Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Тормашев С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150670 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Тормашев Степан Алексеевич
студент, Национальный исследовательский ядерный университет НИЯУ МИФИ, РФ, г. Москва
Колычев Владимир Дмитриевич
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Начальник отдела оценки эффективности функционирования структуры университета, Национальный исследовательский ядерный университет НИЯУ МИФИ, РФ, г. Москва

 

Одними из основных факторов современного развития мирового сообщества в условиях системной интеграции экономик государств становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства. Инновационная активность промышленных предприятий является приоритетом для тех стран, которые занимают лидирующие позиции, а стимулирование инновационной деятельности является одним из важнейших инструментов экономического развития страны в условиях глобализации. В настоящее время все больше внимания уделяется именно инновациям, как основному фактору обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях перехода к постиндустриальной экономике.  При этом вопросы инновационной деятельности и ее необходимости понимаются не только на уровне отдельно взятых предприятий, стремящихся к лидерству на рынке, но и в рамках всего государства.

Инновационная деятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономики республики. В связи с этим в Республике была разработана и активно применяется Стратегия Инновационного развития Казахстана, осуществляется государственная поддержка в создании и обеспечении деятельности технопарков, проводятся различные конкурсы и выставки в поддержку молодых новаторов.

В условиях современного рынка предприятие, недооценивающее роль инновационного потенциала, сталкивается с ослаблением своих позиций на рынках, потерей потребителей и снижением размеров прибыли.

Однако, несмотря на столь «бурную» деятельность со стороны государственных органов, инновационная деятельность в Казахстане пока не является источником повышения конкурентоспособности страны в мировом масштабе. Кроме того, инновационная активность пока не нашла своего места в деятельности отечественных предприятий. Инновационная цепочка – от создания инновации до ее материализации и коммерциализации пока еще не работоспособна.

В этой связи вопросы применения организационно-экономических рычагов регулирования деятельностью промышленных предприятий в контексте их инновационного развития приобретают особую актуальность.

Зачастую вопросы организации и управления инновационными процессами на предприятиях рассматриваются с точки зрения вспомогательного механизма для обеспечения его стратегического развития. Однако, исследования в отношении данных вопросов показывают, что организационная структура и управленческие процессы сами по себе выступают в качестве ресурсов инновационного развития фирмы, обеспечения его конкурентоспособности и рентабельности деятельности. Одной из основных, исторически сложившихся отраслей деятельности в Казахстане является горнодобывающая промышленность. В числе основных факторов устойчивого экономического развития нашего государства — добыча и производство металла, полезных ископаемых, предназначенных для потребностей внутреннего и внешнего рынка. Анализ состояния горнодобывающей промышленности показывает тенденцию роста потребления продукции горнодобывающего комплекса в целом. Это дает определенные перспективы в сфере международной торговли для отечественной индустрии. Однако современное состояние горнодобывающей промышленности Казахстана говорит о необходимости инновационного подхода к управлению предприятиями: ухудшение горно-геологических и технических условий разработки месторождений, отставание развития минерально-сырьевой базы, говорит о потребности в больших капитальных вложениях и является предпосылкой для нового взгляда на организацию деятельности горнорудной промышленности с точки зрения инновационного развития.

Современная экономика является закономерным этапом перехода общественного развития от эпохи индустриализации к постиндустриальной цивилизации. Если в период становления индустриализма, пришедшего на замену аграрному обществу, в качестве основных отличительных черт можно было выделить - резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие науки и техники, средств коммуникации, сложное разделение труда, то постиндустриальный период характеризуется преобладанием третичного сектора (услуги, транспорт, банки, страхование), повышением роли информационных технологий, превращением науки в непосредственную производительную силу.

Вопросами постиндустриального общества занимались многие ученые. В их числе Р.Арон, Д.Белл, Г.Бекер, Ж.Бодрийяр, Ф.Бродель, П.Дракер, К.Кларк, Д.Мандел, Г.Маркузе, Д.Норт, У.Ростоу, Г.Стиглер, Дж.Стиглиц, А.Тоффлер, А.Турен, Л.Туроу, Т.Форрестер, Ж.Фурастье, Д.Хабермас, С.Хантингтон, Р.Хэйлбронер и другие. Однако определить, кто же был непосредственным автором понятия "постиндустриальное общество" на сегодняшний день очень затруднительно. Принято считать, что термин "постиндустриализм" был введен А.Кумарасвами, видным традиционалистом, специалистом по индийской философии и искусству. И, хотя впервые этот термин был использован в работе одного из основателей гильдейского  социализма А.Пенти- «Эссе по постиндустриализму (1914 г), сам А.Пенти признавал первенство за введением данного понятия за А.Кумарасвами.

