Статья:

Современные проблемы налогообложения в сфере малого бизнеса

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Майер А.А. Современные проблемы налогообложения в сфере малого бизнеса // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные проблемы налогообложения в сфере малого бизнеса

Майер Анастасия Андреевна
студент, Югорский государственный университет, РФ, г. Ханты-Мансийск
Солодовникова Ульяна Николаевна
научный руководитель, доцент, Югорский государственный университет, РФ, г. Ханты-Мансийск

 

В последнее время, в России произошло значительное развитие малого бизнеса. Активно формируется правовое пространство, подкрепленное  нормативной правовой базой направленной на регулирование предпринимательской деятельности. Субъекты малого бизнеса осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики. Большое внимание развития малого предпринимательства связано с важным социально-экономическим значением в формировании среднего класса как основы национальной стабильности общества.

За предприятиями малого бизнеса в экономике закреплены  функции, в недостаточной степени выполняемые другими хозяйствующими субъектами. важнейшей функцией малых предприятий является создание рыночной конкуренции благодаря многочисленности, гибкости и свободе ценовой политики.

Малые предприятия помогают заполнению рынка товарами и услугами необходимыми потребителям, внедрению научно-технических достижений. На данный момент доля малых предприятий на рынке не менее 85% от общего числа коммерческих организаций. Рассмотрим динамику количества малых предприятий за 2015-2017 г. (таблица 1) [4].

Таблица 1.

Количество субъектов малого предпринимательства

Наименование

 

Кол-во юридических лиц

Откл.

Кол-во индивидуальных предпринимателей  

Откл.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 от 2015

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017от 2015

Российская  Федерация

241654

241882

239528

0,88

28886

28958

28102

2,71

Центральный ФО

88123

87771

87382

0,84

6507

6484

6335

2,64

Северо-Западный ФО

32071

31740

31536

1,67

2525

2507

2455

2,77

Южный ФО

17821

17800

18084

1,48

3597

3576

3571

0,72

Северо-Кавказский ФО

4151

4131

4464

7,54

844

831

0836

0,95

Приволжский ФО

44829

44536

43878

2,12

6749

6688

6526

3,30

Уральский ФО

19673

19549

19489

0,94

2833

2812

2779

1,91

Сибирский ФО

25836

25583

25632

0,79

4035

4005

3868

4,14

Дальневосточный ФО

9150

9109

9063

0,95

1796

1779

1732

3,56

 

По данным таблицы 1 видно, что наибольшее число юридических лиц за последний год, задействованных в сфере малого бизнеса, расположены в Центральном ФО и составляют 87382 субъекта. Наименьшее число юридических лиц находятся в Северо-Кавказском ФО – 4464. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей зарегистрированы в Приволжском ФО - 6526, наименьшее количество - в Северо-Кавказском ФО и составляют 836 субъекта малого бизнеса.

Общая динамика количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, задействованных в сфере малого бизнеса свидетельствует о том, что за последний год количество малых предприятий сократилось.

Данная проблема требует наращивания предпринимательских инициатив и стимулирования развития малого бизнеса в нашей стране.

Малые предприятия различаются по видам их экономической деятельности. Ниже представлена диаграмма, где наглядно прослеживается соотношение доли оборота малых предприятий по всем видам деятельности.

 

Рисунок 1. Структура малых предприятии по сферам деятельности

 

Как видно из рисунка 1, наибольшую долю малые предприятия занимают в сфере деятельности торговли, а также строительства, наименьший показатель среди всех видов экономической деятельности малых предприятий наблюдается в сфере сельского хозяйства.

В России основные показатели развития малого предпринимательства значительно ниже, чем в развитых европейских странах. Данная статистика показывает наличие определенных сложностей, ограничивающих рост потенциала развития малого бизнеса.

Одной из основных сложностей является высокая налоговая нагрузка и  недостаточность дифференциации в налогообложении различных категорий предпринимателей. Рассмотрим данную проблему подробней [2, с.106].

Самым главным недостатком налогообложения малых предприятий является высокое налоговое бремя.

Налоговая система служит фискальным целям, упрощению налогового контроля со стороны налоговых органов, при этом, не ставя цели снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса [2, с.113].

Действующие налоговые режимы не учитывают особенности издержек малого предпринимательства [1].

Основными источниками ресурсов для инвестирования в развитие у малых предприятий традиционно выступают собственные средства. В сложившихся кризисных условиях затруднено использование заемных средств.

Данная тенденция связана с высокими процентными ставками по кредитам, ужесточением требований к заемщикам, залоговому имуществу, финансовому состоянию предприятия.

Данная тенденция делает общий режим налогообложения не выгодным для субъектов малого бизнеса.

Установление налоговых ставок происходит без проведения экономического анализа их влияния на стимулирование инвестиций, производственных издержек.

Ярким примером неэффективного воздействия является увеличение страховых взносов в 2013 году, которое привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей.

