ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В процессе контрольной деятельности налоговые органы осуществляют определенные мероприятия налогового контроля. К таковым относятся и выездные налоговые проверки. Выездные налоговые проверки в Российской Федерации являются одним из наиболее важных инструментов налогового контроля. Однако, существует ряд проблем, связанных с их организацией и методикой проведения.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая система РФ, налоговые проверки, выездные налоговые проверки.
Налоговая проверка – это особая и сложная система экономических и правовых действий должностных лиц налоговых органов, целью которой является сбор информации о выполнении налогоплательщиком своих обязательств по вопросам налогообложения, а также анализ и проверка такой информации.
Основной задачей налоговой проверки является выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, проверка достоверности и правильности предоставленных данных, законности совершаемых операций, а также привлечение к ответственности налогоплательщиков, нарушивших обязательства, возложенных на них законодательством государства в области налогов и сборов.
Выездные налоговые проверки (далее - ВНП) представляют собой один из важнейших и эффективных инструментов налогового контроля. Однако это сложный и трудоемкий процесс. В связи с этим Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) в настоящее время инициировала процесс, направленный на сокращение количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности.
Выездная налоговая проверка – вид налоговой проверки, проводимый на основании инициативы руководителя налогового органа, осуществляющего проверку, и преимущественно на территории налогоплательщика. ВНП – это комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов, отражающих факты хозяйственной жизни налогоплательщика, а также проверки любых объектов, используемых налогоплательщиком для получения прибыли. [1, ст. 89]
Проблема эффективной организации налогового контроля, в частности выездных налоговых проверок, в Российской Федерации сегодня стоит особенно остро в связи с нестабильным состоянием экономики и несовершенством законодательства. А также из-за большого сектора теневой экономики, в котором особенно распространены различные схемы ухода от налоговых обязательств.
В качестве основных проблемных аспектов в организации и методики проведения выездных налоговых проверок в России можно выделить следующие моменты:
- отношение должностных лиц к проведению проверки как формальной процедуре;
- недостаточная изученность и неполнота доказательственной базы и самого процесса проведения отбора;
- отсутствие компетентности отдельных сотрудников налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки;
- наличие неточностей в законодательстве о налогах и сборах;
- проведение поверхностного предпроверочного анализа по имеющимся общедоступным критериям и зачастую отсутствие четких рекомендаций;
- ограниченный промежуток времени.
Большинство перечисленных проблем взаимосвязаны между собой являются следствием друг друга. Так, причинами некачественного предпроверочного анализа становятся: отношение должностных лиц к проведению проверки как формальной процедуре, недостаточная изученность системы отбора налогоплательщиков, отсутствие компетентности некоторых сотрудников налоговых органов, занимающихся планированием и организацией, выездных налоговых проверок и наличие неточностей в законодательстве о налогах и сборах.
Согласно действующему налоговому законодательству, деятельность налоговых органов, проводимая в течение подготовки к выездным налоговым проверкам, нормативно не закреплена и не относится ни к одному виду проверок.
Следовательно, из-за того, что законодательство не определяет понятие «предпроверочный анализ» и не устанавливает четкого порядка действий при его проведении, а лишь предлагает общедоступные критерии, по которым налогоплательщики сами могут оценить свое положение, и возникает проблема поверхностного предпроверочного анализа. Еще одной причиной некачественного предпроверочного анализа является и то, что эти критерии в основном основаны на таких показателях, как, например на данные отчета о движении денежных средств, которые налогоплательщик может фальсифицировать с помощью определенных схем. Кроме того, среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности не являются весовым аргументом для обоснования вывода о факте нарушений налогового законодательства, потому что среднеотраслевые показатели напрямую зависят от таких факторов, как численность сотрудников, вид деятельности налогоплательщика. Совпадение таких показателей организации со среднеотраслевыми показателями не всегда является признаком отсутствия пониженных доходов или повышенных расходов, указанных в отчетности. [4, стр. 51]
Для решения этой проблемы можно ввести новые критерии для отбора налогоплательщиков для обязательного использования налоговыми органами, которые будут основаны не на движении денежных средств, а на движении товаров. Это позволит уменьшить количество фиктивных сделок, в которых отсутствует товарооборот. Для решения этой проблемы можно использовать запрос в такие службы как «Честный знак», для того чтобы получить сведения о движении товаров, которые подлежат обязательной маркировке.
Еще одним проблемным аспектом является то, что для анализа целесообразности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок, выделяются ограниченные промежутки времени. Данная проблема также не позволяет провести качественный предпроверочный анализ. Это приводит к неудобству добросовестных налоговых плательщиков, так как у них есть риск попасть в перечень налогоплательщиков, попадающих под проведение выездной налоговой проверки. Данную проблему можно решить путем совершенствования законодательства, регламентирующего процедуры проведения выездной налоговой проверки.
С целью достижения высоких положительных результатов проведения налоговых выездных проверок стоит оптимизировать работу налоговых органов и служб, которая будет направлена на повышение эффективности выездных налоговых проверок и на избежание низкорезультативных налоговых проверок.
В связи с этим необходимым инструментом совершенствования выездных налоговых проверок выступают:
- разработка четких регламентов проведения выездной налоговой проверки для всех инспекторов, входящих в рабочую группу;
- применение экспертных методов в деятельности группы налоговых инспекторов, задействованных в проведении выездной налоговой проверки;
- совершенствование законодательства, регламентирующего процедуры проведения выездной налоговой проверки;
- постоянный обмен опытом между инспекторами;
- расширение списка внешних источников информации;
- совершенствование критериев эффективного плана отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
- изучение и применение опыта отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок зарубежных стран
Важнейшим аспектом в деятельности налоговых органов выступает более тщательное информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях, а также о выявленных опасных схемах уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Все это, вместе взятое, позволит не только обеспечить рост уровня налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков, но и снизить затраты на проведение мероприятий выездных налоговых проверок, обеспечив их эффективность при меньшем общем количестве проводимых проверок.