Более полно вопросом развития постиндустриального общества в качестве новой эпохи цивилизации занимался профессор Гарвардского университета Д. Белл, который, выступая на международном социологическом симпозиуме в Австрии в 1959 году, дал определение постиндустриальному обществу. Постиндустриальным он выделил такое общество, в котором основной производительной силой в противовес производству становится наука. Дальнейшее развитие и признание в широких кругах эта концепция получила после выхода в 1973 г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Несмотря на то, что позднее были сделаны попытки привести терминологию к иному смыслу – от «организованного», «конвенциального» до «программируемого» общества, в научном мире закрепилось понятие именно постиндустриального общества, и соответственно – постиндустриальной эпохи развития. Наша страна вступила в данную эпоху с нескольким отставанием в сравнении с Западным миром, однако процесс интеграции мирового хозяйства и усиливающихся процессов глобализации значительно сократили разрыв в экономике и мировоззрении. В связи с этим, основное место в новых производственных отношениях все более отводится науке, нововведениям, инновациям. Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что части своего успеха они обязаны именно вложениям в развитие человека – инвестициям в образование, новые технологии, организацию и управление.

Любой хозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики стремится разработать уникальную стратегию своего поведения на рынке, чтобы не только занять определенную нишу, но и удержаться в ней. При этом у каждого предпринимателя имеется свой индивидуальный подход к этому вопросу. Именно избранная стратегия устанавливает направления деятельности предприятия: в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы, а также как именно это будет сделано, то есть каким образом будет организована работа по формированию потребительских предпочтений в данных областях. В работах Майкла Портера, признанного специалиста в области изучения экономической конкуренции одним из факторов успешного функционирования компаний является применение инноваций.

«Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций" [1]. При этом, хотелось бы отметить, что инновации - это не всегда технологический прорыв, который меняет само восприятие того или иного продукта или процесса, но и порой просто новый дизайн продукта, новый подход к управлению, новая методика повышения квалификации персонала. В этой связи становится очевидным актуальность и целесообразность инноваций и инновационного бизнеса в целом. Совокупность всех процессуальных составляющих нынешней экономической эпохи, таких как развитие информационных технологий, растущая конкуренция, политика либерализации управления, усиливающиеся процессы интеграции, ускорила необходимость перехода к новым, инновационным методам хозяйствования. Сегодня наблюдается значительный рост влияния инновационного бизнеса на бизнес. Это выражается в большом росте различных консалтинговых агентств, конструкторских бюро, увеличению вложений в НИОКР со стороны производственных предприятий и государственных органов. За последние десятилетия было разработано и принято множество документов, закрепляющих инновационный путь развития. Так, что из себя представляет инновационная деятельность? В широком смысле слова инновационная деятельность представляет собой процесс целенаправленного воздействия на факторы экономики с целью повышения их эффективности.  Непосредственно термин «инновация» принадлежит американскому ученому австрийского происхождения Йозефу Алоизу Шумпетеру (1883–1950 гг.), который в своей работе «Теория экономического развития» в 1911 году впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса [2]. Шумпетер Й. в качестве инновации определял не просто усовершенствование, а существенное изменение в производственном процессе вызванное новым соединением факторов производства либо новым видом конечного продукта. Согласно данной теории можно выделить пять изменений в развитии:

  1. применение новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции, отличающейся новыми свойствами;
  3. применение нового сырья;
  4. изменения в организации и обеспечении производства;
  5. выбор новых рынков сбыта.

Сам термин в более широкий обиход вошел в 30-е годы  XX века и подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации.

Термин «инновация» берет происхождение от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении». Дословный перевод термина «Innovatio» — «в направлении изменений».

Аналогичное с Й.Шумпетером понимание инновации в своих трудах отображают такие западные ученые как Э.Мэнсфилд, Р.Фостер, Б.Твисс, М.Е. Портер, Р.Солоу. Современное понимание инновации, соответствующее международным стандартам, в качестве результата деятельности, воплощенного в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, услуги, востребованные рынком и внедренные в практической деятельности, показывают в своих работах Саудер У.Е. и Нашар А.С.

В широком смысле слова под инновациями понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Таким образом, инновация представляет собой результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Если простое нововведение – это замена старого объекта или явления новым, то инновация – это уже овеществленный результат, полученный от инвестиций в новую технику, технологии, формы организации производства и управления. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.) незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

В последние десятилетия переход к постиндустриальной цивилизации становится все более явным, особенно в свете практически одновременных базисных инноваций во всех сферах общественной жизни.

