Статья:

ВКЛАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКУ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(289)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Уманчик К.В. ВКЛАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКУ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 22(289). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/289/150930 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВКЛАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКУ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Уманчик Кирилл Владимирович
магистрант, Елабужский институт, Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Гапсаламов Алмаз Рафисович
научный руководитель, канд. экон. наук, заведующий кафедры экономики и менеджмента, доцент, Елабужский институт, Казанский федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В данной статье представлен анализ возможностей образовательных организаций в решении задач по противодействию терроризму и экстремизму.

 

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, образовательная организация, воспитание, обучение.

 

Вклад образовательных организаций в профилактику терроризма и экстремизма является крайне важным в современном мире. Образование играет ключевую роль в формировании ценностей, мировоззрения и критического мышления у молодого поколения, что может помочь предотвратить радикализацию и пропаганду экстремистских и террористических идей.

В России система противодействия терроризму включает в себя различные аспекты, охватывающие как законодательные меры, так и оперативные действия правоохранительных органов. Ниже приведены основные элементы системы противодействия терроризму в России:

1. Законодательная база: В России приняты законы, направленные на борьбу с терроризмом, включая уголовное законодательство, регулирующее противодействие террористической деятельности и её финансированию.

Ее составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Уделяя внимание конкретно Концепции противодействия терроризму, стоит отметить следующие задачи, поставленные в ней:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

2. Специальные службы: В России функционируют специальные службы, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ) и другие, занимающиеся предотвращением и расследованием террористических актов.

3. Международное сотрудничество: Россия активно сотрудничает с другими странами в области борьбы с терроризмом, в том числе через участие в международных организациях и проведение совместных операций.

4. Пропаганда и просвещение: проводятся мероприятия по пропаганде здоровых ценностей, антиэкстремистская пропаганда, а также образовательные программы, направленные на профилактику радикализации.

5. Технические меры безопасности: Развитие технических средств обеспечения безопасности, включая видеонаблюдение, системы контроля доступа и другие.

6. Антитеррористические учения и операции: Проведение тренировочных учений и операций для подготовки специальных подразделений и правоохранительных органов к действиям в условиях террористической угрозы.

В России образовательные организации также играют важную роль в профилактике терроризма и экстремизма. В свете угроз, связанных с радикализацией и экстремистской деятельностью, важно, чтобы школы, университеты и другие учебные заведения принимали активное участие в формировании у учащихся адекватного мировоззрения и ценностей.

Образование как неотъемлемая часть общественной жизни не может оставаться в стороне от решения проблем терроризма. Одним из принципов в сфере образования законодательно, в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закреплён принцип приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод.

Образовательные организации играют важную роль в противодействии терроризму, так как они могут способствовать профилактике радикализации, повышению уровня осведомленности и образованности общества, а также обучению персонала для работы в сфере безопасности. Вот некоторые из возможностей образовательных организаций по участию в решении задач противодействия терроризму:

1. Образовательные программы: Разработка специализированных образовательных программ и курсов по противодействию терроризму для студентов, школьников, сотрудников правоохранительных органов и других заинтересованных лиц.

2. Исследования и аналитика: Проведение научных исследований в области терроризма, экстремизма и радикализации для выявления причин и способов предотвращения этих явлений.

3. Профилактика радикализации: Организация мероприятий по профилактике радикализации среди молодежи, включая тренинги, семинары, лекции и другие формы работы.

4. Подготовка специалистов: Обучение специалистов в области безопасности и противодействия терроризму, включая работников правоохранительных органов, служб безопасности, психологов и других специалистов.

5. Сотрудничество с правоохранительными органами: Участие в совместных проектах и программам с правоохранительными органами для обмена опытом, проведения совместных мероприятий и обучения.

6. Информационная работа: Проведение информационной работы среди студентов и общественности по вопросам терроризма, его последствиям и методам противодействия.

Таким образом, образовательные организации в России могут сыграть значительную роль в борьбе с терроризмом и экстремизмом, помогая формировать у учащихся позитивные ценности, уважение к разнообразию и способность критически мыслить.

 

Список литературы:
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. 
2. Глебов В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. – 2008. – № 5. 
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. 
4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. РГ, 20 октября 2009 г. 
5. Симдянкина Н.В. Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в образовательных учреждениях Еврейской автономной области // Вестн. ДВГНБ. 2015. № 4(69). С. 136–142. 
6. Ермаков П.Н., Брижак З.И. Высшее образование и система противодействия идеологии терроризма // Рос. психол. журн. 2010. Т. 7. № 5–6. С. 68–75. 
7. Колбеева М.Ю. Оценка школьными педагогами Брянской области результатов взаимодействия ОВД с образовательными учреждениями по вопросам профилактики молодежного экстремизма // Наука и практика. 2016. № 3(68). С. 64–67. 
8. Винниченко Е.О. Взаимодействие образовательных учреждений с правоохранительными органами в области противодействия экстремизму // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Соц.-экон. и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 1(1). С. 121–127. 
9. Гафнер В.В. Экстремизм и его профилактика в молодежной среде // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2014. № 11(211). С. 43–47. 
10. Сбитнева К.А., Кисляков П.А. Направления формирования антитеррористической личностной позиции // Научный поиск. 2015. № 2, 4. С. 78–79