Статья:

Текущие активы киностудии: вопросы управления

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Матвеева К.А. Текущие активы киностудии: вопросы управления // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(16).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Текущие активы киностудии: вопросы управления

Матвеева Ксения Александровна
студент, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», РФ, г. Москва
Ланина Лилия Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», РФ, г.Москва

 

Управление активами играет важную роль в деятельности киностудии. Структура и предметно-вещественный состав, компоненты активов (запасы, финансовые вложения, денежные средства) - требуют различного подхода в системе управления, так как  они в существенной степени влияют на деятельность киностудии. Рациональное и эффективное использование текущих активов способствует, в первую очередь, повышению финансовой устойчивости и платежеспособности киностудии. Особенно это актуально для небольших киностудий, которые еще находятся на стадии роста и не имеют стабильных источников получения средств на кинопроизводство.

Несмотря на то, что доля зрителей, выбирающих отечественные фильмы, в 2018 году увеличилась почти до 28%,  российские киностудии очень зависимы  от государственной поддержки [8]..

Государственная поддержка кинематографии в России в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которым предусмотрено, в  том числе  частичное государственное финансирование производства фильмов [1].

При этом  государственная поддержка кинопроизводства предоставляется фильмам в объеме не более 70% сметной стоимости производства. И только проекты особой культурной значимости могут получить 100% сметной стоимости производства фильма [2].

Объемы непосредственно государственного финансирования российской кинематографии ежегодно растут: от 5,47 млрд. руб. в 2016 году до 8,99 млрд. руб. в 2018 году [7].

Но количество, поддержанных государством художественных фильмов, после интенсивного подъема в 2015 году постепенно стало снижаться:

 

 

Рисунок. Количество художественных фильмов, получивших государственную поддержку

Составлено автором по данным Невафильм Research [5]

 

Сочетание роста объемов государственной поддержки со снижением количества поддержанных фильмов связано с увеличением объема затрат на производство фильмов. Также при отборе получателей субсидий дополнительно учитываются ранее реализованные проекты участников при господдержке и предварительные договоренности с телеканалами и прокатными компаниями [6].

Одновременно, сложность прогнозирования будущих доходов фильма и потенциальные риски неполучения дохода от созданного фильма затрудняют для продюсера возможность привлечения средств из других источников. Соответственно, вопросы финансирования деятельности, рост бюджетов кинопроизводства, высокая зависимость от зрительской активности по отношению к фильму создает высокие риски в функционировании киностудий. И наиболее подвержены риску потери финансовой устойчивости и платежеспособности небольшие киностудии. На этом фоне управление текущими активами является важной задачей для киностудии.

Эффективное управление текущими активами зависит от множества факторов. В аудиовизуальной сфере существует свое особое отношение к запасам, потому как запасы киностудии могут включать в себя исключительные права на фильмы или сценарии. Но для этого должны сложиться особые обстоятельства, связанные, в первую очередь, с отсутствием ресурсов у самой киностудии. Небольшая киностудия в условиях ограниченных финансовых возможностей не может позволить себе оставить исключительные права на фильм на длительный период, сформировав тем самым нематериальные активы. Если в силу сюжета, зрелищного потенциала фильма возврат средств, вложенных в создание фильма, требует длительного времени, то продюсер вынужден принять решение о продаже исключительных прав на фильм. И в этом случае фильм превращается в товар в структуре текущих активов.

Игровой фильм  начинается со слова, поэтому сценарий является его первоосновой. Зачастую сценаристы могут предлагать сценарии будущего фильма, предполагающие сложно-постановочные решения, либо требующие высокозатратных технологий кинопроизводства, которые на сегодняшний день в условиях российской киноиндустрии не каждая киностудия может позволить себе реализовать.

В случае, если продюсер имеет возможность  приобрести сценарий за невысокую стоимость, особенно, если автор сценария не обладает известностью на кинорынке (no name), то такой сценарий представляет интерес как возможный товар.

Существующая бизнес-практика в киноиндустрии позволяет продюсеру перепродать исключительные права на сценарий на телеканал для последующего производства телефильма, либо предложить их более крупной киностудии.

В настоящее время телеканалы являются наиболее привлекательными для продюсеров заказчиками аудиовизуальной продукции, чем рынок кинотеатрального показа,   зависимый от отношения зрителя к посещению кинотеатра. Телеканалы выступают наиболее предсказуемыми заказчиками фильмопроизводства как по цене, так и по срокам получения дохода.

Но в отношениях между телеканалами и небольшими киностудиями важными факторами является история отношений и объем собственных финансовых ресурсов киностудии. Телеканалы сегодня предпочитают заказывать аудиовизуальный продукт у проверенных киностудий, со сложившейся репутацией и обладающих финансовыми возможностями приступить к  процессу съемок на свои собственные средства. Небольшие киностудии лишены такой возможности. Для них продажа сценария на телеканал зачастую является не только возможностью получить, хоть и небольшой, но доход, но и также привлечь к себе внимание телеканала, запустить начало возможных будущих партнерских отношений. В этих условиях сценарий как товар является важным инструментом для продюсера в формировании стратегического плана развития деятельности небольшой киностудии.