Произошли изменения типа демографического развития, динамики и структуры потребностей личности. Фундаментальной инновацией для этого послужил перенос центра внимания с экономического роста на улучшение качества жизни, что сказывается и на изменении экологического сознания людей, их взаимоотношения с природой.

Ограниченность природных ресурсов и энергетических кризис семидесятых годов заложили основу для технологических инноваций на основе энергосберегающих производств, что сказалось на большей части отраслей промышленности. Инновации организационного и экономического характера привели к все возрастающей роли малых и средних предприятий, взамен крупных монополий. Одновременно с деконцентрацией производства в развитие инновационных процессов вносит свою лепту и тенденция интеграции - от ассоциаций малых предприятий до межгосударственных объединений.

Внедрение новшеств всегда имело огромное значение и в развитии производства. Вопросами инновационного климата занимались в российской экономике еще в начале 1980 –х годов. Уже тогда стало ясно, что инновационная активность предприятий низкая, а средства производства имеют тенденцию «старения».

В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста, объектом постоянного внимания со стороны предпринимателей.  Это связано с тем что инновационный эффект развития производственного и товарного капитала хозяйствующих субъектов обеспечивает повышение скорости оборота капитала хозяйствующих субъектов. И напротив, снижение скорости оборота ведет к деградации капитала, т.е. отрицательному инновационному эффекту развития. При этом размер прибыли, полученной от экономической деятельности прямо пропорциональна вложенному в производство капиталу и обратно пропорциональна периоду его оборота. Коммерческий аспект определяет инновацию в качестве экономической необходимости, являющейся отражением текущих потребностей рынка.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия заключается в износе средств и предметов труда. Причем особую актуальность принимает не физический, а моральный износ оборудования, технологий, процессов и непосредственно устаревание самого продукта или услуги. В связи с этим руководитель предприятия должен регулярно отслеживать изменения на рынке труда и капиталов, осуществлять мониторинг конкурентной среды, анализировать не только результаты финансово-хозяйственной деятельности, но и проводить аттестацию продуктов, средств труда, осуществлять своеобразную рентгенограмму деятельности предприятия. Инновационная деятельность фирм гораздо более эффективное средство в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы.

Инновационная деятельность предприятия включает:

  • выявление слабых мест предприятия, формулирование проблем;
  • осуществление инновационного процесса (проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, разработка технологического процесса, проектирование, изготовление, испытание инновации, лицензирование, маркетинг, реализация);
  • организацию инновационной деятельности.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.

Наглядно инновационный процесс можно представить в виде схемы:

 

Рисунок 1.1. Инновационный процесс предприятия (составлено автором)

 

Также в работе "Менеджмент на малых и средних предприятиях" под редакцией профессоров Й. Ханса Пихлера, Ханса Йобста Плайтнера и Карл-Хайнца Шмидта, выпущенной швейцарским издательством "Пауль Хаупт" в цикле выделяется шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами [3]. Обычно фазы следуют в строгой очередности, однако встречаются случаи, когда две или три фазы идут параллельно по нескольким решаемым вопросам.

 

Рисунок 1.2. Этапы жизненного цикла инновации (составлено автором)

 

Хотелось бы отметить, что этапы жизненного цикла инновации несколько отличаются от представленного нами выше инновационного процесса. Смысл и тех, и других состоит в том, чтобы описать весь процесс создания инноваций и их реализации в виде последовательно сменяющих друг друга фаз. Однако, в первом случае больше внимания уделяется именно реализации инновации на рынке, ее продвижению, оценке эффективности с точки зрения получаемого социального и экономического эффекта. Во втором же случае непосредственно на реализацию выделена одна фаза. А оценка эффективности производится с точки зрения расчетных параметров. При этом, эффективность инновационного развития предприятия определяют исходя из соотношения полученного эффекта и вызвавших его затрат

Эффективность инновационной деятельности может быть рассмотрена с нескольких ракурсов. Во-первых, это технический эффект, подразумевающий появление новой техники и технологии, открытий, изобретений, ноу-хау. Во-вторых, это ресурсный эффект, благодаря которому происходит высвобождение ресурсов на предприятии (материальных, трудовых, финансовых). В-третьих, это экономический эффект, обеспечивающий рост производительности труда и снижение трудоемкости, материалоемкости и себестоимости продукции, а также рост прибыли и рентабельности. В-четвертых, социальный эффект, состоящий в повышении материального и культурного уровня жизни населения, более полном удовлетворении человеческих потребностей и улучшении условий и безопасности труда.

Инновационная деятельность представляет собой не только непосредственно работу по внедрению идеи в жизнь, но и дальнейшее получение от нее определенных эффектов, обеспечение с ее помощью процесса расширенного воспроизводства, что отражается на этапе ее диффузии.

