Статья:

МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО ТЕМЕ «ИНФИНИТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. АНАЛИЗ ИНФИНИТИВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Новикова Е.Н. МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО ТЕМЕ «ИНФИНИТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. АНАЛИЗ ИНФИНИТИВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 7(230). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/230/123869 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО ТЕМЕ «ИНФИНИТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. АНАЛИЗ ИНФИНИТИВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Новикова Елена Николаевна
магистрант, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

Цель таких уроков – формирование грамматических навыков по теме: «Инфинитивное предложение, его функция в тексте».

Основная задача такого урока – сформировать у учащихся 8 класса навыки находить инфинитивное предложение в тексте, уметь его отличать от другого типа односоставных предложений. В ходе таких уроков учащиеся научатся проводить функциональный анализ данного типа односоставных предложений.

В школьном курсе русского языка важное место занимает синтаксис, поскольку именно он является организующим центром грамматики, где наиболее полно прослеживается функциональная значимость языковых единиц.

В 8 классе безличные предложения изучаются в разделе «Синтаксис и пунктуация», а инфинитивные предложения не включены в школьную программу русского языка. Таким образом, учитель в первую очередь должен акцентировать внимание учащихся на том, что такое синтаксис в целом. Именно на первых этапах такого урока обобщаются знания о данном разделе.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий значение и строение словосочетаний и предложений.

Учитель должен помнить о том, что в основе изучения синтаксиса лежит коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает исследование любого языкового явления не только отдельно на теории, но и в ситуациях общения и тексте. Для того чтобы ученик овладел синтаксическим строем русского языка как средством общения, необходимо осознать закономерности функционирования синтаксических конструкций, особенно механизмы их адаптации к речевой ситуации и цели коммуникации.

Таким образом, можно сделать вывод, что, начиная изучать инфинитивные предложения, учитель должен обобщить все полученные раннее знания о таком разделе, как синтаксис, описать соответствующие речевые ситуации и примеры, где раскрываются все закономерности функционирования синтаксических конструкций.

Поскольку инфинитивные предложения в школьном курсе изучения русского языка не рассматриваются авторами учебников как самостоятельная тема, учитель для начала знакомит учащихся с понятием «безличное предложение». На данном этапе важно научить учащихся находить такой тип односоставных предложений в тексте, уметь их отличать от других предложений и сравнивать между собой.

На данном этапе возможна следующая последовательность выполнения синтаксических заданий по схеме:

1) грамматический разбор безличных предложений; 

2) преобразование конструкций (например, двусоставное предложение необходимо преобразовать в односоставное – безличное);

3) самостоятельное конструирование предложений по образцу;

4) наблюдение стилистического и семантического характера;

5) употребление таких конструкций в самостоятельной речи учащихся.

Только закрепив навыки по теме «Безличные предложения», учитель может перейти к изучению инфинитивных предложений и их функциональному анализу. На этом этапе учитель знакомит учащихся с понятием «инфинитивное предложение».

Теоретический материал по данной теме представлен лишь у одного автора – В. В. Бабайцевой. Поэтому при изучении данной темы учитель должен опираться на материал учебника «Русский язык» под редакцией В. В. Бабайцевой.

На этом этапе рекомендовано использовать следующие задания: 1) определить структуру предложения; 2) найти и выделить основу предложения (главные члены) и определить, чем они выражены; 3) составить предложения заданной структуры, то есть по образцу.

На настоящий момент статус инфинитивных предложений не установлен до конца. Многими авторами школьных учебников такие предложения рассматриваются в качестве безличных предложений на основании синтагматического принципа.

Однако в последнее время распространение получила и другая теория, согласно которой инфинитивные предложения являются особым семантическим и структурным типом среди односоставных предложений. Но  в школьном изучении окончательно эта теория еще не принята, поэтому при рассмотрении инфинитивного предложения учитель должен объяснить учащимися, чем такие предложения похожи на безличные и чем отличаются от них.

 

Безличные предложения

Инфинитивные предложения

Форма главного члена не указывает на производителя действия.

Главный член является независимым инфинитивом.

Входящий в состав главного члена инфинитив является зависимым.

Инфинитив не зависит от какого–либо слова.

Действие, которое выражает главный член, протекает во времени, является временным.

Форма выражения конкретного времени отсутствует, так как инфинитив остаётся неизменным.

 

Лишь после закрепления знаний об инфинитивных предложениях, учитель может перейти к вопросу анализа этого типа односоставного предложения.

Что же такое функциональный анализ предложения? Функциональный анализ – это характеристика предложения по структуре, типу и членам предложения, при котором определяется функция данного предложения в тексте.

Для того чтобы научить учащихся выполнять функциональный анализ инфинитивных предложений необходимо хорошо закрепить знания о модальных значениях данных предложений.

Существует несколько типов модального значения инфинитивных предложений.

 

 

На заключительном этапе урока знания необходимо закрепить на практике. Здесь учитель сам должен выбирать, на базе какого текста (проза или поэзия) будет проводиться данная работа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование навыков проведения функционального анализа у учащихся старших классов – это очень сложная задача для учителя.

Только соблюдая принцип «от легкого к сложному» учитель добьется хороших результатов и достигнет своей цели.