Крупные киностудии также выступают покупателями  исключительных прав на сценарии, при этом одним из условий продажи может быть последующее производство фильма киностудией-продавцом по договору заказа, что является шансом для небольшой киностудии осуществить производство фильма.

Также для киностудий существует своя специфика и в структуре финансовых вложений. В иных отраслях, как правило, краткосрочные финансовые вложения представляют собой вложения в ценные бумаги с целью последующей перепродажи. Для небольшой киностудии краткосрочные финансовые вложения формируются путем организации совместного производства (в рамках простого товарищества).

Объединение средств нескольких киностудий для производства аудиовизуального продукта является выходом из ситуации в отсутствии необходимого объема средств для создания фильма. Участники простого товарищества, обязуются путем объединения усилий и авторских и смежных прав на фильм, а также путем объединения денежных средств и иного имущества, совместно действовать для достижения цели создания фильма, проведения маркетинговой (рекламной) кампании и эффективного использования фильма.

Но продюсеру, выбирая товарища необходимо понимать,  есть у него практика успешного кинопроизводства, в каких кинопроектах он принимал участие, какие у него существуют ресурсы [4].

Не менее важным элементом в отношениях с товарищем является определение доли вложений, то есть, сколько киностудия сама может выделить средств на производство фильма. Вопрос, связанный с долями вложений в кинопроект, немаловажен, так как в последующем, исходя из определения долей, киностудия будет получать доход от кинопоказа фильма. Товарищам совместно принадлежат исключительные права на созданный фильм, то есть каждый товарищ может получать прибыль от воспроизведения фильма любым способом и в любой материальной форме, распространения экземпляров фильма любым способом и в любой форме, проката экземпляров фильма, импорта экземпляров фильма, публичного исполнения фильма, публичного показа фильма и сообщения фильма в эфир.

С долевым делением связана и точность расчетов себестоимости фильма. В условиях сложно-постановочного кинопроекта на одном из этапов создания фильма возможно превышение запланированных затрат. В зависимости от перспектив такой ситуации, возникает вопрос относительно того, кого два товарища могут привлечь третьим участником в последующем и что он сможет им предоставить, какие преимущества он принесет. При этом перед продюсерами – товарищами встает вопрос: насколько они готовы к изменению своих долей в случае необходимости поиска средств на этапе кинопроизводства фильма.

В составе текущих активов, конечно, значимым активом являются свободные денежные средства. В этом направлении для киностудии существуют два задачи: планирование денежных потоков, связанных непосредственно с деятельностью киностудии в целом, и планирование денежных потоков, связанных с производством фильма. В настоящее время в условиях ограниченных возможностей финансирования кинопроизводства для продюсера важным является определение резерва денежных средств (чистого денежного сальдо), поскольку как в деятельности киностудии, так и в производстве конкретных кинопроектов возможно возникновение непредвиденных затрат.

Непосредственно для управления денежными средствами и оценки необходимого резерва продюсеру важно осуществлять гибкое  планирование денежных потоков и учитывать характеристики самого кинопроекта (жанр, привлечение медийных актеров, локации и иные компоненты фильма), влияющие на бюджет [4].

Если же в основе событий фильма предполагается разное время года, необходимо сразу же  принимать во внимание этот временной разрыв, планировать привлечение актерского и производственного состава фильма в разное время, что также влияет на расчет резервов денежных средств.

Таким образом, управление текущими активами киностудии, особенно в условиях ограниченных финансовых ресурсов, ставит перед продюсером задачи поиска наиболее рациональных взвешенных решений с учетом стратегии выживания в конкурентной рыночной среде и особых рисков кинопроизводства. Задачей же управления текущими активами киностудии является их формирование в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах, а также повышение эффективности их использования в условиях особенностей киноиндустрии.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ  «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»  (в ред. от 28.11.2018).//  Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11454/ (дата обращения: 15.04.2019)
2. Головецкий Н.Я., Иванова Е.В., Туманов А.И. Экономическое значение деятельности федеральных органов исполнительной власти России в сфере услуг. / Н.Я. Головецкий, Е.В. Иванова, А.И. Туманов // Фундаментальные и прикладные исследования корпоративного сектора экономики. - 2018. – № 5.- с.75-80. 
3. Управление проектом: учебное пособие / под ред. В.И.Сидоренко, Ю. В. Криволуцкого, П. К. Огурчикова – М.: ЮНИТИ-ДАНА.  – 2017. – 333 с.
4. Ресурсы кинобизнеса: учебное пособие /под общей редакцией В.И.Сидоренко, П.К.Огурчикова, М.В.Шадриной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 351 с.
5. Ключевые тренды российского кино. Сентябрь 2018 года. / Публикация под редакцией Невафильм Research для Европейской аудиовизуальной обсерватории.  [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/ru-2018-key-trends-of-russian-cinema-rus/16808d7211 (дата обращения: 17.04.2019)
6. Киноиндустрия России. Национальный исследовательский университет  Высшая школа экономики.  [Электронный ресурс] URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/10/22/1157813495/Киноиндустрия%20России%202017.pdf (дата обращения: 18.04.2019)
7. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.mkrf.ru (дата обращения: 16.04.2019)
8. Официальный сайт Фонд кино. [Электронный ресурс] URL: http://www.fond-kino.ru/  (дата обращения: 16.04.2019)