В связи с вышесказанным, хотелось бы обобщить в единой последовательности все стадии инновационного процесса, представив его в виде фаз жизненного цикла инновации:

  1. Поиск и создание инновационного продукта (фаза зарождения). На данной стадии осуществляется постановка цели, зарождение идеи новшества, ее разработка, технико-экономическое обоснование, эксперимент. Это наиболее трудоемкая и сложная стадия, так как основной объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара приходится на нее.
  2. Промышленное освоение (фаза внедрения). На данной стадии осуществляется маркетинг, поиск инвестора, материализации инновации,
  3. Коммерциализация и диффузия (фаза роста). Стадия характеризуется следующими процессами: сбыт инновационной продукции потребителю, использование (эксплуатация) продукции потребителем, предоставление услуг по обслуживанию и ремонту продукции,  оценка эффективности инновации, захват новых рынков;
  4. Рутинизация или стабильная реализация (стадия зрелости) характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
  5. Превращение в традиционный продукт (стадия увядания)

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Ее достоинства определяются целым рядом решаемых задач. Жизнециклическая концепция учитывает временной фактор, развертывает наглядную картину процесса, предоставляет прозрачность движения финансовых и материальных ресурсов, предоставляет возможности для моделирования и прогнозирования.

Возникновение идеи и технико-экономическое обоснование применения новых научных результатов происходит на этапе фундаментальных и прикладных исследований. Причем если фундаментальные исследования – основа всех инновационных процессов, источник получения новой информации, то основанием создания технической или технологической инновации служат поисковые исследования при создании концепции и анализе возможностей ее технической осуществимости. Непосредственно практическая материализация идеи осуществляется на этапе прикладных исследований и разработок.

Инновационная деятельность, по сути, представляет собой процедуру создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерциализация инноваций обеспечит поступление доходов и сформирует конкурентную позицию компаний.

Результатом инновационного процесса на предварительном этапе являются, как правило, новые научно-технические знания, которые разделяют на фундаментальные, базовые и технологии; на конечном этапе – это соответствующая конструкторская документация на серийное (а также либо единичное, либо массовое) производство и опытный образец (прототип). Это позволяет компаниям, осуществляющим инновационный процесс, не только самостоятельно использовать его результаты, но и вести самостоятельный вид бизнеса, продавая эти результаты как товар.

Таким образом, инновационная деятельность, может быть истолкована как деятельность, направленная на инвестирование интеллектуального решения в разработку идеи и получение новых знаний в отношении различных сторон жизнедеятельности (изделия, услуги, технологии производства, процесса организации труда и т.п.), внедрение (производства) этого, и дальнейшего получения материальных и нематериальных благ и преимуществ.  Более кратко – инновационная деятельность – это деятельность, направленная на создание, восприятие и усвоение инновации, ее коммерциализацию.

В соответствии с приведенным выше определением инновации, инновационное развитие можно отобразить как цепь реализованных на практике новшеств. Основной целью инновационного развития является получение максимального экономического эффекта от каждой единицы задействованного и превращенного в товар капитала.

Роль инноваций в успешной организации деятельности предприятий, вхождении на новые рынки, получении конкурентных преимуществ неоспорима. Большинство предприятий направляются к цели своей деятельности - максимизации прибыли с постепенным переходом к модели инновационного развития. Все больше средств направляется на обновление основных фондов, внедрение новых технологий и процессов, выпуск новых видов продукции. Замена старой техники и технологий становится острой и необходимой задачей ввиду ориентированности продукции на зарубежные рынки, где важна ее высокая конкурентоспособность

Системное реформирование предприятий всех отраслей промышленности приобретает все большее значение в виду необходимости кардинального изменения технологии производства. Это особенно важно в условиях рыночной экономики с ее быстрым изменением конъюнктуры и напрямую связано с инновационной стратегией фирм.

Основными направлениями инновационного развития предприятий на сегодняшний день являются:

  • Комплексная механизация и автоматизации;
  • Химизация;
  • Электрификация;
  • Электронизация производства;
  • Внедрение новых материалов;
  • Освоение новых технологий.

Большинство сделанных в предыдущее время открытий так и остались лежать на полках. Это было вызвано тем, что плановая экономика подразумевала под собой работу практически всех отраслей промышленности на количество. Финансирование же и внедрение новшеств приветствовалось только на оборонных предприятиях.

Переход к рыночной экономике также прошел не без потерь. Спешная переориентация на удовлетворение нужд потребителей, работа на получение максимальных прибылей, изменения в сознании людей сказались на потере основного капитала – человеческого. Произошло резкое сокращение затрат на НИОКР, что привело к сокращению высокопрофессиональных кадров, переходу их в другие сферы деятельности, ухудшилась и материально-техническая база исследований.

