Особенности внутреннего туризма лиц третьего возраста (на примере Ленинградской области): перспективы развития
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Особенности внутреннего туризма лиц третьего возраста (на примере Ленинградской области): перспективы развития
На сегодняшний день, в связи с ростом тенденций старения населения, увеличивается продолжительность жизни, снижается рождаемость, появляется такой потребительский сегмент, как люди третьего возраста. И данный сегмент становится крайне привлекательным для туристической индустрии.
Исследования, проводившиеся в последнее время, выявили, что среди туристов начинает преобладать контингент, относящийся к третьему возрасту. Так, компания АВАС Reisemonitor, занимающаяся мониторингом в сфере туризма, пришла к выводу, что к 2020 г. каждый второй отдыхающий будет старше 55 лет.
Таблица 1.
Характеристика возрастных групп [4]
Возрастные группы |
Характеристика |
От 55 до 64 лет |
Данная категория отличается наличием достаточного количества свободных финансовых средств в связи с тем, что у большинства есть небольшие домохозяйства и взрослые дети, не требующие дополнительных трат на их воспитание и образование. |
От 65 до 74 лет |
Эти туристы составляют группу наиболее активных путешественников. |
От 75 лет и старше |
Эта категория туристов самая малочисленная, т.к. желание путешествовать с возрастом угасает. |
Перспективность данной категории населения определяется тем, что люди третьего возраста имеют больше свободного времени. Трудоспособное население вынуждено работать большую часть года и может путешествовать только в период отпуска. Что касается финансовой стороны вопроса, то конечно, нужно учитывать, что пенсионеры более ограничены в финансах, чем те, кто работает [4]. Также нужно учитывать то, что люди, относящиеся к третьему возрасту, требуют больше внимания к себе со стороны обсуживающего персонала. Немаловажным аспектом является наличие диетического питания в ресторанах, а также возможность получения квалифицированной медицинской помощи [3].
По статистическим данным в Европе около трети людей, относящихся к третьему возрасту, выбирают путешествия внутри Европейского Союза, что в свою очередь является стимулирующим толчком для разработки туристических программ, ориентированных на «лиц третьего возраста» именно в Европейском Союзе. Благодаря этому социально-экономическое развитие Европейского Союза получает мощную поддержку.
Поэтому в условиях российских реалий и существующей новой геополитической обстановки крайне актуальным становится вопрос развития внутреннего туризма среди туристов третьего возраста. Особенно туризма в регионах проживания туристов третьего возраста, дабы пожилые люди имели возможность получить туристические услуги высокого качества, не отъезжая далеко от своего дома, например, в пределах своей области проживания или соседних областей проживания. Или в пределах транспортной доступности в течение 2-3 часов.
Активизация туристической деятельности на территории России может в значительной степени обеспечить развитие ее регионов. Внутренний туризм имеет сложную многофакторную природу. С экономической точки зрения он представляет широкое поле для крупных инвестиций, затрагивает различные отрасли хозяйства (транспорт, строительство, гостиничный сектор, общественное питание, здравоохранение и др.) [2].
Внутренний туризм является более благодатной отраслью по значительно коротким срокам окупаемости капитальных вложений. Внутренний туризм создает рабочие места в регионах, является мультипликатором роста национального дохода [4] и способствует повышению уровня жизни населения. И если нефть, газ и в целом недра - это исчерпаемый ресурс, а объекты туризма при его развитии, наоборот, сами могут получать дополнительный импульс для их сохранения и приумножения. Внутренний туризм имеет также огромный потенциал с точки зрения культурно-просветительской, в том числе воспитания молодежи на основе общечеловеческих ценностей (сохранение окружающей среды, привитие любви к родным местам происхождения, обитания и т.д.). Вместе с тем доля внутреннего туризма в Европе составляет около 8%, в США - 1%, а в России только 0,5% [4, с. 28].
