Статья:

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(295)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гизетдинов П.Д. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 28(295). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/295/152466 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Гизетдинов Павел Дмитриевич
студент Волжский гуманитарный институт Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волжский
Красильникова Т.К.
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Волжский гуманитарный институт Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волжский

 

Аннотация. В контексте рассматриваемой проблематики важное значение имеет реализация установленной государственной гарантии – права граждан на жилище и одна из важнейших составляющих реализации данного права – предоставление многодетным семьям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Описанию порядка предоставления и проблемным вопросам реализации данного права в Волгоградской области посвящена данная статья.

 

Ключевые слова: земельные участки, многодетные семьи, индивидуальное жилищное строительство.

 

Многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. При этом предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или 23 лет при условии, что он обучается очно в образовательной организации. Высшие должностные лица субъектов РФ вправе расширять категорию многодетной семьи с учетом национальных, культурных и демографических особенностей развития соответствующего субъекта РФ [1, с. 2].

Родители в многодетной семье, в том числе одинокий (единственный) родитель, являются многодетной матерью или многодетным отцом. Наличие статуса многодетного родителя дает его обладателю право на льготы для многодетной семьи, а также на льготы и меры социальной поддержки индивидуального характера.

Из 2 256 626 многодетных семей, проживающих на территории Российской Федерации в 2022 году, 2 199 180 состояли на учете в органах социальной защиты населения по различным основаниям, при этом 125 875 многодетных семей состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а улучшили свои жилищные условия всего 5 767 семей, то есть примерно 4,5 % [2, с. 1].

Как уже сказано выше, важнейшим механизмом решения задачи обеспечения жилищем семей с детьми является предоставление многодетным семьям земельных участков.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право получить бесплатно земельный участок в случае и порядке, которые установлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации [3, с. 34].

Указанная правовая норма направлена на обеспечение улучшения жилищных условий многодетных семей в рамках реализации комплекса соответствующих мер, предусмотренных Правительством Российской Федерации [4, с. 2].

Порядок, основания и иные условия предоставления гражданам земельного участка в собственность бесплатно регламентируются региональным законодательством.

На территории Волгоградской области случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан установлены Законом Волгоградской области от 14.07.2015 № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее – Закон № 123-ОД).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закона № 123-ОД для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов предоставляются земельные участки в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей.

Другим обязательным условием предоставления земельных участков в собственность бесплатно является постоянное проживание гражданина на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи им заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 123-ОД гражданин признается постоянно проживающим на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, при наличии сведений, подтверждающих его место жительства на территории Волгоградской области в течение не менее 1765 дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Земельный участок предоставляется в совместную собственность супругов – родителей трех и более детей либо при наличии согласия второго супруга – родителя трех и более детей – одному из родителей трех и более детей либо лицу, его заменяющему.

В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность одному из родителей трех и более детей либо лицу, его заменяющему.

Прокуратурой Волгоградской области на систематической основе проводятся надзорные мероприятия по соблюдению прав многодетных семей на получение земельных участков, ежегодно выявляются нарушения при реализации указанной категории граждан их законного права в получении ими земельного участка.

Прокурорами выявляются факты бездействия органов местного самоуправления. Зачастую длительность предоставления земельных участков обусловлена волокитой при внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, продолжительного формирования земельных участков, несвоевременного подведения к ним инженерно-коммунальных сетей.

Самой важной проблемой продолжает оставаться отсутствие необходимого количества свободных земель, в том числе сформированных земельных участков, находящихся в государственной собственности, что приводит к колоссальному количеству граждан, имеющих законное право в получении земельного участка бесплатно, но неспособных его реализовать.

К примеру, по состоянию на 31 января 2021 года на территории Волгоградской области в целях бесплатного получения в собственность земельных участков на учете состояли 12175 многодетных граждан, в том числе в городском округе город-герой Волгоград – 5035 многодетных граждан [5, с. 2].

В период с 2012 по 2020 годы органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области многодетным гражданам предоставлен 11201 земельный участок, в том числе в городском округе город-герой Волгоград - 4126 земельных участков. Получили земельные участки и сняты с учета 48 процентов многодетных граждан в Волгоградской области и 45 процентов многодетных граждан в городском округе город-герой Волгоград [5, с. 2].