В качестве особенностей отечественной экономики можно выделить ее экспортно-сырьевой характер. При таком характере производства инновационная активность предприятий, реализация инновационных проектов оставляют желать лучшего.

Еще одной причиной низкой инновационной активности послужило наличие слабой конкурентной борьбы – во многих секторах экономики доминируют монополистические образования, уровень развития предприятий не настолько высок, чтобы они вступали в жесткую конкурентную борьбу, аналогично представителям западных экономик. При этом формируется естественная монополия не столько производителя, сколько продавца или посредника. В конечном счете это сужает возможности реального сектора инвестировать в технологические инновации.

Хотелось бы отметить, что состояние рынка в стране пока еще не стимулирует к созданию предпринимателями инноваций. Зачастую люди не готовы осуществлять вложения, сопряженные с большим риском в производство нового продукта, пока еще не востребованного потребителем. Отсутствие навыков управления процессом не дает возможности дать объективную оценку инновационному потенциалу предприятий, что ставит предпринимателей перед выбором – получение стабильного дохода, либо внедрение прорывной технологии, результат которой заранее не известен. Отсутствие инновационной культуры общества - одна из главных причин инновационной стагнации.

Такая ситуация еще более отбросила назад нашу экономику от инновационного пути развития, что заставляет нас сейчас искать особые пути для занятия определенных позиций и внедрению инновационного мышления.

На пути формирования инновационного типа развития в нашей стране стоит немало проблем, тормозящих его развитие. Проблема формирования, становления и развития типа инновационного развития заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития. При этом предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и возрастающих процессов международной интеграции невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

В связи с этим, если мы хотим не просто встать на путь инновационного развития, но и занять на нем определенное достойное место нам необходимо реализовать целый комплекс мероприятий. При этом в качестве источников данных мероприятий можно выделить органы государственного управления, а также механизмы экономического саморегулирования.

Одним из основных проблемных вопросов, перечисленных выше, остается слабая материально-техническая база предприятий. Современные инновационные проекты, как правило, требуют значительных инвестиций, которые не всегда имеются. Поэтому вопрос об инвестициях является наиболее трудно решаемой проблемой, так как требуется доказать необходимость, выгодность и эффективность данного проекта.  Для решения этой проблемы необходима поддержка со стороны государства, предоставление определенных льгот, налоговых кредитов, доступность внешних источников финансирования для осуществления инвестиций в обновление основных фондов, что можно будет рассматривать в качестве стимулирования инновационного развития. 

При этом необходимо иметь в виду и то, что не всегда обновление основных фондов находит свое отражение в дальнейшем инновационном развитии.  Усиление производственного потенциала предприятия без внесения изменений в кадровый потенциал зачастую ведет к омертвлению финансовых средств.  Это связано с тем, что внедрение в производство новой техники должно быть сопровождено обучением персонала работе на ней, созданием сервисных служб, обеспечением полной готовности предприятия не только к созданию новых продуктов, технологий, но и их реализации и продвижению на рынке.

Отсюда можно сделать вывод, что любое инновационное развитие - это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала. В состав общего потенциала предприятия или организации и его основных составляющих входит производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический, кадровый и собственно инновационный потенциал, который представляет, как бы ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть.

Для определения влияния инновационного потенциала на развитие предприятия необходимо иметь четкое понимание значения «инновационный потенциал», которое на сегодняшний день имеет различную трактовку.

Непосредственно понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В отдельных случаях инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим и представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [6], или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [7], что намного утрирует это понятие и сокращает область применения этой важной категории

В точных науках, в том числе физике, понятие "потенциал" отражает величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия – это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым [8].

На основании всего разнообразия определения потенциала, попробуем дать обобщенное определение инновационного потенциала и представить его структуру.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой меру готовности хозяйствующего субъекта к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения потребностей как внутренней, так и внешней среды предприятия. В рыночных условиях на инновационный потенциал оказывают воздействие все ресурсы, задействованные в обеспечении конкурентных преимуществ предприятия через инновационное развитие.

Вместе с тем, кроме внутренних ресурсов предприятия, инновационный потенциал включает институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.

Исходя из вышеприведенного определения представим наглядно сущность инновационного потенциала.

