ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Конференция: CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Вирусная пандемия COVID-19 — это беспрецедентное глобальное явление, которое также является сугубо личным опытом с широкими последствиями. 20 сентября 2021 года число случаев смерти от вирусов в США превысило общее число 675 446 случаев от испанского гриппа 1918 года, что ранее было худшим показателем смертности в США, связанным с пандемией.
На протяжении последних прошедших десятилетий мировая финансовая система претерпела значительные изменения, результаты которых в полной мере еще не могут быть однозначно оценены. Однако уже можно сделать некоторые выводы. Так, например, вирус снизил глобальный экономический рост в 2020 году до годового показателя около
-3,2%, при этом восстановление на уровне 5,9% прогнозируется на 2021 год. По оценкам, мировая торговля упала на 5,3% в 2020 году, но, по прогнозам, вырастет на 8,0% в 2023 году [2]. Согласно консенсусу прогнозов, экономический спад в 2020 году был не таким негативным, как первоначально предполагалось, отчасти благодаря бюджетной и денежно- кредитной политике, принятой правительствами в 2020 году.
В большинстве стран экономический рост резко снизился во втором квартале 2020 года, быстро восстановился в третьем квартале и с тех пор был в основном положительным. Несмотря на ослабление, общие глобальные экономические последствия продолжают нарастать. Экономические прогнозы отражают сохраняющиеся риски для устойчивого глобального восстановления, связанные с возобновлением случаев инфекционных заболеваний и потенциальным инфляционным давлением, связанным с неудовлетворенным потребительским спросом, подпитываемым увеличением личных сбережений. Что касается предложения, дефицит отражает сохраняющиеся сбои на рынках труда, узкие места в производстве и цепочках поставок, сбои на мировых энергетических рынках, а также ограничения в области судоходства и транспортировки, которые усиливают инфляционное давление. По мере того, как некоторые развитые экономики начинают восстанавливаться, центральные банки и национальные правительства взвешивают последствия и сроки сокращения денежно-кредитной и фискальной поддержки в результате опасений по поводу потенциального инфляционного давления в сравнении с перспективой замедления темпов восстановления. Эти опасения усугубляются появлением новых вариантов заболеваний и нарастающими очагами пандемии, которые ставят под угрозу национальные усилия по сдерживанию распространения инфекций и полному восстановлению экономической деятельности.
Когда началась пандемия COVID-19, мировая экономика изо всех сил пыталась восстановить широкомасштабное восстановление. Глобальному экономическому росту мешали сохраняющиеся последствия растущего торгового протекционизма, торговые споры между основными торговыми партнерами, падение цен на сырьевые товары и энергоносители, а также экономическая неопределенность в Европе в связи с последствиями выхода Великобритании из Европейского Союз [1]. Каждая из этих проблем в отдельности представляла собой разрешимую проблему для мировой экономики. Однако в совокупности эти проблемы ослабили глобальную экономику и снизили гибкость политики многих национальных лидеров, особенно среди ведущих развитых экономик.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала обновленный прогноз в сентябре 2021 года, согласно которому глобальный экономический рост снизился на 3,4% в 2020 году, но также подсчитано, что мировая экономика будет расти годовыми темпами на 5,7% в 2021 году и на 4,5% в 2022 году, при условии сохранения сильной поддержки со стороны макроэкономической политики и адаптивной денежно-кредитной политики. В обновленном прогнозе прогнозировалось, что темпы роста ВВП в еврозоне вырастут на 5,3% в 2021 году, а экономика США вырастет на 6,0%. По прогнозам, рост G20, в которую входят как развитые, так и крупнейшие развивающиеся экономики, составит 6,1% в 2021 году и 4,8% в 2022 году. По оценкам ОЭСР, мировой ВВП превысил уровень, существовавший до пандемии, но уровни производства и занятости в середине 2021 года оставались на 3,5% ниже прогнозов, существовавших до пандемии, что, по оценкам, эквивалентно потере доходов примерно в 4,5 трлн долларов, или стоимости года роста мирового ВВП. Фирмы, до сих пор хорошо защищенные, но часто с более высоким долгом, чем до пандемии, могут обанкротиться. Наиболее уязвимые члены общества рискуют еще больше пострадать от длительных периодов бездействия или снижения доходов, что усугубит неравенство между странами и внутри стран и потенциально дестабилизирует экономику» [3].
По оценкам ОЭСР [7], замедление экономической активности в четвертом квартале 2022 года и прогнозируемый медленный рост, и частичное восстановление в 2023 году будут иметь долгосрочные последствия для мировой экономики, в том числе:
- По прогнозам, объем производства во многих странах в 2022 году останется примерно на 5% ниже докризисных ожиданий, что приведет к значительным постоянным издержкам, которые непропорционально затронут уязвимые группы населения.
- Небольшие фирмы и предприниматели с большей вероятностью выйдут из бизнеса.
- Многие низкооплачиваемые работники, потерявшие работу и охваченные в лучшем случае только страхованием по безработице, имеют плохие перспективы быстрого поиска новой работы.
- Люди, живущие в бедности и обычно менее охваченные системами социальной защиты, испытали ухудшение своего уровня жизни.
- Дети и молодежь из менее обеспеченных семей, а также менее квалифицированные взрослые работники изо всех сил пытались учиться и работать из дома, что могло нанести долгосрочный ущерб.
Среди развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой экономический спад, по прогнозам, наиболее негативно скажется на странах, которые полагаются на экспорт сырьевых товаров для поддержания ежегодного экономического роста. В дополнение к снижению цен на экспорт сырьевых товаров и сокращению глобального спроса на экспорт, на развивающиеся страны, по прогнозам, негативно повлияют сокращение денежных переводов, ослабление валюты и ужесточение финансовых условий.
В своих различных прогнозах ОЭСР подсчитала [5], что увеличение прямых и косвенных экономических издержек в глобальных цепочках поставок, снижение спроса на товары и услуги, а также сокращение туризма и деловых поездок означают, что «негативные последствия этих событий для других стран (не входящих в ОЭСР) являются значительными». Мировая торговля, измеряемая объемами торговли, замедлилась в последнем квартале 2019 года и, как ожидалось, продолжит снижаться в 2022 году в результате ослабления глобальной экономической активности, связанной с пандемией, что негативно сказывается на экономической активности в различных секторах, включая авиалинии, гостиничный бизнес, порты и судоходную отрасль [3].
Подводя итоги, можно сказать, что пандемия COVID-19 обозначила новый круг проблем, стоящих перед человечеством и требующих новых подходов к их решению. В настоящее время агрессивная вирусная инфекция превратилась в глобальный кризис, число известных случаев которого ежедневно увеличивается, и сотни миллионов людей находятся в изоляции. По мере того, как государство принимает меры для поддержки своих граждан и системы общественного здравоохранения, их экономика останавливается. Это чревато развитием беспрецедентного глобального экономического кризиса. Впервые человечество столкнулось с необходимостью получения новых фактических данных и исследований, чтобы лучше понять кризис, связанный с пандемией, и принять соответствующие политические решения.