Статья:

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Карпенко А.М. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 25(292). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/292/151873 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Карпенко Ангелина Михайловна
Славяно-греко-латинская академия, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье представлен краткий обзор ключевых психологических факторов. Оказывающих влияние на межкультурную коммуникацию, которые определяют межнациональное взаимодействие в контексте современного мира.

 

Ключевые слова: психология, межкультурная коммуникация, социальная психология, теория коммуникации, специфика коммуникации, перцепция, коммуникативный барьер, этноцентризм.

 

Что из себя представляет межкультурная коммуникация? Отвечая на поставленный вопрос отметим, что «коммуникация» в своем общем значении представляет общение. В контексте «межкультурная коммуникация» отметим, что в данном случае речь идет о межкультурном общении, которое проявляется в процессе общения между представителями разных стран, культур, этносов и национальностей.

Рассмотрим, что такое общение само по себе. «Общение - это процесс социального взаимодействия людей, на который оказывают влияние различные социально-психологические факторы». Представим, что коммуниканты являются представителями разных этических групп, процесс их непосредственного взаимодействия усиливается в общении между друг другом сильнее, чем при общении обособленно внутри своей культуры.

В данной статье мы представим обзор психологических аспектов, возникающих в процессе межкультурной коммуникации. Чтобы проанализировать что же из себя представляют психологические аспекты межкультурной коммуникации, сразу отметим их неразрывную связь с психологией общения. Эта связь это и есть сама коммуникация в целом, отражающая собой принадлежность к культуре, оставляя отпечаток на психике человека и на всех происходящих психических процессах. Тем самым мы можем пронаблюдать как она влияет на поведение людей в процессе межкультурной коммуникации.

Большая часть психологических аспектов межкультурной коммуникации находится в рамках социальной психологии как области знания, занимающейся исследованиями взаимоотношения различных социальных групп. Исследование проблем в межкультурной парадигме вызвало появление в межкультурной психологии как отдельной сфере психологического познания, занимающейся психическими процессами в поведении человека в условиях дифференциации культур и межкультурного взаимодействия. Так же есть главный препятствующий фактор является коммуникативный барьер.

На данный момент можно выделить огромное количество классификаций касающихся межкультурных коммуникативных барьеров, которые в свою очередь основаны на различных характеристиках, в связи с чем нет единой трактовки межкультурного барьера как явления в межкультурной коммуникации. Важно опираться на тот факт, что сама суть природы межкультурного общения и ее психологическая составляющая, проявляется в основе перенесения жизненного опыта в процессе межкультурного контекста, зачастую это не всегда уместно и не применимо на практике межкультурного общения и взаимодействия.

Отметим, что в процессе межкультурного взаимодействия, у различных представителей проявляются свои внутренние установки, которые зачастую накладывают отпечаток на процесс коммуникации. Такого рода «отпечаток» формирует стиль поведения индивида в контексте межкультурного взаимодействия. Отсюда следуют проблемы в самых различных сферах, которые возникают в процессе межкультурного взаимодействия. Разбирая причины данных барьеров, можно прийти к выводу, что они не возникают по каким-то определенным причинам, они проявляются сугубо индивидуально, в связи с чем можно отметить тот факт, что это проблемы носят чисто психологический характер.

Зачастую в процессе устного воспроизведения речи люди достаточно часто сталкиваются с проблемами организации речи, с манерами воспроизведения данной речи, с нарушением личного пространства (как расстояния, так и некорректных вопросов). Данные факторы вызывают негативные реакции у других собеседников, нередко случайно задевая культурные традиции или обычаи, подобные действия в силу психологических факторов могут вызвать международный конфликт. Данное психологическое состояние представляет собой стресс. Чтобы избежать стрессовых ситуаций коммуникант должен стараться заранее предвидеть ситуацию и быть готовым к дальнейшим действиям собеседника.