 

Рисунок 1.3. Сущность инновационного потенциала

 

Как внешняя, так и внутренняя составляющая инновационного потенциала предприятия представлены набором различных элементов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

В состав внутренней составляющей входит совокупность ресурсов предприятия. Их можно считать основой инновационного потенциала, которые принимают непосредственное участие в процессе инновационной деятельности. К элементам внутренней ресурсной составляющей можно отнести:

  1. материально-технические ресурсы;
  2. финансовые ресурсы;
  3. информационные ресурсы;
  4. человеческие ресурсы.

Материально-технические ресурсы представляют собой уровень оснащенности научно-технических работников оборудованием, материалами, вычислительной техникой, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств и источников их получения, необходимых для реализации инновационных проектов, достижения поставленных целей.

Информационные ресурсы представляют собой доступ к различным базам данных, программам, возможности использования различных алгоритмов. При этом сами по себе информационные ресурсы бессмысленны, при отсутствии специалистов, способных перевести их из разряда «потенциала» в разряд «капитала».

Человеческие ресурсы   или кадровые – это наиболее важная составляющая всего инновационного процесса, так как именно она является непосредственным источником идей, лежащих в основе инновационных проектов.

Каждый из данных видов ресурсов действуют в тесном синтезе друг с другом, оказываясь при изоляции практически бесполезными с точки зрения инновационной деятельности.  Для достижения устойчивых конкурентных преимуществ ресурсы предприятия должны отвечать определенным критериям:

  • формировать ценности в системе клиента;
  • быть редкими;
  • быть дорогостоящими для их имитации;
  • быть трудно заменимыми.

При этом наличие необходимых ресурсов не является основанием к ведению инновационной деятельности, так как ресурсной внутренней составляющей недостаточно для разработки, материализации и коммерциализации инноваций. 

Именно поэтому в качестве внутренней составляющей инновационного потенциала нами выделено наличие на предприятии инновационной культуры, обеспечивающей готовность фирмы к инновациям. Организационная культура, в основе которой лежат базовые представления и ценности о том, какой должна быть реакция на нововведения, какие действия следует предпринимать в той или иной ситуации, каким должно быть поведение сотрудников в процессе организационных и социальных изменений, является мотивационной основой деятельности сотрудников в соответствии с ценностями организации в рамках инновационного развития. В отличие от административного принуждения организационная культура выступает ключевым инструментом регуляции инновационного поведения работников посредством мотивации.

Инновационный потенциал предприятия, основанный только на вышеперечисленных элементах может так и остаться не реализованным, поэтому одним из главных вопросов является вопрос способности практической реализации инновационных проектов, что во многом зависит от грамотного менеджмента или организационно-управленческого механизма внедрения инновационных проектов на рынок. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Таким образом, внутреннюю составляющую можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом.

Равно как и внутренняя составляющая, внешняя составляющая также представлена инфраструктурными ресурсами, инновационной культурой общества и ресурсами государственной поддержки или организационно-управленческим механизмом со стороны органов власти. Эффективность инновационной деятельности каждого предприятия во многом зависит от инновационной инфраструктуры, которая является базовой составляющей инновационного потенциала не только предприятия, но и всего общества. Инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм, предприятий, наличие которых необходимо для эффективного осуществления инновационной деятельности.  Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инновационную инфраструктуру и владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. В целом, инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств, и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации инноваций в условиях повышенного риска.

Для успешной реализации инновационного проекта необходимо создание соответствующего инновационного климата и во внешней среде организации. Под инновационным климатом мы понимаем наличие благоприятных условий для осуществления и воспроизводства инновационных процессов в интересах обеспечения приоритетов социально-экономического развития экономики. В формировании благоприятного инновационного климата ведущая роль принадлежит государству. Государственная инновационная политика, законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий для достижения устойчивого развития, включая цели социального, экономического и экологического развития. Хотя инновационная деятельность предприятий в идеале должна быть, саморегулирующимся процессом побудительной причиной которого является желание эффективного собственника получить конкурентные преимущества. Однако в настоящее время невозможно эффективно решить проблемы воспроизводства и привлечения научных кадров в сферы науки, образования и высоких технологий без вмешательства государства посредством прямой и косвенной поддержки инновационной активности отечественных предприятий.

Механизмы государственной поддержки в форме создания специальных государственных   и венчурных фондов имеют недостаточную правовую основу, и их эффективность мало изучена. Формируемая с участием государства инфраструктура (технопарки, инкубаторы, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы), предназначенная для поддержки малого бизнеса, имеет малые масштабы, с одной стороны, и характеризуется неоправданным дублированием – с другой.

Косвенное регулирование, которое могло бы стимулировать инновационную деятельность, фрагментарно и не увязывает ключевых участников инновационного процесса. Все это приводит к тому, что имеющийся позитивный опыт пока не получает массового распространения.

