Статья:

МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мальцева А.П. МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150436 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Мальцева Алина Петровна
студент, Елабужский институт, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга
Нуриева Алеся Радиевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Елабужский институт, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В данной статье описаны методы активного социально - психологического обучения, к которым авторы отнесли социально-психологический тренинг; групповая дискуссия; игровые методы .

 

Ключевые слова: методы активного социально - психологического обучения; игровые методы; дискуссия, методы, обучение.

 

На сегодняшний день все более широкое распространение в педагогике и психологии получают активные методы социально-психологического обучения. Актуальность исследования методов активного социально-психологического обучения, областей и особенностей их применения обуславливается необходимостью постоянного поиска новых эффективных подходов к обучению, воспитанию и образованию в целом, которые могли бы решать определенный круг проблем и задач в теории и практике:

− овладение педагогами-практиками основами активного социально-психологического обучения;

− развитие личностных умений и навыков учащихся, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности;

− формирование способности осуществлять эффективное межличностное взаимодействие в процессе обучения.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики «особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других)» [3, с. 206]. Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) представляют собой целый комплекс разносторонних, самостоятельных и, в тоже время, взаимодополняющих методов воздействия на учащихся. Учитывая тот факт, что посредством МАСПО реализуются психолого-педагогические закономерности учебной деятельности, использование проектных технологий заметно обогащают содержательный аспект целенаправленного воздействия на личность учащихся. Использование МАСПО способствует повышению активности обучающихся и вовлеченности их в учебный процесс. Происходит активное взаимодействие учеников с преподавателем, друг с другом, всесторонний обмен мнениями, дискуссия, диалог. В таком процессе обучения важен момент самостоятельного нахождения учащимися знаний, а не получения знаний в готовом виде, и процесс интенсивного межличностного и группового общения.

Наряду с современными методами обучения, особое внимание хотелось бы обратить на проектную деятельность, как комплексный метод развития личности учащихся [1]. Широкое применение проектных технологии нашли в современной науке, доказана их эффективность в формировании личностных качеств, учащихся разных возрастных групп.

Широкую популярность «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) завоевали во второй половине ХХ в. в системе переподготовки специалистов и в подготовке специалистов высшей школы, а позже стали использоваться и в системе общего образования. Такие исследователи, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Леонтьев рекомендовали педагогами использовать те элементы активного социально-психологического обучения, которые, во-первых, просты с технической стороны, а во-вторых, − эффективны в воспитании у учащихся адекватных поведенческих установок, в совершенствовании коммуникативных навыков и снятии эмоционального напряжения [2]. Активное социально-психологическое обучение (АСПО) характеризуется обязательным взаимодействием обучаемых между собой, а группа становится моделью для изучения социально-психологических явлений и процессов. О.А. Бенькова методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) определяет как методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учебной деятельности обучающегося в учебной или иной целевой группе [2].

Применение методов активного социально-психологического обучения конкретизируется в следующих задачах:

1. Овладение психолого-педагогическими и специальными знаниями (знаниями изучаемого предмета).

2. Формирование личностных и профессиональных умений и навыков, особенно в сфере общения.

3. Коррекция и развитие установок, необходимых для успешной деятельности и общения.

4. Развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей [5].

Отличительными особенностями методов активного социально-психологического обучения являются:

− высокая степень вовлеченности обучаемых в учебно-воспитательный процесс их мотивации и эмоциональности;

− субъектная позиция обучающихся в образовательном процессе;

− обязательное взаимодействие обучаемых между собой;

− осуществляется не только сообщение информации, но и обучение умениям практического использования усвоенных знаний;

− развитие или приобретение профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;

− сама группа рассматривается как модель для изучения социально-психологических явлений;

− процесс коллективного творчества эмоционально насыщен [4].

Несмотря на многообразие подходов, выделяются три основных типа методов активного социально-психологического обучения (Ю.Н. Емельянов):

− социально-психологический тренинг;

− групповая дискуссия;

− игровые методы [3].

Деление на группы методов в определённой степени условно, поскольку они «взаимно проникают друг в друга», например, в игровом моделировании деятельности часто используется метод анализа конкретных ситуаций или различные тренинговые методы. Трудно определить границы разделения этих методов. Каждая из данных групп имеет свои преимущества и недостатки. В зависимости от ситуации целесообразно применять конкретные методы и/или чередовать их. На практике не существует «волшебной пилюли» – нет методов, которые бы подходили идеально к различным ситуациям.

В рамках дошкольного образования методы активного социально-психологического обучения наиболее часто применяются в виде игровых методов, в которые включат различные творческие, дидактические, имитационные, ролевые и прочие виды игр. Такие игры организовываются в рамках социально-психологических тренингов, основная цель которых – развивать у дошкольников определенные умения и навыки именно в области их межличностных отношений. Таким образом, методы активного социально-психологического обучения в случае воспитания и образования дошкольников позволяют не только обучать детей социальному взаимодействию с помощью разных приемов и техник, но и развивать их индивидуальные способности, формировать личностные способы коммуникации и развивать эмоциональную включенность.

Резюмируя все выше перечисленное, следует отметить, что «методы активного социально-психологического обучения», являясь организационной формой психолого-педагогического воздействия, обеспечивают развитие познавательной активности учащихся и социально-психологических компетентностей. В целом, активные методы социально-психологического обучения эффективны при условии, что они реализуются в умелых руках. Ведь методы – это лишь инструменты, которыми пользуется профессионал. Важно правильно оценивать ситуацию и правильно подобрать метод в конкретном случае. Универсальных средств не бывает. В условиях современного информационного потока появляются новые методы и совершенствуются прежние.

 

Список литературы:
1. Асадуллина Л.Ф. Методы активного социально-психологического обучения в повышении личностной зрелости будущего психолога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. − №1-2. − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-aktivnogo-sotsialno-psihologicheskogo-obucheniya-v-povyshenii-lichnostnoy-zrelosti-buduschego-psihologa (дата обращения: 11.02.2024).
2. Бенькова О.А. Методы активного социально-психологического обучения: научно-методические основы: учебное пособие. – М.: Пресс, 2021. − 36 с.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – М.: Статут, 2006. – 328 с.