Статья:

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(296)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Карпушин А.И. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 29(296). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/296/152666 (дата обращения: 06.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Карпушин Андрей Игоревич
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Образовательный процесс университета не может в полной мере компенсировать отсутствие мероприятий, направленных на улучшение и поддержание физического здоровья студентов с низким физическим развитием и хроническими заболеваниями. Это создает предпосылки для внедрения инновационных и структурированных форм изучения дисциплин "спортивная культура". Занятия физической культурой с элементами лечебной физкультуры создают основу для укрепления здоровья учащихся. Одним из наиболее актуальных вопросов в сфере высшего образования является изучение состояния здоровья студентов и способов поддержания и укрепления их здоровья. С каждым годом растет число студентов с ослабленным здоровьем. В высших учебных заведениях таким студентам трудно адаптироваться к учебной среде. Неразумное питание, огромная учебная нагрузка, трата времени за компьютером – все эти факторы приводят к дискомфорту и вынуждают адаптироваться к системе. В процессе адаптации к академической нагрузке растет число студентов, испытывающих трудности в обучении из-за ухудшения состояния здоровья [1, с. 56].

Лечебная физическая культура, или, как ее обычно называют, физиотерапия, - это комплекс мероприятий, направленных на устранение или облегчение течения заболеваний, восстановление физических функций после травм и поддержание физического и психоэмоционального состояния учащихся с хроническими заболеваниями. [2, с. 67]. Комплекс упражнений с элементами лечебной физкультуры направлен на полное восстановление здоровья студентов и профилактику осложнений заболеваний. Чаще всего студентов не освобождают полностью от занятий физической культурой, и это не означает, что этот предмет исключен из учебной программы учебного процесса. Поэтому медицинские справки используются для указания того, какие конкретные виды деятельности и физические нагрузки нежелательны для учащихся.

С целью оценки состояния здоровья студентов, поступивших в высшие учебные заведения в 2021-2022 годах, были проанализированы 400 их медицинских карт. Согласно результатам этого анализа, только 46% студентов оказались полностью здоровыми. В свою очередь, 25% студентов были отнесены к подготовительной медицинской группе, 18% студентов были отнесены к специальной медицинской группе, а 11% студентов были полностью освобождены от занятий спортом основными причинами, по которым учащиеся специальной медицинской группы должны заниматься физической культурой, являются заболевания сердечно-сосудистой (10%), дыхательной (29%), пищеварительной (17%) и опорно-двигательной (44%) систем.

Принимая во внимание уровень здоровья каждого учащегося и характер заболевания, был разработан план мероприятий по оптимизации режима спортивной активности учащихся. Была организована специальная группа для проведения занятий по физическому воспитанию, которое является важной частью структуры самой учебной программы - элементом лечебной физической культуры. Существует множество форм лечебно-спортивной культуры: оздоровительная гимнастика, лечебная гимнастика для тела, самостоятельные физические упражнения, лечебная дозированная ходьба, дозированное лазание, массовые формы досуговой спортивной культуры (элементы спортивных игр, элементы физкультурного досуга) [3, с.34]. Группой преподавателей кафедры физической культуры и физического воспитания разработан комплекс физических упражнений, который состоит из нескольких частей (корригирующая гимнастика, метод терренкура, аутотренинг, механотерапия, оздоровительная ходьба), а также включает самостоятельную работу студентов: ведение дневника самоконтроля, подготовку небольших делайте доклады, презентации, пишите научные статьи, выступайте на конференциях и выполняйте серию этих упражнений в свободное время. Одним из элементов лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика.

Его основная задача - тренировать и укреплять мышцы позвоночника, поясницы, то есть группы мышц спины. В процессе активной коррекции используются специальная и общая физическая подготовка.

Специальная подготовка включает в себя:

-Упражнения для коррекции декомпенсации позвоночника;

-Тренируйте мышцы, участвующие в процессе дыхания;

-Практикуйте коррекцию позвоночника, подбирая индивидуальные методы с учетом текущего состояния позвоночника;

-Упражнения для разгрузки позвоночника и поддержания максимальной фиксации при выполнении определенных движений)

-Упражнения для растяжки позвоночника;

-Практика коррекции деформаций позвоночника (гиперкоррекция); -Практика формирования осанки.

Терренкур (метод измерения восхождения) сочетает в себе измеряемую физическую активность в виде пеших прогулок и скалолазания. Объем физической нагрузки при этом методе зависит от протяженности и рельефа маршрута, угла подъема и скорости ходьбы, но не забывайте о количестве остановок, сделанных по пути. Вы должны идти в спокойном темпе, равномерно вдыхая и выдыхая. Прежде чем остановиться в пути, вам нужно сделать несколько дыхательных упражнений. Каждый терренкурный маршрут должен быть оборудован специальными указателями. Метод аутологичной тренировки, включенный в комплекс упражнений с элементами лечебной физкультуры, используется для расслабления или снятия напряжения нервной системы в учебном процессе. Этот метод воздействует на психофизиологические функции организма посредством систем самовнушения и саморегуляции. Тренинг подходит как для работы с группой студентов, так и для индивидуального подхода к конкретному студенту.

В структуру механотерапии входят упражнения с дозированной нагрузкой в виде комплекса и методики на специальных тренажерах для коррекции активности суставов, правильного построения упражнений, тренировки групп мышц, повышения спортивных результатов и мотивации.

Здоровый бег - это комплекс физических, психологических и гигиенических факторов. Это естественная привычка передвигаться в любую погоду и в разное время года. Здоровый бег доступен для всех групп учащихся, поскольку не требует специальной предварительной подготовки. Во время бега активизируются все системы жизнеобеспечения организма, и нагрузка легко распределяется с учетом индивидуальных возможностей организма [2, с. 35]. Учебный курс с учетом внедрения данного комплекса упражнений и элементов лечебной физкультуры проводится два раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 1-1,5 часа, а количество учащихся в каждой группе - 8 человек. Этот курс включает в себя: теоретический курс, состоящий из семинаров и лекций; упражнения, в том числе упражнения с элементами комплекса лечебной физкультуры, разработанные отдельно для каждого студента под руководством преподавателя. Принимая во внимание психофизиологию большинства студентов, необходимо скорректировать методику применения лечебной физической культуры для каждого студента. Помимо комплекса специальных упражнений и лечебной гимнастики, рекомендуется самостоятельно изучать комплекс простых упражнений дома в свободное время.

 

Список литературы: 
1. Аухадеев, Э.И. Введение в единую научно-практическую специальность «Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия и курортология» : учебник / Э.И. Аухадеев. - М. : Практическая медицина. - 2010. - 125 с. 
2. Вайнбаун, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов / Я.С. Вайнбаун, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М. : Академия, 2002. - 240 с.
3. Каштанова, Г.В. Организация в образовательном учреждении лечебной физкультуры и массажа при травмах опорно-двигательного аппарата у детей: практ. пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина. - М. : АРКТИ, 2010. - 100 с.