Определение момента расчета при интернет-эквайринге
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
Определение момента расчета при интернет-эквайринге
С 01 июля 2017 года изменяется порядок применения контрольно-кассовой техники согласно последней редакции 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 03.07.2016 № 290-ФЗ.
Обязанность применения ККТ не зависит от сферы деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно п.1 ст.1.2 Закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими приема денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары за исключением случаев, обозначенных в законе.
Для бизнеса суть внедряемых изменений заключается в том, что фискальные регистраторы нового образца должны будут отправлять кассовые чеки и бланки строгой отчетности в момент совершения расчета в налоговую инспекцию посредствам передачи данных через специализированные организации – операторы фискальных данных. Такой подход обеспечит прозрачность и контролируемость денежных потоков в рознице. Также по новой редакции закона упрощается процедура регистрации ККТ. Формы первичной учетной документации при применении контрольно-кассовой техники нового образца (КМ-1 – КМ-9) в новом порядке не обязательны согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 16.09.2016 № 03-01-15/54413).
Для розничных продавцов в оффлайне принципы работы с кассовой техникой принципиально не изменятся, а вот интернет-магазинам придётся решить ряд технических и методических вопросов, чтобы корректно применять контрольно-кассовую технику.
Интернет-магазины продает товары дистанционно и осуществляет наличные или безналичные (при помощи пластиковых банковских карт) расчеты с населением, применяют электронные средства платежа, то есть в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ ими обязательно должна применяться контрольно-кассовая техника, а всем покупателям должны выдаваться чеки. Не применять ККТ интернет-магазину разрешается только в том случае, если расчеты за товары осуществляются переводом денег на расчетный счет предприятия в банке, так как в таком случае деньги от покупки товаров поступают не в кассу компании, а на ее расчетный счет.
В предыдущей редакции 54-ФЗ не было исключения по применению ККТ для интернет торговли, но выдать чек в момент оплаты продавец физически не мог, так как торговля ведется дистанционно. В последней редакции закона для интернет торговли предусмотрена передача чека (БСО) только в электронном виде в момент расчета без печати бумажного чека.
Наибольшее количество споров и дискуссий относительно исполнения законов об он-лайн кассах интернет-магазинами строится вокруг определения момента расчета при интернет-эквайринге.
Согласно Статье 1.1 54-ФЗ расчеты – прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Согласно п. 5 статьи 1.2. 54-ФЗ интернет-магазины обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов [2].
В письме ФНС от 02.02.2017 года № ЕД-4-20/1850@ сообщается, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.
На портале www.retail.ru приведено мнение по вопросу момента расчета Начальника управления оперативного контроля ФНС России Андрея Бударина:
«В 54-ФЗ нет определения момента оплаты. Момент оплаты это может быть момент приема денежных средств, момент зачисления денежных средств, момент списания, момент холдирования, момент акцепта, подтверждения, принятия. Учитывая все это многообразие, мы никогда не определим однозначное правило определения момента оплаты.
У вас есть договор розничной купли-продажи, возможно в виде договора оферты. И там должны быть определены все существенные условия. У вас там может быть написано, что моментом оплаты является момент зачисления денежных средств на ваш расчетный счет. Главное, чтобы ваше определение не противоречило действующему законодательству. Нужно в первую очередь ориентироваться на то, чтобы продавец и покупатель воспринимали этот момент однозначно. Если на этом этапе все синхронизировано, то никаких проблем не будет. А если покупатель думает, что он оплатил, а продавец уверен, что нет, тогда начинаются обращения в контролирующие инстанции» [21].
Таким образом, самая большая проблема возникает при такой организации бизнес-процесса, когда денежные средства в момент оплаты на сайте не списываются со счета клиента, а холдируются до подтверждения интернет заказа.
Рассмотрим бизнес-процесс построенный следующим образом:
При оплате интернета-заказа на сайте картой банк холдирует (блокирует) денежные средства на карте клиента. В информационную систему компании попадает информация о созданном заказе и с ним начинает работать оператор call-центра. Оператор связывается с клиентом, оговаривает детали заказа и подтверждает заказ и оплату. При этом с клиентом согласовываются сроки доставки, характеристики приобретаемого товара и прочие детали.
После подтверждения заказа клиентом оператор отправляет сигнал в банк о подтверждении принятия к зачислению денежных средств в сумме не превышающей ранее захолдированную. То есть в процессе между холдированием и списанием средств, клиент может изменить сумму заказа в сторону уменьшения. Если подтвержденная сумма заказа окажется меньше захолдированной суммы, то банк-эквайер примет к зачислению на счет компании только подтвержденную сумму оплаты. В случае если захолдированная сумма не будет подтверждена интернет-магазином или будет отклонена, банк не будет принимать данную сумму к зачислению на расчетный счет.
С учетом всего выше перечисленного в случае с ходированием возникает вопрос: что считать моментом оплаты, когда и какой чек отправлять покупателю, не будет ли покупатель озадачен, когда ему начнут поступать множество чеков на один интернет-заказ?
В данной ситуации есть три возможных выхода из ситуации:
1. Изменить бизнес-процесс – всегда списывать денежные средства со счета клиента, при изменении суммы заказа фиксировать сумму остатка аванса, полученного от клиента, с возможностью последующего использования или возврата аванса. Для этого компании необходимо разместить информацию об авансировании и возможностях использования аванса на будущие покупки или возврата неизрасходованного аванса на своем сайте, а также обеспечить учет взаиморасчетов с розничными покупателями не агрегировано по контрагенту «Розничный покупатель», а персонально.
2. Отправлять покупателю чек на продажу по факту подтверждения приема денежных средств, в таком случае у компании есть возможность отправить в ОФД чек с товарным составом, который требуется передавать в чеке в налоговую инспекцию. Обоснованием такого подхода с учетом приведенных выше мнений МинФина и ФНС России, может служить то, что подтверждение исполнения распоряжения о переводе средств покупателю отправляется эмитентом карты, а для компании интернет торговли источником информации об электронных платежах является банк-эквайер. При таком подходе, компании также, как и при первом варианте, необходимо разместить на сайте информацию с подробным описанием прохождения платежа и определения момента расчета.
3. Отправлять покупателю чек на аванс без разбивки по товарам в момент холдирования средств, после подтверждения суммы заказа и принятия платежа отправлять покупателю чек на продажу с товарным составом с признаком расчета (формой оплаты) авансом, а также в случае изменения стоимости покупки чек на возврат аванса. Такой подход может быть технически реализуем только при поддержке кассовым оборудованием формата передачи фискальных данных ФФД 1.05, который становится обязательным для применения с июля 2018 года. В данном случае компании нужно быть готовой к ответам на вопросы покупателей о количестве чеков и их назначении.
В бухгалтерском учете получение оплаты по банковской карте отражается проводкой Д57 К62-2, и служит основанием для начисления НДС с авансов (на основании ст. 167 НК РФ – момент начисления НДС: наиболее ранняя из двух дат: отгрузка или получение оплаты).
Таким образом, компаниям интернет торговли, использующим схему холдирования необходимо решить какую схему выбрать, чтобы она была технически реализуема, понятна покупателю и налоговым органам.