Статья:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бобылёва Р.А. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 18(285). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/285/148590 (дата обращения: 06.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Бобылёва Русалина Андреевна
студент, Елабужский институт (филиал) Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга
Маслова Инга Владимировна
научный руководитель, д-р. ист. наук, профессор, Елабужский институт (филиал) Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга

 

Сегодня главным приоритетом становится развитие индивидуальных способностей обучающихся. Безусловно, воспитание свободной личности со своими мыслями и идеями является основополагающей задачей современного образования. Для подобного широкого процесса необходимо использование различных форм и методов обучения, которые бы также отвечали требования Федерального государственного стандарта среднего общего образования. Проектная форма обучения одна из таких форм.

Отцом проектного метода можно считать Джона Дьюи. Хотя сам термин «проектный метод» не был придуман, именно Дж.Дьюи заложил его основы в своих трудах по педагогике. Актуальность данного исследования заключается в том, что благодаря идеи Дж.Дьюи и последующим развитием его последователями был создан метод проектного обучения, который стал столь популярен сегодня и является одной из составляющих в подготовке современных специалистов в высшей школе.

Проектное обучение позволяет обучающимся активно работать с материалами, проводить исследования, анализировать источники и делать выводы. Этот метод обучения помогает развивать коммуникативные навыки, работу в команде, принятие решений и реализацию идей.

Структура проекта основана на взглядах Дж. Дьюи (1859-1952) – американского философа и педагога, чьи образовательные идеи делают упор на деятельностное обучение [1, с. 360-366].

Идеи Дж. Дьюи сосредоточены на личном опыте и интересах обучающихся. Он считал, что накопление личного опыта приводит к формированию личности, и выступал за создание «материального образования», основанного на детских интересах и спонтанных переживаниях. По его мнению, обучение должно быть организовано в форме игры и труда, а каждое действие ребенка должно стать орудием познания и открытия. Исследователь считает, что конечной целью образования является формирование способности мыслить, способности к самообучению и способности к саморазвитию.

Автор концепции предложил создать «инструментальную педагогику», которая бы организовала обучение в форме игры и труда Дж. Дьюи верил в важность развития навыков решения проблем, творческих способностей, опыта, самообразования и самосовершенствования. Он также считает, что естественного любопытства и практической познавательной деятельности учащихся достаточно для всестороннего интеллектуального развития и обучения.

Идеи У.Х. Килпатрика, который был последователем Дж. Дьюи, основывались на принципах индивидуализированного обучения, внедрении плановой деятельности и ориентации на практические ситуации [2, с. 197-221]. Он подчеркнул, что программа должна адаптироваться к индивидуальным потребностям обучающихся и процесс обучения должен быть основан на расширении и обогащении индивидуального опыта. Основная идея подхода Программы Килпатрика заключается в том, чтобы погрузить обучающихся в деятельность по их выбору, не ограничиваясь предметными границами.

Проект, по идеям Килпатрику — это любая деятельность, осуществляемая «от души» и с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных общим интересом.

Идея метода проектов Килпатрика нашла резонанс в российской образовательной практике и была успешно применена в образовательном процессе. Такой подход к обучению подчеркивает важность автономии обучающихся, личной заинтересованности и активного участия в процессе обучения. Важным аспектом является обучение с использованием жизненных ситуаций, что способствует более глубокому пониманию и практическому применению материала.

Идеи проектного подхода Килпатрика оказали значительное влияние на образовательную мысль не только в США, но и в других странах, в том числе в России. Такой подход стал одним из основных элементов современной концепции персонализированного образования, делающей упор на развитие личности, самостоятельность и инициативу обучающихся [3, с. 25-30].

В 1920-е годы в российское школьное образование внедряется метод проектов и его форма — план Дальтона. Учителя стремились воспитать у своих обучающихся творческую спонтанность, и метод проектов был инструментом достижения этой цели. Подобной проектной концепции придерживались многие наши соотечественники, включая педагогов-исследователей Н. А. Алексеева [4], Е. С. Полат [5], Г. К. Селевко[6].

Однако современные историки образования считают, что использование проектного подхода 1920-х годов было неприемлемо с точки зрения качества образования из-за отсутствия квалифицированных учителей, неразвитости методов проектной работы и высокого давления. Качество образования было поставлено под угрозу другими методами обучения. В 1931 году новая большевисткая резолюция заявила, что проекты не способствует приобретению обучающимся глубоких теоретических знаний. Критика проектной системы возникла только в середине 1980-х годов.

В настоящее время проектный подход является одним из самых популярных в мире, поскольку он сочетает в себе теоретические знания и практические приложения, позволяя обучающимся сотрудничать для решения реальных проблем. Первоначально он был создан как концепция гуманитарного образования и стал неотъемлемой частью структурированной системы образования. Он стимулирует интерес учащихся к конкретным вопросам, требующим конкретных знаний, развивает у них способность применять знания на практике посредством проектной деятельности и способствует развитию критического мышления [7, с. 134].

Таким образом, проектная деятельность в образовании имеет долгую историю развития, начиная с конца XIX века. Главные итоги истории развития проектной деятельности связаны с ее успешным применением в образовании. Проекты помогают учащимся не только усваивать знания, но и применять их на практике, решать реальные проблемы, развивать коммуникативные и организационные навыки. Кроме того, проектная деятельность способствует индивидуализации обучения, учитывая интересы и потребности каждого учащегося.

Важно отметить, что развитие проектной деятельности не стоит на месте. Современные технологии позволяют создавать интерактивные проекты, использовать виртуальную реальность и другие инновационные методы обучения. Это открывает новые возможности для развития проектной деятельности в образовании и повышения ее эффективности.

 

Список литературы:
1. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №. 2 (121). – 375 с.
2. Краснов Ю. Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» //Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования. – 2003. – №. 2. – 578 с.
3. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. — Ярославль: Академия развития, 2008. Тарасова И. П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 255 с.
4. Алексеева Н.А., Голавская Т.Г. Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной работе через проектную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4878 (дата обращения: 25.03.2024).
5. Полат Е. С. Новые педагогические информационные технологии / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М.:Академия, 2008. – 272 с.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко : в 2т. - Т.1. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. 
7. Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Метод.пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы/ Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Самара: Учебная литература, Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.