с российского рынка, введены недавно, возникают свободные ниши, которые потенциально могут заполнить китайские компании. Увеличение объема торговых потоков выгодно не только Российской Федерации, но и Китаю, поскольку повышенный отток продукции с китайского рынка позволяет «охладить» восточную экономику. [2]

В заключение, на основании приведенной информации представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. Бульдозеры, мониторы и проекторы являются наиболее востребованной и часто импортируемой продукцией приборостроительной отрасли Китайской Народной Республики.
  2. Несмотря на снижение импорта оборудования и приборов из Китая в Россию в течение первых четырех месяцев 2024 года, не стоит заранее прогнозировать негативный тренд динамики торгового оборота в исследуемой категории товаров.

Рассматриваемая отрасль перспективна с точки зрения роста товарооборота, поскольку западное оборудование импортировать в Россию достаточно трудно и дорого из-за имеющихся ограничений. Ключевой вопрос, которому необходимо уделять особое внимание – недопущение чрезмерной импортозависимости РФ от Китая.

В условиях санкционной политики со стороны западных стран, а также специальной военной операции России на Украине требуется укрепление двусторонних отношений для успешного совместного преодоления имеющихся вызовов. Взаимное увеличение товаропотоков, политическая координация, финансовое сотрудничество и укрепление позиций двух стран на международной арене позволят России и Китаю усиливать экономики друг друга и обеспечивать стабильность микро- и макроэкономических показателей.

 

Список литературы:
1. Китай снизил поставки оборудования в Россию впервые с конца 2022 года [Электронный ресурс]. – URL: https://amp.rbc.ru/rbcnews/economics/23/04/2024/662664779a7947ad752fb84e (дата обращения: 29.04.2024)
2. Китайское оборудование выходит на доминантную территорию [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/11/24/655f5cfb9a7947b9c2805491 (дата обращения: 29.04.2024)