Статья:

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Абубекерова С.Р., Афлятунова А.Р. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 20(287). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/287/149819 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ

Абубекерова Сабина Рафиковна
студент, Институт права, Уфимский университет науки и технологий, РФ, г. Уфа
Афлятунова Аделия Руслановна
студент, Институт права, Уфимский университет науки и технологий, РФ, г. Уфа
Нурмухаметов Руслан Наилевич
научный руководитель, ассистент кафедры уголовного права и процесса, Институт права, Уфимский университет науки и технологий, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Защита прав человека тесно связана с гуманным и состязательным производством. Во многих странах мира существует народное участие для наиболее справедливого разрешения сложных и общественно опасных уголовных дел. Институт народного участия в каждой стране имеет свои собственные особенности и отличия, которые определяются историей, культурой и законодательством страны. В данной статье будут изучены основные черты коллегий присяжных заседателей в России и Германии, а также проведен сравнительный анализ основных отличий в их работе.

 

Ключевые слова: присяжные заседатели; суд шеффенов; уголовное судопроизводство; преступление; вердикт.

 

Актуальность данной статьи обуславливает необходимость защиты прав человека, которая находится в тесной связи с существованием гуманного и состязательного производства. Суть участия граждан в судебном процессе заключается в том, что они являются независимыми и беспристрастными лицами, которые принимают участие в исследовании всех обстоятельств уголовного дела и вынесении вердиктов по ним [1]. Также это имеет большое значение для общества, так как способствует повышению доверия к судебной системе, укреплению правового сознания граждан и защите их интересов. Кроме того, это способствует укреплению прав человека и гражданина, осуществлению принципа гласности и прозрачности в судебном процессе.

1.1 Институт присяжных заседателей в России

Институт присяжных заседателей в России представляет собой особую форму судебных разбирательств, в которой коллегия присяжных заседателей участвует в рассмотрении уголовных дел и вынесении правосудных решений. Присяжные заседатели являются независимыми гражданами, которые не являются профессиональными судьями, но обязаны вынести вердикт по уголовному делу [2].

Судья выносит приговор, руководствуясь вердиктом присяжных. Оправдательный приговор выносится, когда присяжные признали подсудимого невиновным. Если присяжные вынесли обвинительный вердикт, то коллегия распускается. Дело рассматривается заново другим судьей и другой коллегией присяжных [3].

1.2 Суд шеффенов в Германии

В Германии не упоминается термин «суд присяжных», в отличие от Российской Федерации, в котором данное понятие законодательно закреплено [4]. Суд, в котором граждане участвуют в отправлении правосудия, называется «суд шеффенов».

В Германии присяжные заседатели, известные как "Laienrichter" или "Schöffen", участвуют в работе судов первой инстанции, включая суды шеффены. Шеффены — это непрофессиональные судьи, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел вместе с профессиональными судьями. Шеффены являются представителями общества. Если основные шеффены не могут участвовать в деле, то вместо них в рассмотрении дела участвуют вспомогательные шеффены [5].

Быть шеффеном почетно, поэтому они не получают денежного вознаграждения. Но им выплачивается незначительная компенсация за период их отсутствия на работе. Также они могут получить оплату проезда до места проведения судебного заседания [6].

2. Сравнительный анализ основных отличий народного участия в России и Германии

Коллегия присяжных заседателей в России и суд шеффенов Германии имеют свои собственные особенности и отличия, которые определяются историей, культурой и законодательством каждой страны. Можно выделить такие как:

1) Участие граждан в особой форме судебного разбирательства.

В России гражданин может быть назначен в качестве присяжного заседателя случайным образом на основе списков, составленных избирательными комиссиями.

В Германии участие граждан также является добровольным и основано на принципе гражданской инициативы. Гражданин может заявить о своем желании принимать участие в судебном процессе. Он может быть выбран на определенный срок.

2) Состав народного участия.

В России количество присяжных заседателей в суде зависит от вида суда: в районных судах и гарнизонных военных судах коллегия присяжных заседателей состоит из шести человек; в судах уровня субъекта — областных, краевых или верховных судах республик — восемь человек. Суды субъектов обычно рассматривают дела сложнее.

В Германии в суде шеффенов участвуют один судья и два заседателя (шеффена). Подобный судебный процесс проводится в случае, когда за преступление максимальный срок лишения свободы четыре года, если в отношении дела не были установлены признаки особой значимости и в отношении данного дела не было направлено обращение в адрес вышестоящего суда [7].

Есть также суд шеффенов расширенного вида, который состоит из двух судей и двух шеффенов. Земельный суд включает в себя три судьи и три шеффена, в их ведении находятся дела особой тяжести (например — дела об умышленных убийствах) [8]. В состав малых палат Высших судов земли относится один профессиональный судья и два шеффена, а к их ведению относят рассмотрение жалоб на приговоры вышеупомянутых судов.

3) Права и обязанности народного участия.

В России присяжные заседатели имеют право обсуждать доказательства, рассматривать обвинение и вердикт профессиональных судей, а также принимать участие в обсуждении приговора. Обязанности присяжных заседателей включают в себя обоснованное принятие решения на основе доказательств и законов.

В Германии шеффены имеют право проводить собственные расследования и допрашивать свидетелей, а также принимать участие в вынесении приговора. Однако их обязанности заключаются в сохранении независимости и объективности при рассмотрении дела.

4) Процесс отбора.

В России и Германии процесс отбора народного участия осуществляется через избирательные комиссии на местном уровне. Имена граждан, желающих стать участниками в отправлении правосудия, включаются в список кандидатов. Окончательное решение об их назначении принимается судебным руководством.

В заключение, можно сказать, что институт народного участия в России и Германии имеет свои сильные и слабые стороны, которые определяются историей и культурой каждой страны. В Германии шеффены имеют более активную роль в судебном процессе, в то время как в России их роль менее значима. Однако в обеих странах они являются важным звеном в системе правосудия и обеспечивают демократические принципы в судебном процессе.

 

Список литературы:
1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ
2. Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 N 113-ФЗ
3. Буклет «Я присяжный» [Электронный ресурс]: https://files.sudrf.ru/1521/user/buklet_prisyajnie_sayt.pdf
4. Осипова А.М. Суд присяжных. Мировой опыт реализации института присяжных заседателей (на примере Германии). Общее и различное в моделях реализации института присяжных в Германии и Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 11 (406). С. 129-131.
5. Landgerich Coburg. Schöffenamt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.justiz.bayern.de/gericht/lg/co/zustand/in
6. Бирюкова О. В. Народное участие в правосудии: на примере шеффенского суда и суда присяжных. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 1. С. 59–65.
7. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М. 2001. С. 705.
8. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Под ред. Сухарева А.Я. Москва: НОРМА. 2003.