Рассматривая межкультурные процессы остановимся на таком процессе как восприятие. Процесс восприятия является одним из важнейших процессов в контексте рассматриваемой проблематики. В процессе реализации личности формируется не только социальная, но и национально-культурная спецификация через которую человек в контексте своей культуры взаимодействует с представителями других культур. В связи с чем возникает необходимость в более глубоком исследовании механизма функционирования процесса межкультурной коммуникации начиная с процессов межкультурного общения в контексте его развития через восприятие. 

Восприятие тоже существует не само по себе. Оно представляет собой комплексную взаимосвязь менталитета, прочно закрепившегося в культурной самобытности и мировоззрении, которое проявляется как фактор отбора и создания информации о других людях. Именно эти два взаимносвязных фактора отражают в восприятии образ собеседника тем самым давая определенные психологические установки.

Психологическая сторона стереотипов заключается в том, что они складываются в процессе познавательной деятельности единичного или коллективного субъекта в процессе коммуникации. Психологическая составляющая проявляется в восприятии культуры и в дальнейщем формирует эмоциональную сферу человека. От эмоционального состояния зависит как будет проходить процесс межкультурного взаимодействия. Именно эмоциональный компонент присутствует в любом общении, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Важным фактором является процесс аффилиации, который способствует установлению и поддержанию взаимоотношений в процессе общения. Процесс аффилиации – это психологический компонент, который побуждает человека к установлению психологического контакта между коммуникантами. Установка контактов (устного/зрительного) важна в любой сфере деятельности. Психологический компонент в процессе общения рассматривается как эмоциогенное событие. В зависимости от контекста общения оно может быть позитивное или негативное. Позитивное проявляется в дальнейшем контакте, негативное -  в прекращении общения и дальнейшей коммуникации.

В любой коммуникации есть свои психологические особенности и трудности, которые и являются решающим фактором определяющим дальнейшее взаимодействие или его прекращение. Трудности, возникающие в процессе  формирования познавательных процессов в рамках межкультурного взаимодействия находятся в области психолингвистики, как стыковой дисциплины психологии и лингвистики, занимающейся  и изучающей процессы взаимоотношения языка, мышления и сознания.

Важно отметить, что психологические аспекты межкультурной коммуникации имеют перцептивный, эмоциональный и когнитивный характер. Все они связаны между собой и лежат в основе психологических аспектов межэтнического взаимодействия собеседников. Рассмотрим подробнее каждый аспект:

  1. Перцептивные аспекты имеют связь с механизмом восприятия культур, эмоциональные аспекты только с влиянием, которое оказано в процесс восприятия последующего взаимодействия на эмоциональную сферу собеседника в процессе непосредственного общения.
  2. Когнитивные аспекты взаимодействуют с культурой и мышлением человека, при этом язык играет огромную роль и является проводником, отражающим картину мира, которая напрямую взаимосвязана с процессом мышления. 

Опираясь на современные представления, отметим, что для устранения коммуникативных барьеров психологического плана, человеку необходимо развивать межкультурную компетенцию, ведущую к развитию межкультурной чувствительности. Данные качества могут развиваться и стихийно во время межкультурного взаимодействия, но результата в таком случае может и не быть. Целенаправленное формирование этих и других качеств меджународно-ориентированной личности – важная педагогическая задача на современном этапе. Следовательно, межкультурная коммуникация имеет и педагогические аспекты. В первую очередь они отражены в таких областях педагогического знания как поликультурная педагогика и лингводидактика.

 

Список литературы:
1. Гудкова, И. В. "Психология межкультурной коммуникации." Москва: Флинта, 2020.
2. Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. "Межкультурная коммуникация: учебное пособие." Москва: Аспект Пресс, 2019.
3. Халеева, И. И. "Межкультурная коммуникация в современном мире." Москва: Гардарики, 2021.
4. Бочарова, Е. Е. "Основы межкультурной коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата." Москва: Юрайт, 2020.
5. Самова, Л. А. "Межкультурная коммуникация в контексте глобализации." Санкт-Петербург: Питер, 2021.