Статья:

Особенности внутреннего туризма лиц третьего возраста (на примере Ленинградской области): перспективы развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Цвик И.А. Особенности внутреннего туризма лиц третьего возраста (на примере Ленинградской области): перспективы развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 8(29). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/29/34745 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности внутреннего туризма лиц третьего возраста (на примере Ленинградской области): перспективы развития

Цвик Инна Аркадьевна
магистрант Санкт-Петербургского государственный института культуры, РФ, г. Санкт-Петербург

 

На сегодняшний день, в связи с ростом тенденций старения населения, увеличивается продолжительность жизни, снижается рождаемость, появляется такой потребительский сегмент, как люди третьего возраста. И данный сегмент становится крайне привлекательным для туристической индустрии.

Исследования, проводившиеся в последнее время, выявили, что среди туристов начинает преобладать контингент, относящийся к третьему возрасту. Так, компания АВАС Reisemonitor, занимающаяся мониторингом в сфере туризма, пришла к выводу, что к 2020 г. каждый второй отдыхающий будет старше 55 лет.

Таблица 1.

 Характеристика возрастных групп [4]

Возрастные группы

Характеристика

От 55 до 64 лет

Данная категория отличается наличием достаточного количества свободных финансовых средств в связи с тем, что у большинства есть небольшие домохозяйства и взрослые дети, не требующие дополнительных трат на их воспитание и образование.

От 65 до 74 лет

Эти туристы составляют группу наиболее активных путешественников.

От 75 лет и старше

Эта категория туристов самая малочисленная, т.к. желание путешествовать с возрастом угасает.

 

Перспективность данной категории населения определяется тем, что люди третьего возраста имеют больше свободного времени. Трудоспособное население вынуждено работать большую часть года и может путешествовать только в период отпуска. Что касается финансовой стороны вопроса, то конечно, нужно учитывать, что пенсионеры более ограничены в финансах, чем те, кто работает [4]. Также нужно учитывать то, что люди, относящиеся к третьему возрасту, требуют больше внимания к себе со стороны обсуживающего персонала. Немаловажным аспектом является наличие диетического питания в ресторанах, а также возможность получения квалифицированной медицинской помощи [3].

По статистическим данным в Европе около трети людей, относящихся к третьему возрасту, выбирают путешествия внутри Европейского Союза, что в свою очередь является стимулирующим толчком для разработки туристических программ, ориентированных на «лиц третьего возраста» именно в Европейском Союзе. Благодаря этому социально-экономическое развитие Европейского Союза получает мощную поддержку.

Поэтому в условиях российских реалий и существующей новой геополитической обстановки крайне актуальным становится вопрос развития внутреннего туризма среди туристов третьего возраста. Особенно туризма в регионах проживания туристов третьего возраста, дабы пожилые люди имели возможность получить туристические услуги высокого качества, не отъезжая далеко от своего дома, например, в пределах своей области проживания или соседних областей проживания. Или в пределах транспортной доступности в течение 2-3 часов.

Активизация туристической деятельности на территории России может в значительной степени обеспечить развитие ее регионов. Внутренний туризм имеет сложную много­факторную природу. С экономической точки зрения он представляет широкое поле для крупных инвестиций, затрагивает различные отрасли хозяйства (транспорт, строитель­ство, гостиничный сектор, общественное пи­тание, здравоохранение и др.) [2].

Внутренний туризм является бо­лее благодатной отраслью по значительно коротким срокам окупаемости капитальных вложений. Внутренний туризм создает рабо­чие места в регионах, является мультиплика­тором роста национального дохода [4] и способствует повышению уровня жизни населения. И если нефть, газ и в целом недра - это исчерпаемый ресурс, а объекты туризма при его развитии, наоборот, сами могут получать дополнительный импульс для их сохранения и приумножения. Внутренний туризм имеет также огромный потенциал с точки зрения культурно-просветительской, в том числе воспитания молодежи на основе общечело­веческих ценностей (сохранение окружаю­щей среды, привитие любви к родным ме­стам происхождения, обитания и т.д.). Вме­сте с тем доля внутреннего туризма в Европе составляет около 8%, в США - 1%, а в России только 0,5% [4, с. 28].

Особенности туризма для людей тре­тьего возраста. Эту группу иногда называ­ют людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или «серебряного воз­раста». Туризм третьего возраста (старше 50 лет, хотя правильнее считать для женщин старше
55 лет, а для мужчин старше 60 лет) требует не только комфорта, но и персональ­ного внимания со стороны обслуживающего персонала, получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в рестора­нах диетического питания. К особенностям туризма третьего возраста можно отнести отсутствие ярко выраженной сезонности.

В туриндустрии пока в меньшей степе­ни предпочитают заниматься внутренним туризмом по сравнению с выездным. Вну­тренний туризм - это обширное поле дея­тельности для всех участников туристской индустрии в России. Здесь одним из важных организационно-методологических вопро­сов является координация деятельности, разумное распределение полномочий и вза­имовыгодное сотрудничество. В качестве одного из практических инструментов может быть использована масштабная и целена­правленная разработка туристских проектов (как по традиционным туристским объектам, так и старт-ап) с целью привлечения инве­сторов и комплексного участия различных структур для развития регионов РФ, а значит, и страны.