Особенности туризма для людей третьего возраста. Эту группу иногда называют людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или «серебряного возраста». Туризм третьего возраста (старше 50 лет, хотя правильнее считать для женщин старше
55 лет, а для мужчин старше 60 лет) требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания. К особенностям туризма третьего возраста можно отнести отсутствие ярко выраженной сезонности.
В туриндустрии пока в меньшей степени предпочитают заниматься внутренним туризмом по сравнению с выездным. Внутренний туризм - это обширное поле деятельности для всех участников туристской индустрии в России. Здесь одним из важных организационно-методологических вопросов является координация деятельности, разумное распределение полномочий и взаимовыгодное сотрудничество. В качестве одного из практических инструментов может быть использована масштабная и целенаправленная разработка туристских проектов (как по традиционным туристским объектам, так и старт-ап) с целью привлечения инвесторов и комплексного участия различных структур для развития регионов РФ, а значит, и страны.
Итак, проблема взаимосвязи внутреннего туризма и развития регионов представляется крайне актуальной, в том числе с целью сохранения финансовых ресурсов населения в России. В частности, следует подчеркнуть необходимость «реанимирования» лечебного внутреннего туризма, повышения его роли и увеличения доли на туристическом рынке по отношению к внешнему туризму [1].
Что касается внутреннего туризма на территории Ленинградской области, то великолепные дворцы и парки, роскошные резиденции русских государей, средневековые замки и неприступные крепости-форпосты, сдержанное величие монастырей и суровое обаяние северной природы — все это Ленинградская область, самый близкий к Европе регион России.
Дома отдыха, пансионаты, санатории, детские оздоровительные лагеря, расположенные на ее территории, пользуются большой популярностью не только у петербуржцев, но и у гостей из других регионов России. Выше обозначенные объекты предлагают широкий спектр разнообразных оздоровительных услуг, каждый отдыхающий может выбрать оптимальный вариант оздоровительного отдыха, учитывая личные предпочтения и индивидуальные потребности [6, 7].
На функционирование санаториев Ленинградской области не влияет фактор сезонности. Морской воздух Балтики, северный хвойный лес, водные минеральные источники (хлоридно-натриевые, кальциево-натриевые и другие) и целебные грязи (сапропель) в сочетании с физиотерапией, бальнеолечением, лечебной физической культурой, электролечением и массажем дают долгосрочный оздоровительный эффект.
В инфраструктуру оздоровительных учреждений Ленинградской области входят спа-комплексы. Подобные комплексы предлагают восстановительные программы, направленные на релаксацию и борьбу со стрессом.
На территории области расположено более тысячи восьмисот озёр, а также крупнейшие пресноводные озера Европы – Ладожское и Онежское. Развитая речная сеть представлена такими реками как Нева, Луга, Волхов, Свирь, Вуокса и Сясь, которые относятся к бассейну Балтийского моря. Регион богат источниками хлоридно-натриевых, гидрокарбонатных, железистых и радоновых минеральных вод. Следует отметить, что Ленинградская область обладает потенциалом, который способствует развитию оздоровительного туризма. Развитию оздоровительного туризма способствуют: природные ресурсы (рельеф, климат, водные ресурсы, лесная растительность), лечебно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, здравницы), предусматривающие широкую специализацию в лечении заболеваний, транспортная инфраструктура, туристские фирмы, предприятия общественного питания и другие. Однако из сдерживающих факторов развития туризма в Ленинградской области является устаревшая санаторно-курортная база, отсутствие региональной инвестиционной политики в сфере оздоровительного туризма, проблема ценовой политики, неразвитая рекламно-информационная деятельность региона в области оздоровительного туризма [8].
Для развития оздоровительного туризма в Ленинградской области необходим комплексный подход: правовая поддержка, увеличения количества лечебно-оздоровительных учреждений, поддержка их на государственном уровне, совершенствование инфраструктуры туризма, создание единой базы всех здравниц региона, повышение уровня обслуживания, создание центров повышения квалификации и переподготовки персонала.