В целом доля предприятий, где были успешно завершены инновационные работы, составляет лишь 1% от их общего числа, и поэтому правомерно сделать вывод, что инновационная деятельность не приносит пока предприятиям тех социально-экономических дивидендов, которые могли бы стать в свою очередь катализатором продолжающейся инновационной деятельности. Кроме того, данные монографических исследований, изучающие внешние и внутренние факторы, влияющие на инновационный процесс, свидетельствуют о том, что целевого воздействия государства в этой области пока не наблюдается.

Конечным результатом инновационной деятельности выступает достижение определенного результата – инновации, в связи с чем в состав инновационного потенциала введена и результативная составляющая. При ее отсутствии инновационный потенциал предприятии не имеет целевой характеристики.

Тесная взаимосвязь ресурсной, внутренней и результативной составляющих инновационного потенциала определяют необходимость выявления на практике их оптимального соотношения (исходя из роли и значимости, которую они играют в формировании и развитии потенциала).

В самом общем виде инновационный потенциал предприятия должен включать в себя следующие системные составляющие:

  • способность системы к обоснованию и выработке целесообразных (востребованных обществом) нововведений;
  • способность системы к превращению нововведения в коммерческую ценность;
  • способность системы к распространению инновационного продукта.

Как уже не раз отмечалось, цель инновационной деятельности - создание для предприятия стратегических конкурентных преимуществ. Поэтому, инновационный потенциал необходимо формировать и развивать целенаправленно, исходя из основополагающих принципов существования каждого конкретного предприятия, на основе современных подходов и методов стратегического управления. Однако в современной теории стратегического управления инновационные стратегии относятся к стратегиям функционального уровня, что не позволяет рассматривать инновации как главный конкурентный ресурс и важный фактор развития предприятия в современных условиях хозяйствования.

Стратегия развития инновационной деятельности определяет направление деятельности предприятий в сфере научных исследований и разработок, которая должна делать акцент не только на практической реализации инновационной деятельности, но и на формировании инновационного потенциала, цель которого – долгосрочное инновационное развитие. При этом инновационная стратегия должна идти в одном русле с общей стратегией предприятий, что же касается отдельных периодов (например, в условиях депрессии и кризиса), то она должна быть базовой.

Отсюда главной задачей руководителей промышленных предприятий на стратегическом уровне является умелое сочетание управления знаниями с выработкой общей стратегии развития предприятия, постоянное развитие интеллектуального капитала предприятия в соответствии с его долгосрочными целями.

Проблемы и перспективы экономического и правового регулирования деятельности промышленных предприятий в условиях инновационного развития

Инновационная деятельность промышленных предприятий, основу которой составляет создание и внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции, относится к числу важнейших факторов их эффективного развития.

Основной проблемой в инновационной деятельности является повышенная сложность организационных процессов и значительно возрастающая роль менеджмента. Качество управления приобретает все большую важность и становится одним из важнейших факторов обеспечения эффективности инновационного процесса.

Формирование инновационной культуры во многом зависит и от творческих способностей и самого человека, а также возможностей в реализации его креативного потенциала. При этом не последнюю роль играют следующие аспекты формирования и развития инновационной оргкультуры на предприятии.

При неплохой позиции Казахстана сегодня следует признать, что мы все еще отстаем от мировых лидеров горнодобывающей промышленности по показателям финансирования, результативности и качеству научной деятельности в этой области.

Так сформированы наиболее острые проблемы горнодобывающих предприятий в условиях инновационного развития:

  1. Казахстанская экономика еще не достигла инновационной стадии развития и остается преимущественно экономикой сырьевого, добычного типа. Это означает, что именно доходы от добычи полезных ископаемых составляют главный источник финансовых и инвестиционных ресурсов, перераспределяемых во все другие сферы и в том числе в научную.
  2. Без модернизации горнодобывающей промышленности невозможно достижение высокой эффективности и конкурентоспособности казахстанской экономики.

Во-первых, глубокая технологическая отсталость и изношенность технико-технологической базы горнодобывающей промышленности (согласно официальным данным, износ основных фондов в промышленности Казахстана превышает 70%, применяются устаревшие технологии) делает невозможным эффективное использование имеющихся ресурсов добычи и производства.