Следующим примером неэффективного воздействия является предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году по увеличению единого налога на вмененный доход для малых предприятий.

Данное предложение привело к переходу большого количества малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса. Вместо реального увеличения налоговых поступлений произошел переход части предприятий в теневой сектор, что также является проблемой для экономики страны.

Налоговая политика, преследующая цель пополнения бюджета, а не создание пространства для экономического роста малых предприятий, в долгосрочной перспективе приводит к  уменьшению налоговой базы. Высокая платежная нагрузка на малые предприятия  приводит к сокращению возможностей для накопления средств, требующихся для развития производственной базы.

Среди малых предприятий значительную часть бизнеса составляют торговые организации, что негативно сказывается на экономике страны и ведет к увеличению добавленной стоимости, а не созданию новых производственных продуктов необходимых современному обществу.

Налоговая нагрузка на торговые предприятия в России по сведениям Росстата в 2017 году составляет 2,8%.

При этом налоговая нагрузка на малые предприятия, задействованные в производственном секторе, в 2017 году составляет 8,6% [4].

Для создания сбалансированной и эффективной экономики, государству необходимо работать над повышением привлекательности малого бизнеса, работающего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Введение налоговых льгот внесет вклад в увеличение  количества предприятий занятых производственной деятельностью ввиду ее высокой затратности, необходимости внедрения новых технологий, закупки оборудования [3].

Значительной проблемой налогообложения малых предприятий в России является частое внесение изменении в  налоговое законодательства, затрудняющее ведение бизнеса, работу налоговых служб.

Отсутствие стабильности законодательных норм ведет к увеличению издержек малых предприятий ввиду затруднения получения информации об изменениях в порядке уплаты сборов, оформлении документов.

Изменения, вносимые в порядок заполнения и сдачи налоговой отчетности, усложняют деятельность малых предприятий ввиду частого отсутствия бухгалтера в штате и заполнение отчетности руководителем предприятия самостоятельно.

На малые предприятия ложатся высокие временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. Неправильное заполнение документов, ошибки в сроках подачи деклараций и сроках уплаты налогов из-за частоты внесения изменений в законодательные акты приводят предпринимателей к значительным штрафам.

Проблемой в процессе уплаты сборов у предприятий малого бизнеса является сложность системы налогообложения.

Руководителям предприятий необходимо иметь профессиональные знания в части бухгалтерского учета и налогообложению, для возможности самостоятельной уплаты налогов. Решением проблемы является найм  специалиста по бухгалтерскому учету, что ведет к дополнительным затратам. Большое количество налогов приводит к ошибкам даже профессиональных бухгалтеров, что увеличивает финансовые издержки предприятия через уплату штрафных санкций и пеней.

Обязательные элементы налогов часто неоднозначно указаны в  законодательных актах, что приводит к ошибкам в процессе исчисления налогов.

Через время после внесения изменений выпускаются инструкции с разъяснениями правильного исчисления налоговых платежей [5].

Осложняющим фактором в процессе деятельности малых предприятий является низкая финансовая грамотность руководителей, недостаток информированности о налоговых льготах и программах государственной поддержки.

Государством предусмотрена целевая поддержка в виде налоговых льгот для малых предприятий, действующих в приоритетных сферах деятельности.

Способом поддержки также выступает введение упрощенных форм лицензирования и сертификации, льготы для участия в выставках и ярмарках, скидки на рекламные акции.

В части налоговых выплат малым предприятиям предлагается получение налоговых каникул.

Однако большинство руководителей недостаточно ознакомлены с законодательством в части налоговых выплат и не обладают знаниями о существовании форм государственной поддержки налогового характера. Важно совершенствовать информационное освещение обеспечения государственных инициатив.

В настоящее время существует противоречие фискальной направленности налоговой политики и стратегического государственного плана по стимулированию привлекательности малого бизнеса к 2020 году.

Необходимо нахождение оптимального сочетания государственных интересов и предпринимательства, переход от фискальной налоговой политики к стимулирующей функции налоговых взносов.

Повышение привлекательности малого бизнеса необходимо достигать через однозначную, стабильную и справедливую систему налогообложения.

Борьба с коррупцией, теневым бизнесом, незаконным применением налоговых льгот, позволит поддержать малый бизнес и сократить нелегальную составляющую, не затрагивая интересы честных предприятий [3].

В настоящее время актуальна деятельность в области реформирования налогообложения малых предприятий.

Внесение понятности в налоговые режимы и платежи, осуществляемые в процессе их применения, создание удобной и экономически обоснованной системы налогообложения сыграет положительную роль в повышении налоговых сборов, упрощения налогового администрирования, позволит увеличить мотивацию к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2017. - 624 c.
2. Царев В. Е., Вершина Д. А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы / 2015, №24, 614 с. [текст]
3. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». - Аналитический центр, Москва. -2015, 23 с. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // 
4. Единый реест субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] - URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/