Однако в собственности субъекта Российской Федерации – Волгоградской области – в настоящее время отсутствуют земельные участки, свободные от прав и объектов недвижимого имущества, которые возможно передать в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград и другим муниципальным образованиям Волгоградской области для предоставления образуемых из них земельных участков в собственность бесплатно многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Еще одной проблемой является следующее: в результате прокурорских проверок повсеместно выявляются факты необеспечения предоставляемых многодетным семьям на территории Волгоградской области земельных участков под индивидуальное жилищное строительство необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

По состоянию на 31 января 2021 года обеспеченность инженерной инфраструктурой земельных участков на территории Волгоградской области, выделенных многодетным гражданам, составляет: газоснабжение – 15 %, электроснабжение – 35 %, водоснабжение – 10 %. Ориентировочная стоимость работ по подведению коммуникаций к земельным участкам, предоставленным только на территории городского округа город-герой Волгоград, составляет 11 млрд. рублей [5, с. 3].

В настоящее время освоение предоставленных земельных участков гражданами осуществляется низкими темпами. На территории городского округа город-герой Волгоград строительство жилья ведется менее чем на 100 земельных участках, предоставленных гражданам в период с 2012 по 2019 годы, что составляет менее 3 % от общего количества предоставленных участков. На территории других муниципальных образований Волгоградской области осваивается менее 10 % от количества предоставленных земельных участков [5, с. 3].

Необходимо отметить, что индивидуальное жилищное строительство является наиболее затратным способом улучшения жилищных условий, что также частично объясняет низкие темпы строительства жилья многодетными семьями.

В целях расширения возможностей выбора земельных участков многодетными семьями органами государственной власти Волгоградской области изменен порядок предоставления земельных участков. Так, до 2019 года местоположение земельных участков на территории Волгоградской области, предназначенных для последующего предоставления в собственность многодетных граждан, определялось по инициативе органов, уполномоченных на предоставление земельных участков.

С 12 февраля 2019 года многодетные граждане вправе самостоятельно определять местоположение земельного участка либо выбирать из земельных участков, определенных уполномоченным органом. Таким образом, у многодетных граждан появилась возможность выбирать земельные участки, в том числе в существующей жилой застройке, в непосредственной близости от систем инженерного обеспечения.

С целью создания дополнительных возможностей для улучшения жилищных условий многодетных семей на территории Волгоградской области создан и реализуется финансово-правовой механизм предоставления многодетным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, сертификатов на улучшение жилищных условий как альтернативы предоставлению земельного участка.

На территории Волгоградской области с июня 2021 года установлена возможность получения сертификата на улучшение жилищных условий взамен предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства для многодетных граждан, принятых на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно, не реализовавших свое право на однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с законодательством Волгоградской области, законодательством Российской Федерации, и нуждающихся в жилых помещениях [6, с. 1].

Порядок предоставления и реализации сертификата, его номинальная стоимость – 300 тысяч рублей, утверждены постановлением Администрации Волгоградской области от 31.05.2021 № 269-п. 

Оценивая в целом положительно приведенный выше механизм решения задачи обеспечения многодетных семей земельными участками для строительства жилья, следует заметить, что, возможно, сумма, обеспечивающая сертификат, должна формироваться исходя из реальной стоимости земельных участков с учетом региональных особенностей для большей эффективности и вовлеченности данного правового механизма в решение стоящих перед властью задач.

Однако же справедливости ради следует сказать о том, что случаи применения данного сертификата строго оговорены, изначально не нацелены на выкуп земельного участка полностью, а участвуют гораздо шире в реализации прав граждан.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Данные Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Информация о количестве многодетных семей в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2023 года по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) //  СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1119-р (ред. от 28.06.2013) «Об утверждении комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей» // СПС «КонсультантПлюс». 
5. Постановление Губернатора Волгоградской области от 12.03.2021№179 «Об утверждении Концепции обеспечения земельными участками граждан, имеющих трех и более детей, на территории Волгоградской области» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Администрации Волгоградской области от 31.05.2021 № 269-п (ред. от 11.12.2023) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, сертификатов на улучшение жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно и реализации указанных сертификатов» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Закон Волгоградской области от 14.07.2015 № 123-ОД (ред. от 22.09.2023) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (принят Волгоградской областной Думой 30.06.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
8. Комментарий к главе V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ / Н.И. Воробьев, Л.В. Воробьева, В.А. Майборода, А.А. Томтосов. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «КонсультантПлюс».