ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье раскрывается сущность развития подходов оценки стоимости предприятия. В статье подробно рассмотрен путь эволюции подходов к оценке стоимости предприятия, от классических методов, основных на финансовых показателях, до инновационных подходов, которые основываются на более комплексной и динамической методологии. В заключении работы были сформированы преимущества и недостатки каждых подходов.
Ключевые слова: Оценка стоимости предприятия, метод дисконтирования денежных потоков, сравнительный подход, затратный подход, подход ESG, Big Data.
Изначально оценка стоимости предприятия строилась на анализе материальных активов компании на основе данных из бухгалтерского баланса, поэтому данный подход получил название балансовый или затратный. Данный подход отражал текущие потребности бизнеса, он был прост, объективен и понятен.
Однако, с развитием экономической науки стало очевидно, что деньги сегодня стоят меньше, чем завтра. Таким образом, был разработан метод оценки стоимости предприятия, который позволял оценить то, сколько предприятие сможет заработать завтра и сколько это стоит сегодня. Данный метод получил название дисконтирования денежных потоков. Метод дисконтирования денежных потоков основывается на ставке дисконтирования, которая, учитывая безрисковую ставку, инфляцию и риск, формирует ценность будущих денежных потоков на сегодняшний день. В последствии появилось еще несколько подобных методов, которые сформировали доходный подход к оценке стоимости предприятия. [1, c.12]
Тем не менее из-за сложности точного прогноза и невозможности оценки нефинансовых показателей данный метод оказался не столь универсальным в развивающейся рыночной экономике.
С развитием финансовых рынков активно начал развиваться сравнительный метод или метод мультипликаторов.
Данный метод основывается на сравнении одной компании с аналогичными компании на одном или нескольких рынках с помощью использования мультипликаторов. Мультипликатор в самом общем смысле — это отношения рыночной стоимости предприятия к ее определенному финансовому показателю, например – к доходности на одну акцию.
Данный метод также имеет ряд принципиальных недостатков, потому что не может учитывать специфику компаний, то есть не учитывает ее уникальные свойства. А также не может быть применен к уникальным компаниям, которые не имеют аналогов.
Таким образом, к концу прошлого века были сформированы три основных подхода к оценке стоимости компании: затратный, доходный и сравнительный. Поэтому с начала нового тысячелетия активно начал развиваться комбинированный метод, который использовал сильные стороны каждого из трех подходов, для получения наиболее точной и справедливой оценки стоимости предприятия. [4, c.21]
Но и этот метод не смог полностью удовлетворить потребности бизнеса. В связи с активным развитием цифровых технологий все большую значимость начали приобретать нематериальные активы, технологии, интеллектуальная собственность и бренд. Все это сделало классические методы оценки стоимости предприятия ограниченными и неполноценными.
Сегодня в мире, активно развивающихся информационных технологий, невозможно оценить стоимость компании исключительно классическими методами. Одним из самых ярких примеров современных IT-компаний является компания «Телеграмм». Данная компания, за первые 6 лет своей деятельности не зарабатывала деньги, Телеграмм поставил перед собой фундаментально другие задачи, и сегодня данная компания, до сих являясь убыточной, является одним из важнейших информационных ресурсов многих стран, в частности для России. [3, c.18]
По всем этим причинам, сегодня активно развиваются другие, более гибкие и ориентированные на оценку нематериальных активов, методы оценки стоимости компании.
Современные методы имеют ряд отличительных черт, которые дают им стратегические преимущества над классическими методам:
Комплексность оценки, современные методы учитываются гораздо более широкий спектр факторов, которые влияют на формирование стоимости компании. Начиная от традиционных финансовых показателей, заканчивая инновационными, уникальными и социальными характеристиками компании.
Динамичность оценки, современные методы оценки стоимости предприятия ставят перед собой цель отражать изменения в бизнес среде, учитывая технологическое развитие и социальные тренды.
Фокус на оценке нематериальных активах компании. Сегодня необходимо учитывать такие критерии как интеллектуальная собственность, бренд и репутация.
Все эти аспекты играют важную роль в определении стоимости предприятия. [6, c.3]
На сегодняшний день можно выделить три основных направления развития методов оценки стоимости предприятия:
Оценка стоимости предприятия на основе бизнес-модели. Данный подход строится на конкурентных преимуществах компании. Суть данного метода заключается в оценке потенциальных финансовых возможностей предприятия на основе ее потенциальных драйверов стоимости, которые формируются исходя из бизнес-модели предприятия. Данный подход является значительно более прогрессивным и комплексным, в сравнении с классическими подходами, учитывающий стратегические факторы и потенциал роста. Данный подход ориентирован на современные IT предприятия и на компании, имеющие принципиально новые бизнес-модели. [5, c.7]
Другой современный подход – это оценка стоимости на основе ESG (Environmental, Social and Governance). Данный подход делает фокус на трех аспектах: экологическое влияние предприятия, его социальное ориентирование и качество и прозрачность управления. Данный подход можно назвать совершенно новой парадигмой оценки стоимости предприятия. Он ставит на первый план социальный и экологический вклад предприятия, а с учетом развития потребностей общества данный подход имеет все большую актуальность.
Третий подход основан на использовании Big data, в рамках оценки стоимости предприятия. Данный подход сегодня активно развивается, суть данного подхода заключается в анализе огромного объема информации, с помощью которых строятся алгоритмы, которые позволяют строить новые прогнозные модели, учитывающие тысячи факторов. Данный подход активно используют компании, занимающиеся разработкой и развитием онлайн платформ, что позволяет им получать полноту данных о том, что и как влияет на стоимость их компании. [4, c.67]
По итогу анализа эволюции подходов к оценке стоимости компании можно заключить, что классические методы являются универсальными инструментами для базовой оценки стоимости предприятия. Однако, в современном развивающимся мире данные методы имеют огромное количество недостатков, которые не позволяют провести глубокую и полноценную оценку стоимости предприятия. Для этих целей сегодня существуют современными подходы, которые позволяют проводить более комплексные оценки, учитывая особенности каждого предприятия, определяя его потенциальные конкурентные преимущества и драйверы роста.