Итак, проблема взаимосвязи внутрен­него туризма и развития регионов пред­ставляется крайне актуальной, в том числе с целью сохранения финансовых ресурсов населения в России. В частности, следует подчеркнуть необходимость «реанимиро­вания» лечебного внутреннего туризма, повышения его роли и увеличения доли на туристическом рынке по отношению к внешнему туризму [1].

Что касается внутреннего туризма на территории Ленинградской области, то великолепные дворцы и парки, роскошные резиденции русских государей, средневековые замки и неприступные крепости-форпосты, сдержанное величие монастырей и суровое обаяние северной природы — все это Ленинградская область, самый близкий к Европе регион России.

Дома отдыха, пансионаты, санатории, детские оздоровительные лагеря, расположенные на ее территории, пользуются большой популярностью не только у петербуржцев, но и у гостей из других регионов России. Выше обозначенные объекты предлагают широкий спектр разнообразных оздоровительных услуг, каждый отдыхающий может выбрать оптимальный вариант оздоровительного отдыха, учитывая личные предпочтения и индивидуальные потребности [6, 7].

На функционирование санаториев Ленинградской области не влияет фактор сезонности. Морской воздух Балтики, северный хвойный лес, водные минеральные источники (хлоридно-натриевые, кальциево-натриевые и другие) и целебные грязи (сапропель) в сочетании с физиотерапией, бальнеолечением, лечебной физической культурой, электролечением и массажем дают долгосрочный оздоровительный эффект.

В инфраструктуру оздоровительных учреждений Ленинградской области входят спа-комплексы. Подобные комплексы предлагают восстановительные программы, направленные на релаксацию и борьбу со стрессом.

На территории области расположено более тысячи восьмисот озёр, а также крупнейшие пресноводные озера Европы – Ладожское и Онежское. Развитая речная сеть представлена такими реками как Нева, Луга, Волхов, Свирь, Вуокса и Сясь, которые относятся к бассейну Балтийского моря. Регион богат источниками хлоридно-натриевых, гидрокарбонатных, железистых и радоновых минеральных вод. Следует отметить, что Ленинградская область обладает потенциалом, который способствует развитию оздоровительного туризма. Развитию оздоровительного туризма способствуют: природные ресурсы (рельеф, климат, водные ресурсы, лесная растительность), лечебно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, здравницы), предусматривающие широкую специализацию в лечении заболеваний, транспортная инфраструктура, туристские фирмы, предприятия общественного питания и другие. Однако из сдерживающих факторов развития туризма в Ленинградской области является устаревшая санаторно-курортная база, отсутствие региональной инвестиционной политики в сфере оздоровительного туризма, проблема ценовой политики, неразвитая рекламно-информационная деятельность региона в области оздоровительного туризма [8].

Для развития оздоровительного туризма в Ленинградской области необходим комп­лексный подход: правовая поддержка, увеличения количества лечебно-оздоровительных учреждений, поддержка их на государственном уровне, совершенствование инфраструктуры туризма, создание единой базы всех здравниц региона, повышение уровня обслуживания, создание центров повышения квалификации и переподготовки персонала.

 

Список литературы:
1. Бояринцев Б.И. и др. Инновационное развитие инфраструктуры здоровья населения евразийского пространства /Б.И. Бояринцев, Е.В. Рожкова, Ю.В. Сечноков//Философия хозяйства. -2014. -№1.
2. Высоцкая О.А. Туризм «третьего возраста» как фактор регионального экономического развития: зарубежный опыт и тенденции российского рынка [Текст] // Сев. регион: наука, образование, культура. – 2015. – № 1 (31). – С. 104-109.
3. Григорьева Е.И. Особенности развития туристических программ для пожилых людей/Е.И. Григорьева, Е.С. Трифонов//Вестн. Тамб. ун -та. Сер. Гуманит. науки. -2011. -Вып. 12(104). -С. 627 -632
4. Давыдова Л.А. Инновации в сфере туристских услуг //Инновационное развитие сферы услуг: учеб. пособие/Л.А. Давыдова, Л.Н. Головатюк; под ред. Е.В. Егорова, 
Т.Б. Беляевой. -М.: ТЕИС, 2010.
5. Кляп М.П., Сучасні різновиди туризму: навчальний посібник [Текст] / М.П. Кляп, 
Ф.Ф. Шандор. – К.: Знання, 2011. – 334с.
6. Новикова Е.В., Шелудкова А.А. К вопросу мотивационной направленности потребителей третьего возраста в сфере туристических услуг//Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 . URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64311 (дата обращения: 12.02.2016)
7. Основы туризма: учебник/коллектив авторов; под ред. Е. Л. Писаревского. -М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. -384 с.
8. Реброва О.Ф. Проблемы и перспективы развития рынка туризма для лиц третьего возраста. [Текст] // Вестн. Ессент. ин-та упр., бизнеса и права. – 2014. – № 8. – С. 168-176.