  1. Без модернизации невозможно решение социальных проблем и обеспечение экономической и технологической безопасности страны. Переход от добычи до выпуска новой конкурентоспособной продукции, использование современных ресурсосберегающих технологий повлечет за собой увеличение доходов промышленных предприятий и государственного бюджета, что в свою очередь создаст дополнительные возможности для реализации социальных проектов. Будут созданы новые рабочие места, ориентированные на высококвалифицированный труд, а это сделает востребованным рост уровня образования в стране.
  2. Отсутствие льготных кредитов, а также использование льготного режима по оплате государственных услуг малым и средним инновационным предприятиям с привлечением инвестиционных ресурсов заинтересованных организаций.
  3. Снижение налоговой нагрузки на инновационные виды деятельности в горнодобывающей отрасли. Предоставление налоговых льгот может осуществляться путем отнесения затрат компаний на проведение НИОКР на себестоимость продукции, а в случае необходимости – налоговых кредитов.
  4. Отсутствие отсрочки по уплате НДС при экспорте высокотехнологичных товаров в горнодобывающую отрасль. Данный налог ведет к удорожанию товара.
  5. Необходимо увеличение расходов государства на сохранение и развитие человеческих кадров, финансирование сферы профессионального образования с упором на подготовку инновационных специалистов горнодобывающей отрасли.
  6. Отсутствует модель активного внедрения ускоренной амортизации техники (3–5 лет).
  7. Отсутствуют условия для активизации лизинговой деятельности, включая создание специального фонда государственного финансирования приобретения техники для последующей передачи в пользование потребителям.
  8. Отсутствует адекватная организация геологоразведочных работ как на уровне государства, так недропользователей и инвесторов. Необходимо развивать более современные методы геологоразведки и оценки запасов.
  9. Требуется увеличение объема исследований, направленных на замену традиционных технологий на более высокоэффективные, экологически чистые и безотходные, позволяющие получить не только низколиквидные металлы, но и металлы и материалы с высокой добавленной стоимостью.
  10. Необходимо вовлечение в переработку сформировавшихся ранее отходов – это, в частности, забалансовые руды, которые на сегодняшний день заскладированы в виде отвалов на горно-обогатительных комбинатах, а также вовлечение в переработку руд кондиционных, но по своим технологическим параметрам не подходящих к существующим металлургическим переделам.
  11. Необходима разработка системы гарантий и страхования рисковых инвестиций для развития научной деятельности, предоставляемых внешним инвесторам. Предприятия берут на себя ношу предпринимательского инновационного риска, а соответствующие региональные структуры должны выступать в роли финансовых посредников между инвестором и субъектами хозяйствования. Механизмом регулирования этих отношений по поводу разделения риска может выступать комплексное возвратное финансирование.

Таким образом, инновационое развитие горнодобывающей отрасли является важнейшим стратегическим направлением обеспечения энергетической безопасности Республики. А важным условием для реализации данного направления является формирование и усовершествование организационно-экономического механизма регулирования иновационной деятельности, в основе которого должна быть положена концепция управления инновациями.

 

Список литературы:
1. М. Портер. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: «Альпина Паблишер», 2008, 720 с.
2. Й.Шумпетер. теория экономического развития, - М. Прогресс, 1982г., 455 с..
3. J. HannPichler, HansJobstPleitner, Karl-HeinzSchmidt (Hrsg.). Management in KMU: die Fьhrung von Klein-und Mittelunternehmen. – 3. Aufl. – Bern, Stutgar, Wien. – Haupt. – 2000.
4. В.Оболенский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, д.э.н «Почему в России не укоренился инновационный тип развития»//Российская Федерация сегодня, №19, 2008 год.
5. А.Исекешев: Программа поможет нам отойти от сырьевой направленности экономики, стать одной из конкурентоспособных стран мира и повысить благосостояние нашего народа//http://www.nomad.su  от 01.09.2009
6. Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности Украины / М. Данько // Экономист. – 1999. – № 10. – С. 26 – 32.,
7. Николаев, А.И. Инновационное развитие и инновационная культура / А.И. Николаев // Наука и наукознание. – 2001. – № 2. – С. 54– 65.],
8. Кравченко С., Кладченко И. Исследование сущности инновационного потенциала // http://masters.donntu.edu.ua.].
9. Оганесян А.С. Основные проблемы внедрения информационных систем для решения экономических и технологических задач горнодобывающей отрасли // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2011. № 12. С. 614.
10. Десять тенденций развития горнодобывающего сектора в 2014 году: в отрасли назрела необходимость серьезных перемен. IT-News: № 01/2014.
11. Поляков А.Н. Опережающее развитие российской экономики. Роль, место и ориентиры для горнорудной отрасли. URL: http://minex.club/accelerateddevelopment/(дата обращения: 23.12. 2015).
12. Рудаков В.В. Будущее золотодобывающей промышленности России. М.: Крокус-Экспо, 2007. С.109–115.
13. Хетагурова Т.Г. Критерии эффективности использования природных ресурсов. Международная научно-практическая конференция «Экономика и управление в современных условиях». 26 дек. 2014 г.Красноярск, 2014.