ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В настоящее время к развитию профессиональной компетентности педагогов детского сада предъявляются жесткие и развернутые требования, что обусловлено, как внедрением федеральной образовательной программы дошкольного образования, так и активным внедрением цифровых технологий в организацию воспитательно-образовательного процесса, его методическое сопровождение и организацию взаимодействия между участниками образовательных отношений.
Интенсивные изменения, происходящие в настоящее время в образовательной среде, детерминируют возрастающие требования к педагогам: теперь педагогам необходимо не только осваивать новые знания, наращивать умения успешно адаптироваться к изменениям, применять инновационные методы и подходы, эффективно взаимодействовать с растущим многообразием потребностей воспитанников, как представителей новой цифровой эпохи, и их родителей, но и овладевать навыками создания новых цифровых образовательных продуктов и электронных образовательных ресурсов. Однако, несмотря на данное существенное обновление в описании профессиональных компетенций, существует противоречие между потребностями современной педагогической практики и уровнем подготовки кадров.
Однако, необходимо принять во внимание, что в большинстве дошкольных образовательных организаций работа в данном направлении ведется хаотично и представлена преимущественно педагогическими советами и семинарами, при этом практически отсутствует предварительная диагностическая работа, планирование и проектирование целостной методической системы развития профессиональной компетентности педагогов, разработанной на основе результатов диагностики и учитывающей выявленные при ее проведении проблемные зоны. Таким образом актуальность проблемы заключается в том, что педагогам бессистемно преподносится преимущественно теоретический материал, изредка проводятся практические семинары, но учета реальных потребностей и пробелов в развитии их профессиональной компетентности не производится. Такой подход не позволяет эффективно выстроить работу в данном направлении. Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности и педагогические условия проектирования методической системы развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Одним из способов успешного разрешения выделенного противоречия может стать использование методической системы как средства повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Однако, в этом случае методическая система должна включать в себя модули, охватывающие разнообразные аспекты педагогической деятельности: от новейших педагогических технологий до психологической подготовки к взаимодействию с детьми и их родителями. Такой подход обеспечит педагогов не только актуальной информацией, но и практическими инструментами для успешной реализации своих образовательных задач.
Исследование проводилось на базе «Детского сада №273» Вахитовского района г. Казани. В исследовании приняли участие 21 педагог.
Для определения уровня сформированности у педагогических работников дошкольной образовательной организации необходимых представлений и знаний, определяющих успешную профессиональную деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста, был использован следующий диагностический материал: «Комплексные задания к определению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО» А.С. Агафоновой, С.А. Воротниковой, А.А. Орловой, Т.Н. Щербаковой.
По результатам исходной диагностики у 9 чел. (43%) педагогов профессиональная компетентность сформирована на критическом уровне и 7 чел. (33%) педагогов на допустимом уровне.
Это говорит о том, что педагоги показали отсутствие четкого и системного представления о современных концепциях развития и теориях обучения и воспитания детей дошкольного возраста; представлений о педагогических технологиях обучения и развития детей дошкольного возраста. Педагоги затруднялись в выделении основных составляющих возрастной периодизации, видов детской деятельности, видов коммуникаций педагога с ребенком, педагога с родителем, педагогов между собой. У педагогов отсутствовало целостное представление о системе методических умений; проявился лишь поверхностный интерес к своей профессиональной деятельности, что свидетельствует об отсутствии сформированности у педагогов системных, глубоких профессиональных умений, потребностей и представлений о профессиональных ценностях своей профессии.
И лишь у 5 чел. (24%) педагогов профессиональная компетентность сформирована на оптимальном уровне.
Эти педагоги по результатам диагностики показали достаточный уровень знания отечественных и зарубежных психолого-педагогических теорий воспитания и развития детей дошкольного возраста; знание основных закономерностей психического развития детей дошкольного возраста; знание содержания разных видов образовательных программ (комплексных, парциальных, дополнительных); знание содержания традиционных и инновационных педагогических технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; основ взаимодействия педагога и ребенка в разных видах детской деятельности; знание требований к условиям организации образовательного процесса и предметно-развивающей среды группы.
По результатам первичной диагностики, нами была разработана программа и проведена работа по созданию эффективной методической системы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. На каждого педагога был составлен индивидуальный маршрут повышения профессиональной компетентности. В программе выделяется два сектора:
1) первый сектор – зона совместной работы – в ней отражаются мероприятия из календарно-тематического планирования, которые педагог должен посетить. Каждое мероприятие ориентировано на развитие конкретной профессиональной компетентности;
2) второй сектор – зона самостоятельной работы – в ней представлены мероприятия, обязательные для выполнения педагогами для отражения их субъектной позиции в процессе повышения их профессиональной компетентности, а также задания для активных, творческих и деятельностных педагогов, стремящихся к интенсивному профессиональному саморазвитию.
В рамках проекта была проведена следующая работа с педагогами дошкольной образовательной организации:
- посещение курсов повышения квалификации;
- участие в районных и городских методических объединениях;
- участие на семинарах, научных конференциях, вебинарах;
- индивидуальные и групповые консультирования;
- психолого-педагогические тренинги;
- круглые столы;
- участия в конкурсах педагогического мастерства;
- работа по самообразованию:
а) публикации;
б) открытые мероприятия;
в) обобщение опыта работы;
г) организация изучения опыта внедрения ФОП ДО в других регионах.
После проведенной работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности, была проведена повторная диагностика с целью выявления динамики в развитии профессиональной компетентности у педагогов дошкольной организации, а также выявление трудных для коррекции зон, в которые необходимо внести корректировки.
Полученные результаты показали увеличение количества педагогов с оптимальным уровнем сформированности профессиональной компетентности до 13 чел. (62%) педагогов. Педагоги продемонстрировали улучшение знаний в области дошкольной педагогике, детской психологии и методиках дошкольного образования. Стали уверенно использовать свои профессиональные знания, творческий подход, инновационность, целенаправленность в организации педагогического процесса и при взаимодействии с его участниками. Педагоги начали умело использовать разнообразные средства и способы для достижения оптимальных результатов педагогической деятельности. Педагоги стали проявлять активность в профессиональном саморазвитии, самосовершенствовании и достижении профессионального успеха.
8 чел. (38%) педагогов, находившихся на критическом уровне сформированности профессиональной компетентности, также добились успехов и улучшили свои знания и результаты.
Таким образом можно сказать, что предложенная программа по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации был реализован успешно, что позволяет адаптировать его под интересы и потребности дошкольной образовательной организации любого типа и комплектности, а также к любому по составу и уровню квалификации педагогическому коллективу.