Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В МЕТАЛЛУРГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Торосян А.А. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В МЕТАЛЛУРГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150412 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В МЕТАЛЛУРГИИ

Торосян Армен Андраникович
студент, Кафедра государственных закупок, менеджмента и государственного управления, Государственный Университет Просвещения, РФ, г. Мытищи

 

Аннотация. Статья посвящена инновационной стратегии в металлургической промышленности. Инновация — это необходимый катализатор, который ускоряет реакции на процессы, происходящие как в конкурентной среде, так и внутри промышленных единиц. Обращено внимание на то, что разработки и технологии важны, но еще важнее способ их эффективного применения и управления ими. Создание новых прорывных технологий, генерирование идей в чистом виде не решит возникших проблем. Обогнать конкурентов поможет правильный выбор идеи и эффективное управление ее реализацией.

 

В настоящее время все крупные промышленные корпорации осознали необходимость превращения инновационной деятельности в основную стратегическую концепцию своего развития. Инновационное развитие предполагает не только революционные прорывы, но и последовательное совершенствование технологий, применение нового эффективного оборудования, а также перестройку хозяйственного механизма управления действующих предприятий.

Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности, технико-экономический уровень которой определяет возможности успешной реализации инновационной стратегии развития всей экономики. В состав металлургической промышленности входят 180 тысяч предприятий черной и цветной металлургии. В докризисный период объем производства достигал 2500 млрд. рублей, что составило почти 10% всего валового внутреннего продукта. Вместе с тем, по мнению многих экспертов, пока металлургическая промышленность не обеспечивает в полной мере национальную экономику высокотехнологичной продукцией, хотя по данным Росстата, в отрасли 100% предприятий охвачены инновационной активностью. До последнего времени металлургия России развивалась, в основном, количественно, в рамках индустриальной модели.

Обобщение мирового опыта позволяет выделить четыре альтернативных стратегии инновационного развития промышленности, и в частности, металлургии.

Во-первых, стратегия лидерства в разработке и применении новых технологий, новых моделей оборудования, организации производства новых видов продукции. Во-вторых, стратегия догоняющего развития, предусматривающая массовое заимствование зарубежных инновационных технологий. В-третьих, стратегия активного приглашения в страну иностранных компаний для развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, для размещения в стране инновационного производства. В-четвертых, стратегия разработки инноваций двойного назначения для использования в оборонно-промышленном и гражданском секторах экономики. Проведенный анализ показал, что на ближайшие десятилетия магистральной для металлургии России будет стратегия догоняющего инновационного развития.

В процессе инновационного развития промышленности участвуют предприятия различной специализации, связанные сложной системой взаимоотношений. В зависимости от формы участия этих предприятий инновационного процесса, они подразделяются на четыре группы, в каждой из которых действуют свои специфические факторы:

- группа научных организаций, включая федеральные научные центры, научные подразделения крупных корпораций и исследовательские центры вузов. В этой группе зарождается идея новшеств, проводится комплекс НИОКР, преобразующих новаторскую идею в техническую документацию и опытные образцы инноваций, т. е. реализуется первый этап инновационного процесса;

- группы машиностроительных предприятий, на которых организуется промышленное производство нового оборудования и его продвижение на рынок, коммерциализация новшеств, т. е. реализуется второй этап инновационного процесса;

- группа инновационно активных промышленных предприятий, на которых проходит производственное освоение новых технологий, новых моделей оборудования, новых видов продукции, т. е. реализуется третий этап инновационного процесса. В рамках этого этапа завершается процесс преобразования новаторской идеи в инновационный продукт, подготовленный для выхода на рынок;

- группа промышленных предприятий, закупивших новые модели оборудования и лицензии на право производства на нем инновационных видов продукции; также предприятия включают соответствующие мероприятия в свою инновационную программу, осуществляют стратегию догоняющего развития.

Начавшийся в 2014 году финансово-экономический кризис, и усилившиеся геополитические факторы, выраженные в санкциях против РФ, требуют радикальной перестройки инвестиционной политики промышленных корпораций, целью которой становится укрепление конкурентных позиций на рынках сбыта, путем повышения качества продукции и снижения цен на нее, т. е. перехода на инновационную модель развития.

 

Список литературы: 
1. Суханов А. В. Стратегия инновационной деятельности предприятия / [Электронный ресурс].  – Режим доступа: URL: http://eee-region.ru/article/1701/ (дата обращения: 01.02.2017)